Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.

    Тема.   Ознакомление с предложением

    Форма организации: речевая ситуация

    Цель. Формировать умения составлять и распространять предложение.

    Задачи.   Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Развивать слуховую память, связную речь. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rr_oznakomlenie_s_predlozheniem.docx18.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.

    Тема.   Ознакомление с предложением

    Форма организации: речевая ситуация

    Цель. Формировать умения составлять и распространять предложение.

    Задачи.   Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Развивать слуховую память, связную речь. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

    План – конспект.

    Этапы работы

    Действия педагога

    (методы и приёмы)

    Материалы и оборудования

    Мотивация детей к деятельности

     Незнайка просит детей научить его играть в игру «Живые слова»

     

    Постановка цели детьми

     - Ребята, мы можем помочь Незнайке? Как мы ему можем помочь?

     

      Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

     - Кто напомнит нам всем и расскажет Незнайке, как мы играем в «живые слова» (словами были дети; каждый говорил свое слово; «слова» брали друг друга за руку; все остальные узнавали, что сказали дети- «слова»).

     -  Поиграем в игру «живые слова». Послушайте, что скажут эти слова.

    Выходят заранее подготовленные дети и произносят предложение: «Саша везет санки».

    Что сказали эти слова?

    Дети отвечают.

    Правильно, они сказали предложение «Саша везет санки». Какое первое слово?

    Дети отвечают.

    Потом какое? А потом какое?

    Дети отвечают.

    Кто скажет, где в этом предложении слово везет?

    Дети отвечают.

    Где в предложении слово санки?

    Дети отвечают.

    А теперь эти дети будут другими словами. (Шепотом напоминает детям их слова.) Они что-то хотят вам сказать. Послушайте.

    По знаку воспитателя дети одновременно произносят каждый свое слово: «Сани едут сами».

    Поняли, что они сказали?

    Дети отвечают.

    Почему вам было непонятно?

    Дети отвечают.

    Как надо сказать, чтобы было понятно?

    Если дети не смогут ответить, можно предложить им послушать еще раз. Дети-«слова» так же хором произносят предложение. Вопросы повторяются.

    Нам было непонятно, потому что все сразу, одновременно, говорили каждый свое слово. Чтобы предложение стало понятным, слова надо произносить по порядку, одно за другим. Послушайте, как теперь будут говорить дети-«слова».

    Дети-«слова» говорят по очереди.

    Теперь понятно?

    Дети отвечают.

    Что сказали эти слова, какое предложение?

    Подумайте, может ли один человек также сразу, одновременно, произнести все слова?

    После ответов детей воспитатель уточняет, что слова надо говорить последовательно, а одновременно, сразу, все слова предложения один человек сказать не в состоянии. Это возможно только в игре, но тогда не понятно, что говорят слова.

    - Я знаю еще одну новую игру с «живыми словами» называется «Добавь слово». Сейчас ко мне подойдут трое детей. (Вызываю желающих.) Я скажу только два слова: мальчик и взял. А каким словом в предложении будет Саша, вы придумайте и скажите сами.

      Проверяю, запомнили ли слова непосредственные участники игры и остальные дети.

    Назвав недостающее слово, дети «читают» предложение. Выслушиваю еще несколько вариантов концовок предложения. Ребенок, предложивший новое слово, исполняет его роль. Если он употребит неправильную форму, побуждаю детей «прочитать» предложение, обнаружить ошибку и исправить ее. (Необходимо следить, чтобы дети- «слова» брали друг друга за руки.)

     Предлагаю детям-«словам» разойтись по комнате.

    Слова ушли. Вы помните, как они стояли?

    Дети отвечают.

    Надо поставить их по порядку, как они стояли: сначала первое слово, потом другие. Будьте внимательны и правильно, по порядку зовите слова.

    Дети обращаются к каждому слову так: «Слово мальчик, иди на свое место!» и т.п.

    Проводится физкультминутка.

    - Теперь мы будем играть немного по-другому. А игра будет называться «Угадай слово».

    Вызывает трех детей. Двум детям громко говорит: «Ты — слово девочка, ты — слово любит. Третьему ребенку шепчу слово шоколад. Обращается к группе.

    Угадайте, какое последнее слово. А теперь послушайте, какое предложение придумали мы: «Девочка любит шоколад».

    Дети садятся на свои места. К столу выходят три других ребенка. Аналогичным образом   распределяю между ними слова девочка, любит и новое слово — спать. Если дети будут затрудняться в отгадывании слова спать, ребенок подсказывает его жестом.

    Далее слово спать заменяется словом умываться. Дети угадывают.

    У нас получилось предложение: «Девочка любит умываться». Слово девочка, встань, пожалуйста, после слова умываться. Дети, какое же теперь получилось предложение?

    Дети. Любит умываться девочка.

    Воспитатель. Слова одни и те же, а предложение получилось другое: «Любит умываться девочка».

    Интонационно выделяет слово девочка.

    А какое предложение было?

    Дети отвечают.

    - Какие еще две игры с «живыми словами» вы сегодня узнали? («Добавь слово» и «Угадай слово»).

     

    Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

     - Послушайте стихотворение Е. Серовой. Я буду читать его, а вы мне помогайте, подсказывайте слово.

    Подскажи словечко

    Гладко, плавно лился стих.

    Вдруг споткнулся и притих.

    Ждет он и вздыхает:

    «Слова не хватает».

    Чтобы снова в добрый путь

    Стих потек, как речка,

    Помоги ему чуть-чуть —

    Подскажи словечко.

    В своей короне красной

    Он ходит как король.

    Его ты ежечасно

    Выслушивать изволь.

     «Я тут, я начеку-у-у,

    Я всех вас допеку-у-у».

    Уснули дети, свет потух.

    Молчит горластенький... (петух).

    По реке плывет бревно.

    Ох, и злющее оно!

    Тем, кто в речку угодил,

    Нос откусит... (крокодил).

    И в море не купаются,

    И нет у них щетинки,

    А все же называются Они морские ... (свинки).

    Вы, конечно, все словечки Подсказали мигом.

    Дорогие человечки,

    Закрываем... (книгу).

    Давайте вместе подбирать строчки, чтобы получалось складно. Наш зеленый крокодил... (шляпу новую купил).

    Свинка, свинка, где гуляла?.. (Яс овечками играла.)

    Скажем шутку, которая вам больше всех понравилась, громко.

    Дети выполняют.

    Тише...

    Дети выполняют.

    Шепотом.

    Дети выполняют.

    Подведение итога

     Кому мы сегодня помогали? Что мы сделали для Незнайки? Мы смогли ему помочь? - Какие еще две игры с «живыми словами» вы сегодня узнали? («Добавь слово» и «Угадай слово»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

    Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

    Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

    Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

    Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

    Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие) для детей старшей группы Тема: «В гостях у зимушки – зимы».

    Конспект интегрированной организованной  образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие)для детей старшей группыТема: «В гостях у зимушки – зимы». Прогр...

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

    Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема." Снежный колобок"

    Тема. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умения   составлять описательный рассказ....