Конспект НОД по речевому развитию "Звуки [с] и [ш]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пушкарева Елена Владимировна

Конспект разработан для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по речевому развитию:

 «Звуки [С], [Ш]»

(старшая группа, дети 5-6 лет)

Разработала: Пушкарёва Е.В.

 воспитатель группы № 11

2020 год

Цель: познакомить со звуками [С – Ш].

Образовательные задачи:

- закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш],

- дифференцировать их на слух,

- отчетливо и внятно произносить слова, насыщенные этими звуками;

- упражнять детей в подборе слов со звуками [с] и [ш].

- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, научить различать эти предметы, сходные по назначению.

Развивающие задачи:

развивать фонематическое восприятие, дыхание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища, отвечать на вопросы.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровой.

Словарная работа: чашка – стакан, чайник – кофейник, перчатки – варежки, панама – шапка, брюки – шорты, платье – сарафан, шуба – зимнее пальто, диван – кровать.

Оборудование: - парные картинки с предметами для игры «Переезжаем на новую квартиру» (чашка – стакан, чайник – кофейник и т. д., коробки для складывания картинок);

- для игры «Кто в домике живет?»: карточки из бумаги в виде плоских домиков с четырьмя окошками, предметные картинки: лиса, собака, снегирь, сорока, лошадь, мышка, кошка;

- картина с изображением леса с прорезанными кармашками, листочки (объявления).

Ход

 - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Ребята, послушайте рассказ.

(Педагог читает рассказ)

«Наступила осень. Саша с Настей поехали на велосипеде в лес за грибами. В лесу дети увидели змею. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Саша испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая змея сердитая!» Дети решили не трогать змею и отправились к ручью. Тут у Насти произошла неприятность с велосипедом – колесо спустило. Хорошо, что у Саши был насос. Он взял насос и стал качать: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Саша помог сестре накачать шину и они вместе поехали дальше собирать грибы».

- Ребята, какой вы слышали звук, когда змея грозно шипела на Сашу с Настей?

 - Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

 - Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

-  Теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

- Дети, давайте узнаем включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.

Игра «Большая и маленькая змея»

- Какую песенку поет большая змея? А маленькая?

Игра «Повтори и не ошибись»

 - Поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

 - Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.

(Воспитатель включает аудиозапись – ветер в лесу).

 - Что вы услышали?

- Давайте покажем, какой ветер бывает в лесу.

Ветер дует нам в лицо (машем ладошками на лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх, покачивая слева направо)

Ветер тише, тише, тише (опускаем руки, приседаем)

А деревья выше, выше, выше (поднимаемся, руки вверх).

- Молодцы, садитесь на свои места.

(На столах у детей лежат картинки с изображением животных).

- Ребята, у вас на столе лежат картинки с изображением животных: птиц, зверей, насекомых. Поднимите картинки те, в названии которых есть звук «ш».

Алина, кто у тебя? Произнеси слово протяжно, выделяя звук «ш». В каком месте слова стоит звук «ш»?

- Теперь поднимите картинки те, у кого названия животных начинаются со звука «с».

- Алиса, кто у тебя? Выдели звук «с» в слове «собака». В каком месте слова стоит звук «с»?

- Поднимите картинки те, у кого звук «с» находится в конце слова.  (Дети также отвечают).

Загадки с объявлениями.

 - Ребята, где живут животные?

- Наши животные живут в этом лесу (воспитатель показывает картину с изображением леса с прорезанными кармашками, на нем размещены объявления). Это необычный лес. На особом дереве размещены объявления. И пишут эти объявления животные. Я прочитаю объявления, а вы должны будете отгадать, кто их написал.

- «Ква-ква, к вашим услугам в нашем лесу доска объявлений. На ква-ква-квадратных листочках написано все, но подписи нет. Какая ква-ква-квартира и кто написал? Прочти объявления и вспомни про нас».

- У кого отгадка к этой загадке? Почему ты думаешь, что это лягушка?

- «Всем! Всем! Всем! Кому нужны рога, обращайтесь ко мне один раз в год!»

- У кого отгадка к этой загадке? Почему ты думаешь, что это лось?

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, прошу вас называть меня по имени и отчеству! Патрикеевной больше не называть!»

- У кого отгадка к этому объявлению? Как просит не называть себя лиса? 

- «Соловью! Заявление! Если я хрюкаю, то это не значит, что мое пение никому не доставляет удовольствия!»

- «Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу только ночью! Ух!»

- «Приглашение! Дорогой мой брат. Бурый медведь! Жду тебя в гости. Так как у нас на Севере холодно, одевайся потеплее! Приезжай быстрее!»

- Молодцы ребята, быстро справились с заданием.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Воспитатель размещает на доске два домика и обращается к детям.

- Ребята, где живут звери?  птицы? 

 - Для зверей и птиц построили домики. Поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук «с», во втором – животные, в названии которых есть звук «ш». В каждом домике есть квартиры. У вас есть картинки с животными. Подумайте и скажите, в какой домик вы их поселите.

(Дети вставляют нужные картинки в кармашки, а потом говорят, кого они поселили и почему, именно в этот домик).

- Как вы думаете, Настя правильно поселила животных?

Физминутка

- Ребята, давайте отдохнём. Выполняйте движения, а как прозвучит звуковой сигнал, займите свои места.

В лесу темно    (дети имитируют сон, наклоняя голову)

Все спят давно   (в одну и другую сторону)

Одна сова не спит,    (имитируют полёт)

Летит кричит -

На сук присела,  (приседают)

Дальше полетела. (Дети разбегаются по комнате и садятся на стулья)

Дидактическая игра «Переезжаем на новую квартиру»

- Вот мы поселили животных в новые квартиры. Как вы думаете, что нужно брать с собой, когда переезжаешь на новую квартиру? 

(Воспитатель раздает детям парные картинки).

- Сейчас мы будем собирать вещи и упаковывать их в чемоданы для переезда. Сначала соберем одежду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи похожи! Не спутайте свитер с жилетом, шапку с панамой. Собранную одежду я сложу в синий чемоданчик.

(Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например, панама. Если ребенок ошибается, картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Можно предложить кому-нибудь из детей вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым).

- Ребята, вы все молодцы! Наше занятие подходит к концу. Выйдите, пожалуйста, из-за столов на коврик. Лягте на пол, не мешая друг другу. Пока мы будем выполнят звуковую релаксацию, подумайте, что вам понравилось на занятии, в чём были трудности, что необходимо повторить.

Звуковая релаксация по М. Лазареву

Цель: расслабление дыхательных и других мышц.

И.П. – лёжа на спине, глаза закрыты.

Выполнение – произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук – 2 раза. Звука – С, Ш.

- Вставайте, подходите ко мне. Ребята, что вам понравилось на занятии? В чём вы испытывали трудности? Какое задание было трудным для вас? Какое лёгким?

- Вы все умницы, мне очень понравилась ваша работа на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...