Проблема автоматизации звуков в речи детей с ОВЗ (ТНР).
статья по логопедии

Козырева Диана Зауриевна

Самый главный секрет автоматизации звуков - это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям как у ребенка, так и у взрослого. А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomat_zvukov-_statya.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема автоматизации звуков в речи»

Автор: Козырева Диана Зауриевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №53 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга.

Работа по автоматизации звука, т.е. включение звука в речь – это  трудный, длительный и сложный процесс для психологии ребенка, т.к. ему приходится тормозить привычный, неправильный уклад произношения.            

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
  2. При постановке соответствующего звука не обращается внимание на другие, неправильно произносимые звуки.
  3. Материал должен прорабатываться последовательно. Нельзя строить работу выборочно или пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки сказываются в дальнейшем на качестве исправления.
  4. Переход от одного этапа работы к последующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
  5. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
  6. Занятия по автоматизации поставленного звука должны быть ежедневными, желательно – перед настольным зеркалом – для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппарата.
  7. Родители должны активно помогать ребенку. Для  преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия.

Список использованной литературы:

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Спб., 1994.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.

  1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)

Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....

Картотека заданий по автоматизации звуков в речи детей "Говори правильно"

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями по автоматизации звуков в речи детей. оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики....

Автоматизация и дифференциация звуков в речи детей с общим недоразвитием речи посредством игр со светом.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи заметила, что если традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями...

Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.

Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...

Автоматизация звуков в речи детей

Рекомендации родителям по автоматизации звуков в речи детей....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...