Конспект логопедического занятия по теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия  по теме "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_semya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Семья».

Коррекционно-образовательные цели: 

• активизировать словарь по теме занятия;

• упражнять в  образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных;

• упражнять в подборе антонимов;

• обучать составлению рассказа по картине.

Коррекционно-развивающие цели:

• формировать связную речь;

• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

• развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать  любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.

Оборудование: сюжетная картина «Семья».

Ход занятия:

I. Орг. момент.

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».

 
Этот пальчик – дедушка, 
Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик – папочка, 
Этот пальчик – мамочка, 
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! 

II. Сообщение темы занятия.  Сегодня мы отправимся в гости к мальчику Саше и будем говорить о семье.

III. Активизация словаря. Образование сущ-х с ум.-ласк. суффиксами, сравнительной степени прилагательных, антонимов.

1. Образование   сущ-х с ум.-ласк. суффиксами. Саша живет в дружной семье. Как члены семьи обращаются ласково друг к другу?

 «Назови ласково членов семьи».

мама – мамочка и т. д. папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра.

2. «Кто кем приходится?» 

Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

3. Подбор определений к сущ-м. Расскажите Саше, какие ваши родители, бабушка, дедушка.

Игра с мячом «Какой? Какая?»

Мама – добрая красивая, ласковая…..

Папа – сильный, смелый, храбрый…

Семья – большая, дружная, крепкая….

Бабушка – любимая, добрая, заботливая…

Дедушка – умный, сильный, веселый…..

4. Образование сравнительной степени прилагательных. Кто в Сашиной семье старше, а кто младше?

“Кто старше (младше)?”
Кто старше девочка или мама? 
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка? 
Кто младше мальчик или бабушка? 
Кто старше мама или бабушка? 

5.  Употребление антонимов. Назовите противоположные качества людей.

Игра “Наоборот”

Мальчик полный – (мальчик худой).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой). 
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой). Сильный – (слабый).

IV.  Динамическая пауза  «Семейная зарядка».

Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми? – делать зарядку. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

1. Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

V. Составление рассказа по сюжетной картине.

Расскажите, как семья Саши проводит вечер.

 

  1. Составление предложений по вопросам.

  Что делает папа? (Папа играет в шахматы с дедушкой).

  Что делает мама? (Мама читает книгу).

  Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).

  Что делает девочка? (Девочка учит буквы)

  Что делает мальчик? (Мальчик смотрит, как играют в шахматы папа и дедушка)

2. Рассказ логопеда.

 Рассказ «Семья».

У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой, кошкой Василисой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа с дедушкой играют в шахматы. Дима наблюдает за их игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Оля читают книжку. Оля учит буквы. Кошка спит на коврике.

3. Рассказывание по цепочке.

4. Составление рассказа  2-3 детьми.

VI. Подведение итогов занятия.

Оценка работы детей. Задание на дом – составить рассказ «Моя семья» по рисунку.

Илюша, мама не злая, а ...

Никита, папа не низкий, а..

Саша, папа не старый, а…

Рэм, дедушка не грустный, а...

Лева, ты не маленький, а...

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Всех могу пересчитать:

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным  пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» 
Этот пальчик – дедушка, 
Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик – папочка, 
Этот пальчик – мамочка, 
Этот пальчик – я 
Вот и вся моя семья! 

Игра “Что куда”. (по картинам)
- Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)
- Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)
- Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

- Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в 
чашку)
- Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)
- Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из
чашки)

- Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)
- Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)
- Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

- Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)
- Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)
- Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

- Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)
- Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)
- Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)

8. Игра “Кто чем действует”.(по картинкам)
Мальчик ест ложкой. Папа пилит пилой.
Девочка причесывается расчёской. Девочка копает лопатой.
Мальчик ловит рыбу удочкой. Мама гладит утюгом.
Девочка рисует карандашом.

9. Выкладывание из геометрических фигур картинки “семья”.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось
?

Игра “Запомни и скажи” (по картине)
Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
Сколько человек на картине? (5)
Где сидят дети? (на полу, у стола)
Чем играют дети? (кубиками)
Что висит на стене? (картина)
Что делает бабушка? ()
Что у мамы в руках? ()
У папы усы или борода? ()

4. Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

6. Пересказ рассказа “Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.
Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили. 
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
- Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
Стали маленькую Машу называть большой.
1 – чтение 
2 – ответы на вопросы по тексту
3 – повторное чтение
4 – пересказы детей.
7. 
Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Чей рассказ понравился 
больше всего?

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

- Посмотрите это кто? ( слайды – фото)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа - строгий, умный, сильный:

 А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Беседа по фотографиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.Занятие содержи...