Занятие с заикающимися детьми по теме "Дом"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пачкова Лариса Александровна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 20

1.Релаксационная гимнастика

Упражнение № 1. Упражнение «Кулачки».

Цель: напряжение и расслабление мышц рук.

«Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты, (сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем-

Отпускаем разжимаем…» (разжать) (2 раза).

Обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и наоборот, в момент расслабления!

Упражнение № 2. 

Упражнение «Шалтай — Болтай».

Цель: напряжение и расслабление мышц рук.

«Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо),

Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки).

(3 раза).

 

Упражнение № 3.

Упражнение «Замедленное движение»

Цель: обучение позе покоя.

«Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая,

Замедляются движенья, исчезает напряженье.

(Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты).

И становится понятно, расслабление приятно».

(Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку).

Упражнение №4    «З».

Цель: снятие речевого зажима.

Обратить внимание: кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка умеренно вытянута.

«За – за – за, за – за – за – здесь привязана коза.

Зы – зы – зы, зы – зы – зы – мало травки у козы.

Зу – зу – зу, зу – зу – зу – отвязали мы козу.

За – за – за, за – за – за – залезает в сад коза.

Зу – зу – зу, зу – зу – зу – привязали мы козу.

За – за – за, за – за – за – здесь привязана коза».

2.Дыхательная гимнастика

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
сделать глубокий вдох через нос, надуть «щёчки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
 
Упражнение 2. НАСОСИК.
ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, ребёнокотвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
 
3.Артикуляционная гимнастика.

Упражнение № 1 «Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики        

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Упражнение № 2

 «Лопатка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — лопатка        

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Упражнение № 3

 «Окошко»

Артикуляционная гимнастика в стихах — окошко        

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

4. Упражнения для работы над голосом

Упражнение № 1.. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
      
ииииииииии
      эээээээээээ
      аааааааааа
      оооооооооо
      ууууууууууу

Упражнение № 2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, Вы ощутите сильную вибрацию.
    Особое внимание следует уделить звуку 
"р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
       
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.

5.Невербальные средства общения

Упражнение № 1.. Разговор через стекло Цель: развить умение мимику и жесты. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение ―Через стекло‖. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, ―Ты забыл надеть шапку‖, ―Мне холодно‖, ―Я хочу пить…‖), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Упражнение № 2

Вежливые слова Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

     

6.Самомассаж ( или массаж точек)

 Пальчиковая игра «Мячик»

Я мячом круги катаю,

 Взад - вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку.

 Будто я сметаю крошку,

 И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму,

 И другой рукой начну.

7.Самовнушение.

Мой взгляд уверенный, поза свободная, я расслаблен и спокоен, тревоги нет, я делаю вдох и говорю легко и свободно. Я начинаю говорить и спокойствие не покидает меня. Моя речь словно вытекает плавно, красиво, спокойно.

8.Говорим легко

 1.Сообщение темы занятия. Графический диктант.

- Давай узнаем, о чем мы будем говорить на занятии. Отгадка под квадратом

- Сделай шаг вверх, три влево, два вверх. Что под квадратом? ДОМ

(развитие пространственной ориентировки)

Основная часть занятия.

Беседа по теме.

- Как называется жилье человека? (дом, квартира)

- Сколько этажей у твоего дома?

- Если у дома 4 этажа, то дом…и т.д.

- Сколько комнат в твоей квартире?

- Если в квартире 3 комнаты, значит квартира какая? …(трехкомнатная)

       (образование сложных слов, развитие речи)

 

Работа по картине и предметным картинкам. Ответить на вопросы.

- Сколько комнат в квартире?

- Что есть в этих комнатах? (мебель)

 - Где изготавливают мебель?

- Где ее покупают?

 - Эта гостиная, назови мебель гостиной….

- Для чего нужны - диван, кресло, журнал, столик, книжный шкаф?

- Назови спальную мебель….

- Для чего нужны – кровать, одежный шкаф, тумбочка?

- Назови кухонную мебель….

- Для чего нужен – обеденный стол, шкаф для посуды, стулья?

- Какие бывают шкафы, столы?

- Подбери ту мебель, которая есть у тебя в комнате (предметные картинки)

Разминка. Выполнить задания и сказать, что ты сделал

- Сядь на стул.

- Иди к шкафу.

- Возьми из шкафа мяч.

- Стань около письменного стола.

- Назови ту мебель, которая есть у нас в кабинете.

(понимание предложных конструкций)

        Образование относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он какой…

Диван сделан из кожи -…

Стол из дерева - …

Кресло из кожи - …

Полка из железо - …

Если на полке хранятся книжки, значит она - …

 

        Дидактическая игра «Большой - маленький»

Шкаф – шкафчик

Стол – столик

Кресло – креселко

Диван – диванчик

Полка - полочка

Дидактическая игра «Один - много»

Шкаф – шкафы, стол – столы, диван – диваны и т.д.

Работа с рисунком. Помоги Маше навести порядок на кухне.

(употребление предлогов – в, на)

•       Работа над связным текстом.

- У Маши в комнате есть свой уголок, где она рисует, пишет, читает. Вот послушай рассказ.

«Машин уголок»

  У Маши есть свой уголок. Там стоит стол и стул. Стол стоит около стены. Около стола стоит стул. Маша сидит на стуле. У Маши есть кот Мурзик. Кот Мурзик лежит под столом. Маша любит своего кота Мурзика.

Перескажи рассказ, используя предметные картинки.

Ответить на вопросы.

Подвижная игра для развития координации слова и движения. «Столяры»

А ну – ка, веселее

Ударим молотком,

Покрепче, поровнее

Мы гвоздики забьем.

Тук – тук, тук – тук,

 

5. Итог занятия.