Индивидуальная программа коррекционных занятий по преодолению логоневроза у ребенка
рабочая программа по логопедии

Лемешко Елена Владимировна

Индивудуальная программа коррекционных занятий по преодалению логоневыроза у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_na_rebenka_s_logonevorzom.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа коррекционных занятий по преодолению логоневроза у ребенка

 

                                                                                Логопед: Лемешко Е.В.

        Ф.И.О., возраст ребенка______________________________

Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по преодолению заикания.

Цели: 

  • Торможение патологических речедвигательных стереотипов.
  • Формирование речевого дыхания.
  • Регуляция мышечного состоянии.
  • Развитие артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры лица.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Развитие координации и ритмизации движений.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие планирующей функции речи.

Задачи: 

  • Формирование праввильношго речевого режима.
  • Формирование правильного полного вдоха.
  • Формирование навыков ротового и носового дыхания, выработка диафрогмального типа дыхания.
  • Формирование правильного длительного выдоха через рот.
  • Формирование длительного фиксированного выдоха со звуком.
  • Формирование длительного фиксированного выдоха со слогом.
  • Формирование спокойного вдоха и длительного выдоха на материале слов.
  • Формирование длительного продолжительного речевого выдоха на материале предложений, фраз.
  • Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус.
  • Снижение мышечного и психоэмоционального напряжения (релаксационная гимнастика).
  • Формирование умения расслаблять мышцы речевого аппарата (губы, нижняя челюсть, мышцы языка, мышцы глотки и мягкого нёба, мимических мышц).
  • Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания.
  • Формирование подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
  • Формирование умения расслаблять мышцы шеи для рефлекторного расслабления мышц корня языка.
  • Развитие интонационных характеристик речи.
  • Развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций.
  • Формирование навыка мягкой голосоподачи.
  • Развитие ритмических движений в сочетании с ритмическим произнесением слогов, слов, предложений. Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.
  • Формирование навыков речевого общения. Развитие произвольного внимания и памяти.
  • Совершенствование невербальных способов общения.
  • Формирование вербальных средств общения формулами апелляции: «Извините, пожалуйста», «Будьте добры», «Можно к вам обратиться».
  • Формирование умения проговаривать высказывание про себя (внутреннее проговаривание).  

Цель.

Задачи.

Содержание коррекционной работы.

Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

Формирование щадящего речевого режима (режим молчания, шёпотная речь).

Ограничение речевого общения (организация игр-молчанок, дидактические игры без речи).

Формулирование вопросов так, чтобы ребёнок мог ответить кивком головы или односложно (да, нет).

Формирование речевого дыхания.

Формирование правильного полного вдоха.

Плавный неторопливый бесшумный вдох с поднятием стенки живота без напряжения и излишнего набора воздуха.

Формирование навыков ротового и носового дыхания , выработка нижнерёберного типа дыхания.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом. Привычка дышать через нос.

Формирование

правильного длительного выдоха через рот.

Плавный длительный без усилий и напряжения выдох. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи: «Цветочек», «Одуванчик», «Задуй свечу», «Костер», «Погрей руки»,«Листья шелестят», «Флажок», «Покатай карандаш», «Чья птичка дальше улетит?»,«Трубочка», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей» ,«Вертушки» и т.д..

Формирование длительного фиксированного выдоха со звуком.

  1. Развитие удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков (а,о,у,ы,э,и) и согласных (ф, с, ш, х).

Дыхательные упражнения на материале гласных звуков: «Эхо», «Вьюга». «В лесу». «Ауканье», «Ежик». «Гуси шипят». «Гуси шипят». «Насос». «Регулировщик»и т.д

2. Экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение звуков без напряжения

Формирование длительного фиксированного выдоха со слогом.

1.Развитие удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов. Произнесение слогов в звукоподражаниях (гусь: га-га-га, корова: му-му-му, кот: мяу-мяу-мяу и т. д.) «Часики», «Паровозик». «Партизаны», «Дровосек». «Маятник». «Лесенка», «Корова и телята». «Кто это?» и т. д.

2.Экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение слогов без напряжения.

Формирование спокойного вдоха и длительного выдоха на материале слов.

1.Развитие удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса (сопровождать дирижированием). 2.Постепенное наращивание удлинённого выдоха. Перечисление времён года, названий месяцев, дней недели и т.д. Дыхательные упражнения « Этажи», «Позовем животных». «Кто за кем или за чем следует?», «Упражнение на счет».

3.Экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение слов без напряжения.

Регуляция мышечного состояния

Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус.

Выработка ощущения внешней и внутренней подтянутости, правильной осанки раскрепощённого, свободного человека. Упражнения для улучшения осанки

Снижение мышечного и психоэмоционального напряжения (релаксационная гимнастика).

Выработка навыка произвольного расслабления мышц шеи, рук, туловища и ног. Упражнения «Кулачки», «Олени», «Пружинка», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Шарик», «Любопытная Варвара»

Развитие артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры лица.

Формирование умения расслаблять мышцы речевого аппарата (губы, нижняя челюсть, мышцы языка, мышцы глотки и мягкого нёба, мимических мышц).

1.Выработка навыков произвольного расслабления мышц органов артикуляционного и голосового аппарата. Упражнения « Хоботок»» Лягушки», « Орешек», «Сердитый язык», « Горка» и т. д.

2. Выработка естественной, подвижной, разнообразной и динамичной мимики. Статические и динамические упражнения для мимических мышц лица.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания

Умение снимать напряжение и скованность лицевых и мимических мышц, усиливать тонус вялых мышц

Формирование подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).

Совместные, синхронные движения рук и артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения сопровождаются голосовым оформлением и движениями рук). Выработка подвижности губ и активности языка.

Выработка точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясного и чёткого произношения. Упражнения « Жмурки», « Лев», «Шарики», «Воздушные шары», « Птичка», «Калитка», « Блинчики», «Качели» и т. д.

Вибрационный массаж со звуком.

Активизирование работы нервных окончаний, расположенных в толще кожного покрова.

Формирование умения расслаблять мышцы шеи для рефлекторного расслабления мышц корня языка.

Упражнения для расслабления мышц шеи и мышц языка (лёгкое, медленное поглаживание мышц шеи в области горла, в области лица и задней поверхности шеи). «Накажем непослушный язычок».

Развитие просодической стороны речи.

Развитие интонационных характеристик речи

Умение чередовать повышение и понижение голоса, выделять главное по смыслу слово во фразе, делить фразу на смысловые отрезки (овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов). Упражнение «Малыщ», «Гудок паровоза», «Смех», «Эхо», «Разбуди соседа», «Звонок»и т. д

Развитие силы, высоты,

тембра голоса, голосовых модуляций.

Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса, развитие диапазона голоса. Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.

Формирование навыка мягкой голосоподачи.

Произнесения слов и предложений , начинающихся с гласных звуков с придыханием, в сопровождении дирижирования на слог.

Развитие координации и ритмизации движений.

Развитие ритмических движений в сочетании с ритмическим произнесением слогов, слов, предложений. Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.

Умение замедлять темп речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог; двигаться и чередовать движения в заданном темпе; сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.

7.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование навыков речевого общения. Развитие произвольного внимания и памяти.

Развивать коммуникативные способности, осваивать формы и технику общения в различных жизненных ситуациях, контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником. Упражнения « Делай, как я», «Внимательные руки», «Знакомство» и, «Прямой счёт», «Слушай хлопки», Обратный отсчёт».

Совершенствование невербальных способов общения.

Научиться понимать эмоциональное состояние окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми (мимика, жесты, движения). Упражнения «Я и мои эмоции», « Льдинки», «Настроение», «Неожиданный подарок», «Что там внутри?» и т.д.

Формирование вербальных средств общения формулами апелляции: «Извините, пожалуйста», «Будьте добры», «Можно к вам обратиться».

Научить детей обращаться к другим людям, используя формулы апелляции: «Не могли бы вы сказать», «Вы хотите посмотреть?», « Извините, пожалуйста», «Будьте добры», «Можно к вам обратиться».

8.

Развитие планирующей функции речи.

Формирование умения проговаривать высказывание про себя (внутреннее проговаривание).

Научить ребёнка проговаривать слова, фразы сопряжено, отражённо, по знакомым и незнакомым картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими вз...

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...

Индивидуальный план коррекционной работы по преодолению речевых нарушений

Индивидуальный план коррекционной работы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...