КОНСПЕКТ «Звук Л».
план-конспект занятия по логопедии

Тополевская Светлана Петровна

Групповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста: автоматизация звука Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_l_zima.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия

Тема: «Звук Л»

(групповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)

Цель: Автоматизация звука Л

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Корректировать произношение;
  • Корректировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • Корректировать и развивать фонематический слух;
  • Корректировать речевое дыхание;
  • Корректировать и развивать мелкую моторику;
  • Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

  • Уточнить и расширить словарь по теме: «Зима».
  • Формировать навыки звукового анализа.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • Соблюдать правильную посадку ребенка;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  • Разрезанная картинка зимнего пейзажа
  • Иллюстрация зимы
  • Сказочная зимняя музыка
  • Бумажная снежинка
  • «Снежный ком» из папье-маше, диаметром около 1 м
  • Игрушки-«шары»  на ёлку с картинками  со звуком Л и без него
  • Коробки с наклеенными схемами слов для определения места звука в слове (3 штуки)
  • Графическая модель слова
  • Фишки красного, синего и зелёного цветов для обозначения звуков на модели слова
  • Вырезанные снежинки для поощрения
  • Мольберт
  • Картинка с изображением снеговика, белая бумага, клей.

Этапы занятия

Виды работы на занятии

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный момент

Концентрация внимания

Логопед сообщает детям, что только собрав картинку они смогут догадаться, куда отправятся сегодня на прогулку

Дети складывают зимнюю картину и говорят, что сегодня отправляются в зимний лес

Организовать детей, настроить детей на занятие, способствовать созданию благоприятного психологического климата

Развивать мышление

Сообщение темы

Чтение стихотворения «Зима»

Логопед читает стихотворение «Зима» И.З.Сурикова:

«Она пришла такая снежная,

 Укрыла белыми одеждами

 Леса, поля, дома и улицы.

 То тихая, то вихрем кружится,

 То ласковая - всем очень нравится,

 То злющая – за нос кусается,

 То оттепель пошлет непрошено,

 То забросает всех порошею.

 Она художница прилежная:

 Все разрисует в царство снежное,

 Развесит кружева из инея

 Такая сказочно красива».

Логопед сообщает детям, что они отправляются на прогулку в зимний лес, где будут продолжать учиться правильно произносить звук [Л].

Дети слушают стихотворение и вспоминают, как автор говорит о зиме.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию, к произведению

Актуализация знаний по теме «Зима»

Логопед демонстрирует иллюстрации зимы и просит детей назвать время года, признаки зимы (холодно, часто идет снег, деревья покрыты снегом и пр.) Педагог просит детей назвать зимние месяцы. Затем спрашивает, чем можно заняться зимой, не скучное ли время года?

Дети называют  изображённое на иллюстрации время года, зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) и признаки зимы.

Дети доказывают, что зимой не скучно, а наоборот - весело. Они рассказывают, что зимой можно кататься на санках, на коньках, лепить снеговика и т.д.

Обогащать словарный запас по теме «Зима». Формировать навык ответа на вопрос полным предложением

Дыхательные упражнения

Логопед предлагает, прежде чем отправиться в зимний лес, вспомнить, как правильно дышать морозным воздухом: «Воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через нос. А чтобы погреть ладошки, вдыхаем через нос и выдыхаем через рот».

- На чем можно добраться до леса?

Педагог предлагает представить, как надеваются лыжи, взять «лыжные палки» и отправиться в лес.

Логопед произносит фразу:

«Мы пришли в волшебный лес, сколько здесь вокруг чудес…», включает музыку зимнюю, сказочную, просит закрыть глаза и представить зиму. Под музыку читает стихотворение «Белый снег пушистый» И.Сурикова.

Логопед спрашивает «С чем пришла зима?»

Дети имитируют одевание на прогулку

Дети выполняют дыхательные упражнения каждое по два раза

 

Дети отвечают: «На лыжах».

Дети имитируют ходьбу на

лыжах.

Дети проходят и садятся на пеньки-стульчики

Дети закрывают глаза, слушают музыку и стихотворение.

Дети дают ответы по прослушанному стихотворению.

Формирование правильного ротового выдоха

 Активизация губных мышц

Формировать навык ответа на вопросы полным предложением. Употреблять слова в Творительном падеже.

Изучение нового материала

Дидактическая игра

Физминутка «Снеговик»

Дидактическая игра «Наоборот»

Аппликация

Логопед просит детей подойти к нарядной елочке, украшенной «игрушками»-шарики-картинки, на которых изображены предметы со звуком [Л] и без звука [Л].

Дает задание назвать картинки и снять с ёлочки те игрушки, в названиях которых нет звука [Л].

Логопед предлагает снять оставшиеся игрушки и разложить их по коробочкам со схемами.

Логопед: «Замёрзли в лесу под ёлочкой? Давайте согреемся». Логопед читает стихотворение В.Егорова «Снеговик» и показывает движения:

«Давай, Дружок,

Смелей, Дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так смешна,

Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечёт слегка,

Увы, и нет снеговика».

- Посмотрите, какой снежный ком получился, давайте поиграем с ним.

Большой белый ком из папье-маше перекатывает детям и просит закончить предложения:

- в детском саду сейчас тепло, а в лесу…

- Асфальт в городе черный, а снег в лесу …

- ствол у березы тонкий, а у дуба …

- нам с утра было грустно, а сейчас …

-асфальт в городе шершавый, а лед в лесу …

Отгадайте загадку: «Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?»

Логопед  просит детей сделать звуковой анализ слова «волк».

Логопед  рассказывает: «К нам пришла зима и принесла с собой много снега. Мы слепили с вами снеговика. Сегодня вечером вы все разбежитесь по домам, а снеговичок останется один. Чтобы он не скучал, сделайте из бумаги хлопья снега и приклейте их на картинку с изображением снеговика.

Пусть снеговичок полюбуется падающими с неба пышными хлопьями снега».

Дети подходят к елочке, называют игрушки –шары, и снимают с ёлочки те, в названии которых нет звука [Л].

При произнесении  слов с [Л] четко выделяют его, интонируя звук.

Дети раскладывают игрушки по коробочкам со схемами, объясняя свои действия.

Дети проговаривают стихотворение и  выполняют движения вместе с логопедом:

 

-шагают на месте

-имитируют катание кома.

-руками в воздухе показывают шар

 -показывают на фигурку снеговика

-улыбаются и пальцами показывают улыбку

-руки вверх, показывают на солнце

-разводят руки в стороны

Дети встают в круг, перекатывая «снежный ком» называют слова, противоположные по значению, то есть антонимы.

Ответы детей:

-холодно

-белый

-толстый

-весело

-гладкий

Дети отгадывают загадку

Каждый ребёнок  на графической модели слова с помощью фишек красного, синего и зеленого цветов выкладывают схему слова «волк».

Дети отрывают кусочки белой бумаги и приклеивают их на картинку.

Автоматизация звука [Л] в словах.

Развивать общую моторику, координировать речь с движениями

Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением

Развивать внимание, память

Автоматизация звука [Л] в словах. Закрепление правильного произношения звука [Л]

Обогащать словарь.

Развивать память, внимание

Развивать фонематический слух

Развитие мелкой моторики

Оценка деятельности детей

Подведение итога занятия

Какой звук мы учились произносить сегодня во время прогулки в зимний лес?

Подводит итог занятия.

Дарит детям по красивой снежинке.

Обобщить тему занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Звуки "ч", "щ".

Подробный конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей с ОНР( подготовительная группа) .Дается характеристика звуков, дифференциация звуков. знакомство с орфографическими правилами напи...

КОНСПЕКТ «Звуки [Г] и [Г’]»

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности «Звуки [Г] и [Г’]» по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детейподготовительной  группы(образовательная область «Коммуника...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект "Звук и буква "И"

  План-конспект непосредственно образовательной деятельности  в  старшей группе Тема недели: «Осень».    Тема НОД: «Знакомство со звуком и буквой «И» Инт...

Конспект "Звук и буква В"

Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.Задачи:1)  Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепит...

Конспект "Звук и буква"У""

научить  четко  произносить  звук [у],  выделять  его  в  ряду  гласныхзвуков,  слогов,  слов;  познакомить  с  буквой  у;  н...

Конспект Звуки [п] и [б]

Закреплять навык четко произносить  звуки, дифференцировать их, выделять первый и последний звуки в слове...