Программы ЛОГО заикание в средней, старшей и подготовительной группах
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Донских Елена Валентиновна

Программы ЛОГО заикание в средней, старшей и подготовительной группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе

Период

Содержание коррекционной работы

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Уточнять и расширять знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы».

Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках осени.

Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: меняется погода, становится холодно, поэтому люди утепляют жилища и носят более теплую одежду, некоторые птицы улетают на юг, потому что им нечем питаться зимой (поэтому их называют перелетными), насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, деревья сбрасывают листву, некоторые животные готовятся к зимней спячке, другие – делают запасы на зиму, линяют. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Колхозники убирают урожай в специальные хранилища. Овощи выращивают в поле, а фрукты в саду.

Расширять и активизировать словарь детей наиболее распространенными названиями фруктов и овощей, их характерными признаками (окраска, форма, вкусовые качества).

Знакомить со способами приготовления пищи: ее жарят, варят, солят, сушат, едят в сыром виде; разъяснять, какая часть растения употребляется в пищу (вершки, корешки).

Воспитание внимания к речи

Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда и воспитателя.

Упражнять в точном выполнении устных заданий, направленных на воспроизведение заданного ряда, последовательности действий: «Сначала покажи детям кубик, потом шар, потом брусок и кирпич и все это закрой салфеткой», «Сначала возьми...», «Отнеси...», «Спрячь...», «Положи...» и т. д.

Упражнения в пользовании элементарной самостоятельной ситуативной речью

Учить детей пользоваться однословными ответами при рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния предмета.

Учить более точно и гибко пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиолетовый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, округлая), вкусовых качеств (горький – горьковатый, сладковатый, кисленький) и т. п.

Пользуясь наглядной опорой, упражнять детей в самостоятельных ответах словосочетаниями: Яблоко желтое. Гриб большой. Шляпка круглая.

Для обеспечения самостоятельности детских ответов рекомендуется разнообразить их, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Саша сказал, что яблоко желтое, а ты скажи об этом ласково». (Яблоко желтенькое.) «Слива синяя». (Слива синенькая.)

Учить детей пользоваться такими словами и словосочетаниями, как овощи, фрукты, грибы, урожай, золотая осень, перелетные птицы, лиственные деревья и т. д.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых и точно выполнять все задания.

Активное пользование речью допускается в ограниченном объеме применительно к отдельным детям (по согласованию с логопедом).

На занятиях по художественной литературе развивать любовь к различным жанрам детской художественной литературы и фольклора.

Учить детей понимать поступки героев, мотивированно оценивать поведение персонажей (начиная с III периода обучения)

Учить отвечать на конкретные вопросы по содержанию литературных произведений.

Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями.

Воспитание внимания к речи 

Учить детей внимательно вслушиваться в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять задания в соответствии с устной инструкцией («Нарисовать огурец слева, помидор справа»), сдерживать личные желания.

Воспитывать у детей умение запоминать задания с первого объяснения, не переспрашивать, соблюдать определенную последовательность в работе, отвечать, только когда спросят и о чем спросят.

Формировать у детей умение сочетать разные виды деятельности, например: рисовать (лепить, вырезать, конструировать) и слушать вопросы; лепить и в это время обдумывать ответ, прислушиваясь к ответам товарищей; резать бумагу и отвечать на вопросы логопеда.

Воспитывать умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.

Упражнения в пользовании элементарной самостоятельной ситуативной речью 

Учить детей пользоваться однословными ответами в процессе всего занятия (подготовка, раздача материала, объяснение и выполнение задания).

Учить называть одним словом без заикания изображаемые предметы, их части, форму, цвет, величину предмета и его частей, выполняемые действия и материал, с которым работают на занятии.

Учить более полно и точно характеризовать видимые или осязаемые признаки предметов, например: бумага (ее цвет, форма, плотность, величина), салфетки, клеенки (их форма, величина, рисунок, расцветка), кисть (цвет ее ворса, ручки, материал, из которого она сделана, – деревянная, пластмассовая), ножницы (их длина, ширина лезвий и другие признаки: длинные – короткие, узкие – широкие, острые – тупые, остроконечные – тупоконечные, новые – старые, металлические – железные, блестящие), а также действия, производимые при лепке, аппликации, рисовании (разминаю – мну, приклеиваю – наклеиваю – подклеиваю, мажу – намазываю, промокаю – вытираю – стираю – снимаю лишний клей и т. д.).

Учить пользоваться словосочетаниями (салфетка клетчатая, ручка пластмассовая, ножницы блестящие, карандаш красный), короткими фразами (Я нарисовал дом. Я разрезал бумагу. Я нарисую вазу).

Поощрять наряду с обычными ответами детей использование уменьшительно-ласкательных форм того же слова: кисть – кисточка, дом – домик, куб – кубик, ваза – вазочка.

На занятиях воспитателя допускается пользование самостоятельной речью отдельными детьми только по согласованию с логопедом.

II

Декабрь, январь, февраль

Расширять и уточнять полученные в предыдущей группе знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья».

Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы.

Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: зимой холодно, поэтому вода замерзает, превращается в лед; люди носят теплую одежду; зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека; чтобы птицы не погибли от холода и голода, люди устраивают им кормушки; рыбы спят на дне водоемов. Зимой очень длинная ночь и короткий день. Зимой часто выпадает снег.

Расширять представления о свойствах снега: в тепле тает, на морозе скрипит, на солнце блестит, искрится.

При изучении тем «Домашние животные и птицы», «Транспорт», «Почта» знакомить детей с трудом взрослых: почтальон в любую погоду приносит письма, телеграммы, газеты, журналы; колхозники ухаживают за домашними животными и птицами, ежедневно поят, кормят, содержат их в чистоте; шоферы и водители на различных видах транспорта перевозят людей и грузы.

Дать представления о пользе домашних животных.

Обогащать и активизировать словарь детей при формировании следующих понятий: хвойные деревья, транспорт – грузовой и легковой, воздушный и водный, пассажирский; столовая, чайная, кухонная посуда (сервизы).

Расширять активный словарный запас детей за счет употребления названий наиболее распространенных зимующих птиц (синица, воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь), домашних животных и птиц и их детенышей.

Формирование элементарных навыков письма и чтения 

Учить детей составлять предложения из двух, трех, четырех слов (без предлогов).

Учить анализировать предложения по количеству и порядку слов (выделять первое, второе, третье и т. д. слово в предложении); слова по количеству слогов и звуков (односложные слова с закрытым слогом (кот, мак), двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (рука, молоко).

Учить детей слышать звуки в составе слова и к предложенному слогу подбирать один или несколько слогов, чтобы получить слова: мама, Маша, малина, машина и т. д.

Примерная тематика занятий

1 занятие. Знакомить с предложением. Учить составлению предложений из двух слов.

2 занятие. Закреплять знания детей о предложении. Знакомить со схемой двусловного предложения.

3 занятие. Учить самостоятельно составлять короткие предложения, определять количество слов в них, составлять схему.

4 занятие. Дать понятие о «маленьких словах» в предложении. Учить составлять предложения по опорным словам.

5 занятие. Упражнять детей в составлении и анализе предложения.

6 занятие. Знакомить с делением слов на части. Дидактическая игра «Закончи слово».

7 занятие. Учить делению на части двусложных слов с открытыми слогами. Учить схеме деления слова на части.

8 занятие. Закреплять понятия о гласных и согласных звуках. Упражнять детей в делении двусложных слов на части.

9 занятие. Учить составлению предложений по опорным словам с определением места слов в предложении. Учить делению трехсложных слов с открытыми слогами на части. Учить составлять схему слова.

10 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [ж] – [ш]). Закреплять понятия о гласных и согласных.

11 занятие. Воспитывать у детей способность выделять звук и определять его место в слове. Дидактическая игра «Придумай слово на данный звук». Закреплять умение делить слова на части.

12 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] – [з]). Дидактическая игра на умение определить место звука в слове «Угадай, какой общий звук».

13 занятие. Знакомить с односложными словами, например: сыр, мак, кот. Учить записывать слова схематически, определяя количество звуков в слове.

14 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] – [ш]). Игра на определение места звука в слове.

15 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [з] – [ж]). Закреплять знания детей о слове, части слова, количестве частей в слове.

16 занятие. Закреплять знания пройденного материала. Дать полный анализ предложения и слова устно и схематически.

Воспитание внимания к речи 

Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей на занятиях, использовать речевые модели логопеда и воспитателей (развернутые фразы, варианты фраз, рассказ) для построения собственных ответов.

Учить детей точно выполнять поручения по воспроизведению ряда последовательных действий.

Упражнения в пользовании более сложной самостоятельной ситуативной речью

Учить детей пользоваться без заикания краткими и развернутыми фразовыми ответами при наблюдении за живыми объектами, обследовании и осмотре натуральных предметов, игрушек, муляжей, рассматривании предметных и сюжетных картин и другого наглядного материала.

Учить строить короткие и распространенные ответы в зависимости от требований логопеда, например: «Кто это?» (Кошка.) «Скажи полным ответом, кого я показала». (Вы показали кошку.)

Учить детей подбирать несколько ответов на один вопрос, характеризуя разные признаки предмета и учитывая при этом ответы товарищей, чтобы не повторяться.

Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства (слова, грамматические формы) для построения ответов, пользуясь речевыми моделями логопеда.

Учить точно использовать слова, обозначающие похожие действия: летит, прилетает, садится, опускается, взлетает, подлетает, улетает, вылетает и т. п.

Учить детей пользоваться в ответах такими словами и словосочетаниями, как посуда, транспорт, хвойные деревья, домашние животные, зимующие птицы и т. д.

Учить по вопросам составлять коллективно и индивидуально рассказы по картине. Учить придумывать на каждый вопрос несколько ответов, выбирать наиболее удачный.

Закреплять навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I периоде.

На занятиях воспитателя закрепляется активное пользование самостоятельной речью, усвоенной в предыдущем периоде на занятиях логопеда. Для закрепления правильной речи используются такие ситуации, как разговор во время дежурств, наблюдений и т. д.

Воспитание внимания к речи 

Воспитывать у детей внимание к своей речи, к речи воспитателей и своих товарищей; умение заметить ошибку товарища.

Формировать умение запоминать и выполнять в определенной последовательности задание, несколько большее по объему, чем в I периоде; быть собранным, сосредоточенным, запоминать задание и выполнять его самостоятельно, не подсматривая к товарищу и не переспрашивая взрослых; работать в едином темпе.

Развивать умение сочетать разные виды деятельности: слушать вопросы и рисовать; рисовать и, удерживая в памяти вопрос, обдумывать ответ; рисовать и отвечать на вопрос; рисовать и слушать ответы товарищей (аналогично на всех занятиях по изобразительной деятельности, конструированию).

Упражнения в пользовании более сложной самостоятельной ситуативной речью

Формировать у детей умение отвечать без заикания короткими и развернутыми предложениями в соответствии с требованиями взрослого при наличии наглядного материала («Скажи кратко, скажи полным ответом, подробнее...»; «Что находится (лежит) на ваших столах?», «Что приготовлено для занятия?» (Карандаши и бумага.) «Кто скажет полным ответом?» (У нас на столах лежат карандаши и бумага.) «Кто скажет подробнее?» (У нас на столах лежат разноцветные карандаши и бумага.)

Учить подбирать на один вопрос логопеда несколько сначала однословных, а затем развернутых ответов, характеризующих предмет с разных сторон: «Что можно сказать об этой коробке, какая она?» (Эта коробка картонная. Вы показываете прямоугольную коробку. У вас красивая новая коробка. Эта коробка прямоугольной формы. Эта коробка с красивым рисунком.)

Учить строить рассказ, передавая в нем последовательность действий, выполняемых в процессе занятия по лепке, аппликации, рисованию или конструированию, сначала по вопросам логопеда, а затем самостоятельно.

Учить составлять отдельные ответы и рассказы сначала с опорой на наглядный материал, а затем без него, по представлению.

Учить отвечать на вопросы словосочетаниями и распространенными предложениями без опоры на наглядный материал: Зимующие птицы. Домашние животные. Мы рисовали зимующих птиц и т. п.

Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I периоде.

III

Март, апрель

Расширять и уточнять знания детей по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Звери жарких стран».

Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках весны, учить сравнивать ее с зимой.

Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: солнце греет все теплее, поэтому тает снег, появляются сосульки, тает лед на реках, начинается ледоход; обилие влаги и тепла необходимо для роста растений; становится теплее, поэтому люди меняют одежду; кончились холода, поэтому птицы возвращаются на родину, вьют гнезда, выводят птенцов; с наступлением тепла появляются насекомые, у диких животных рождаются детеныши.

Дать представления о пользе, которую приносят дикие животные и перелетные птицы.

При изучении темы «Весна» знакомить детей с трудом взрослых по обработке почвы и подготовке ее к посеву и посадкам, уходу за плодовыми деревьями и кустарниками.

Продолжать знакомить с различными профессиями взрослых.

Обогащать и активизировать словарь детей при формировании понятий: весна, дикие животные, перелетные птицы, звери жарких стран, труд взрослых.

Расширять активный словарь за счет употребления названий наиболее распространенных перелетных птиц (грач, скворец, ласточка, жаворонок, соловей, журавль и др.), диких зверей, характерных признаков их внешнего вида, названий детенышей и т. д.

Воспитание внимания к речи

Учить внимательно слушать связные рассказы логопеда, воспитателей и своих товарищей, чтобы затем вариативно использовать лексический материал в своих ответах.

Воспитывать умение замечать ошибки в рассказах товарищей и удерживать их в памяти до конца рассказа.

Закреплять у детей навыки по запоминанию устного задания и воспроизведению определенного ряда действий в определенной последовательности.

Упражнения в пользовании контекстной речью

Учить детей составлять рассказы без наглядной опоры сначала по вопросам, а затем без них.

Учить составлять рассказы по картине, а затем – умению продолжать развивать по представлению сюжет, который мог бы быть после изображенного на картине действия. Аналогично учить детей составлять рассказ о том, что могло предшествовать изображенному на картине действию.

Поощрять творческую активность детей в составлении рассказов на заданную тему, из личного опыта, по образцу рассказа логопеда и т. д.

Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль.

Учить пересказывать прочитанные тексты сначала по вопросам, затем без вопросов, учить продолжать рассказ товарища с того места, где он остановился.

Учить детей отличать сказку по некоторым признакам от рассказа и в соответствии с заданием самим придумать сказку или рассказ.

Учить самостоятельно делать вывод при сравнении предметов.

Закреплять все навыки пользования самостоятельной речью, полученные ранее.

На занятиях воспитателя поощряется активная речь детей, они пользуются самостоятельной речью, усвоенной в I и II периодах. Закрепление речевых навыков проводится и вне занятий: на прогулках, экскурсиях, при одевании, раздевании, дежурствах, посильном труде и т. д.

Воспитание внимания к речи 

Формировать у детей умение выслушивать и запоминать полностью все задания к предстоящей деятельности и выполнять ее в соответствии с указанным порядком.

Воспитывать внимание к речи товарищей (дети должны уметь замечать ошибки, допущенные в рассказе о предстоящей деятельности, и исправлять их) и к своей речи (замечать допущенные ошибки, неточности и самостоятельно исправлять их).

Воспитывать умение спокойно реагировать на дополнительные вопросы логопеда, воспитателя и замечания товарищей.

Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью

Формировать у детей умение отвечать на вопросы кратко и развернуто без опоры на образец рисунка, поделки, опираясь лишь на представления о предмете, явлении.

Учить логично рассказывать о последовательности выполнения предстоящей работы, а также объяснять некоторые моменты, например: «Чем обусловлен выбор того или иного материала?» (Я выбрал острые ножницы. Мне нужны острые ножницы, потому что я буду резать плотную бумагу.) Чем обусловлено то или иное расположение предметов на листе бумаги? («Почему ты нарисуешь дерево справа?» – Потому что слева на моем рисунке будет дом.) С чем связана такая последовательность в выполнении ряда операций? (Сначала я буду примеривать дверь и окно, а потом приклеивать. «Почему надо сначала примеривать?» – Сначала надо примерить дверь и окна, чтобы знать, сколько их уместится, а потом уже их наклеивать.)

Закреплять у детей навыки пользования объясняющей речью путем выступления их в роли учителя («Объясни, как учитель, что и как надо делать...» «Объясни так, чтобы тебя поняли все дети...»).

Учить детей умению не только правильно объяснить процесс выполнения работы, но и задавать конкретные вопросы, точно и кратно формулировать их.

Упражнять детей в пользовании более сложной рассуждающей речью, например: «Как бы ты поступил, если бы тебе не дали зеленую краску?» – Я попросил бы зеленый лист бумаги и траву рисовать не стал бы, а только цветы и деревья. «А если бы я не дала ножницы, как бы ты выполнил задание?» – Я стал бы выщипывать из тонкой бумаги облака, как вы нас учили, и потом наклеил бы их и т. п.

Учить детей предварительно планировать рассказ мысленно (про себя), а затем рассказывать его вслух.

Учить умению перестраивать свой план, чтобы не повторять рассказ товарища.

Совершенствовать стилистику детских рассказов.

Обращать внимание детей на излишние повторы, незаконченные фразы, порядок слов в предложении, что способствует формированию внутренней речи.

Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью различной сложности.

На занятиях воспитателя и в специально организованных ситуациях (умывание, дежурство, уборка помещения и т. д.) закреплять у детей навыки самостоятельной речи, приобретенные на предыдущих этапах обучения.

IV Май, июнь

Расширять знания детей о лете, насекомых, растениях.

Уточнять и обогащать знания о характерных признаках лета, учить умению сравнивать лето с другими временами года.

Познакомить детей со школой и библиотекой.

Дать представления о том, что в школе учатся читать, писать, считать, о школьных принадлежностях (парты, доска, мел, портфель, книги (учебники), тетради, ручки, карандаши, линейки, разрезная азбука).

Дать представление о том, что в библиотеке хранятся книги, их можно брать и читать дома или в читальном зале. Познакомить с такой профессией, как библиотекарь. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей при формировании понятий о лете, насекомых, растениях, школе, библиотеке.

Воспитание внимания к речи

Закрепить навыки умения внимательно выслушать любого собеседника как на занятиях, так и вне их: не перебивать, не вмешиваться в разговор, запоминать ошибки, неточности в речи товарищей, уметь поправлять ошибку.

Воспитывать умение спокойно реагировать на замечания взрослых и товарищей, правильно выполнять сложные поручения.

Упражнения в пользовании более сложной контекстной речью

Закрепить навыки пользования самостоятельной связной речью различной сложности, как ситуативной, так и контекстной. Большее количество упражнений отводить на закрепление сложной контекстной речи.

Упражнять детей в составлении творческих рассказов и сказок по картине, по образцу логопеда, из личного опыта, придумывании конца к рассказу.

Учить детей использовать в рассказах сравнения, определения и другие выразительные средства (интонация, пауза, подражание голосам действующих лиц в сказке или рассказе).

Воспитатель на своих занятиях и в различных режимных моментах должен закреплять все речевые навыки детей, усвоенные на протяжении года.

Воспитание внимания к речи 

Закрепить все навыки речевого поведения, полученные за год: внимательно слушать речь всех окружающих (взрослых, близких, родных, незнакомых людей, своих товарищей), выслушивать до конца, понимать содержание сказанного, правильно выполнить просьбу или поблагодарить за совет, пожелание; уметь объяснить понятно, кратко или развернуто, отвечая на вопрос взрослого. Замечать ошибки в речевом поведении своих товарищей, уметь объяснить ошибку, предложить вариант правильного ответа, способа поведения.

Упражнения в пользовании более сложной контекстной речью

Закреплять навыки построения последовательного рассказа о предстоящей деятельности, задуманной самими детьми, и предварительного мысленного планирования с учетом прослушанных рассказов детей. Широко практикуются прерывание рассказов ребенка вопросом логопеда, требующим дополнения, объяснения или рассуждения, а иногда и доказательства только что сказанного.

Учить детей одно и то же содержание своей деятельности передавать развернуто и кратко, называя лишь основные операции в предстоящей работе.

Закреплять все формы ситуативной и контекстной речи.

На занятиях воспитателя закрепляются навыки самостоятельной речи, усвоенной на предыдущих этапах обучения.

Итоги коррекционно-развивающего обучения в подготовительной группе

Оценивается:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения – вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

• особенности речевого поведения (активность, импульсивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в подготовительной группе дети должны:

• усвоить содержание программы подготовительной группы общеобразовательного детского сада;

• овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи – рассказом по представлению, пересказом;

• свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;

• уметь адаптироваться к различным условиям общения;

• преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.



Предварительный просмотр:

Программа логопедической работы с заикающимися детьми в средней группе

Период

Содержание работы

Развитие речи и ознакомление с окружающей природой

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Расширять и уточнять знания детей об осени. Вести с детьми наблюдения характерных явлений, происходящих осенью: листопад, отлет птиц, созревание плодов, признаки погоды (похолодание, осадки, ветер). Закреплять знание названий некоторых осенних цветов, растущих в ближайшем окружении, листьев знакомых деревьев (березы, клена, дуба), знакомых овощей и фруктов.

Учить выделять характерные свойства предметов (на овощах и фруктах) и называть их цвет, форму, вкус, особенности поверхности.

Обращать внимание детей на красоту осенней природы.

Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Игрушки», «Геометрические формы», «Деревья», «Мебель», «Постельные принадлежности», «Столовая и чайная посуда», «Цветы».

Воспитание внимания к речи

Формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих.

Учить их внимательно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания, например: «Дай огурец, помидор, морковь, лук», «Положи...», «Отнеси...», «Спрячь...» и т. д.

Воспитывать умение не перебивать говорящих, не вмешиваться в разговор старших.

Упражнения в элементарной самостоятельной ситуативной речи

Учить дошкольников точно отвечать на вопросы при рассмотрении знакомых натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал, из которого он сделан, действия или состояния предмета.

Учить отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала: «Кто это?», «Что это?» (Девочка, яблоко, слива...), «Какой предмет по форме?» (Круглый, овальный...), «Какой предмет по величине?» (Маленький, большой...), «Какой предмет по цвету?» (Синий, зеленый, красный...), «Что делает?» (Лежит, висит, стоит...), «Какой предмет по материалу? (Деревянный, стеклянный...). Постепенно (примерно в конце третьего месяца обучения) по образцу логопеда некоторым детям становятся доступны ответы словосочетаниями, например: Мяч красный. Шар круглый; нераспространенными фразами: Собака лежит. Мальчик играет. Девочка рисует; варианты ответов: стол – столик, чашка – чашечка.

На занятиях воспитателя заикающиеся только слушают его речь (комментирование действий, объяснения, указания) и точно выполняют задания в соответствии со словесной инструкцией. Активное пользование самостоятельной речью детьми допускается в исключительных случаях по согласованию с логопедом и в ограниченном количестве.

Уточнять представления детей о форме предметов, об их строении, о цвете, учить передавать это в рисунке, лепке, аппликации и конструировании.

Закреплять навыки детей, полученные на занятиях воспитателя.

Воспитание внимания к речи

Воспитывать внимание детей к речи (к устным заданиям, сопровождаемым показом образца работы), вырабатывать умение запоминать и точно выполнять задания по месту расположения предметов на бумаге (в центре, вверху, с одной стороны, с другой стороны), по использованию цвета, формы, по чередованию предметов, выполнять различные поручения.

Упражнения в элементарной самостоятельной ситуативной речи

Учить детей, пользуясь усвоенными речевыми моделями, отвечать на вопросы в момент объяснения задания, а также в процессе других частей занятия (подготовка и раздача материала, подведение итогов работы).

Формировать умение сочетать деятельность разного характера: слушать речь логопеда во время лепки, рисования, вырезывания, наклеивания, конструирования.

Учить детей, отвечая на вопрос, называть без заикания одним словом наглядный материал, с которым работают на занятии (карандаш, бумага, кисть, клей, салфетка, пластилин, ножницы и т. д.), изображаемый предмет, его части, цвет, форму всего предмета или его частей, а также действия, выполняемые логопедом при лепке, аппликации, рисовании, конструировании. («Что я рисую?» – Яблоко. «Какое оно по форме?» – Круглое. «Чем я рисую?» – Карандашом и т. п.)

В конце первого периода некоторые дети могут без заикания отвечать на вопросы словосочетаниями: Бумага белая. Пластилин мягкий. Зеленый огурец. Белая ножка. 

На занятиях воспитателя пользование самостоятельной речью отдельными детьми допускается в ограниченном количестве по согласованию с логопедом.

II

Декабрь, январь, февраль

Уточнять и расширять знания детей о зиме.

Вести наблюдение за характерными явлениями, происходящими зимой: снегопад, мороз, образование льда, поведение зимующих птиц, уборка снега.

Дети должны знать и называть некоторых зимующих птиц (голубь, воробей, синица), деревья (береза, ель), диких животных средней полосы (заяц, медведь, лиса), предметы зимней одежды (пальто, шуба, варежки, шапка), оборудование для прогулок (санки, лыжи, лопатка).

Учить выделять характерные свойства снега, льда, внешние признаки птиц и животных  (некоторые детали зимней одежды, материал, из которого она сделана).

Воспитатель должен обращать внимание детей на красоту зимней природы.

Лексические темы: «Зимняя одежда», «Куклы», «Птицы» (зимующие), «Зимние развлечения» (снеговик), «Дикие животные» (заяц, медведь), «Дома» (одноэтажные и двухэтажные здания), «Наша армия», «Игрушки» (неваляшки).

Воспитание внимания к речи

Развивать у детей умение вслушиваться в речь окружающих; учить их внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, направленные на соблюдение последовательности действий: «Сначала возьми..., потом... и все положи на стол»; внимательно слушать ответы сверстников, не перебивая их, и более сложные речевые модели логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, короткий рассказ).

Упражнения в самостоятельной ситуативной речи 

Учить отвечать на вопросы без заикания словосочетаниями и короткими фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картин, осмотре предметов, игрушек: Это синица. На картине нарисована синица. На этой картинке нарисована синичка.

Формировать умение подбирать на один вопрос несколько ответов, характеризующих предмет с разных сторон: «Какая это машина?» – Игрушечная. Пластмассовая. Синяя.

Пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами для образования новых слов: кошка – кошечка, дом – домик, елка – елочка. Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, полученные в I периоде обучения.

На занятиях воспитателя дети активно начинают пользоваться самостоятельной речью, усвоенной на предыдущем этапе обучения.

Воспитание внимания к речи 

Воспитывать внимание к речи логопеда воспитателя и детей. Вырабатывать умение запоминать и последовательно выполнять устное задание (поручение) большего объема, чем на предыдущем этапе обучения.

Упражнения в самостоятельной ситуативной речи 

На основе прослушанных ранее образцов речи учить детей пользоваться в своих ответах короткими предложениями.

На вопрос: «Что я сегодня рисую (леплю, вырезаю, строю)?» – дети отвечают: Вы рисуете машину. Вы строите дом. «Что ты наклеивал сегодня?» – Я наклеивал кружок. 

Учить подбирать на один вопрос несколько ответов, характеризующих разные качества («Какая бумага вам нужна для занятий?» – Белая бумага. Прямоугольная бумага. Блестящая бумага).

Дети должны уметь отвечать без заикания на вопросы, относящиеся к изготовленному предмету не только о том, что они непосредственно видят, но и по представлению. Упражнять детей только в однословных ответах по представлению, например: «Какого по цвету зайца мы наклеили сегодня?» – Белого. «А какой еще бывает заяц?» – Серый. Или: «Какой краской вы рисовали снеговика?» – Белой. «А какие еще бывают краски?» – Красная. Черная. Синяя. Зеленая и т. д.

Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, приобретенные в I периоде.

На занятиях воспитателя дети активно пользуются формами самостоятельной речи предыдущего этапа обучения.

III

Март, апрель

Уточнять и углублять знания детей о весне.

Наблюдать за характерными явлениями, происходящими весной: таяние снега и льда, образование ручьев, пробуждение после зимней спячки насекомых, появление цветов, листьев, травы, поведение перелетных птиц, вьющих гнезда, признаки погоды (потепление).

Дети должны знать и называть некоторых представителей животного мира (грач, скворец, бабочки, жуки, кошка, собака) и их части тела (голова, хвост, усы, крылья, рога, уши), цветы (одуванчик), машины (легковая, грузовая), из чего они сделаны (железо, пластмасса) и т. д.

Учить выделять характерные свойства снега и льда весной, некоторые внешние признаки цветов, растений (форму, окраску, количество лепестков, на примере одуванчика), насекомых (окраску, на примере божьей коровки), перелетных птиц (величину, при сравнении грача и скворца, окраску), домашних животных (тело покрыто шерстью, она мягкая, пушистая, на примере кошки).

Обращать внимание на красоту весенней природы.

Лексические темы: «Подарок маме», «Новая кукла», «Машины», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые», некоторые «Домашние животные» (кошка или собака).

Воспитание внимания к речи

Формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих.

Учить внимательно слушать образцы рассказов логопеда, воспитателей и ответы детей; запоминать речевые модели и вариативно пользоваться ими в своих ответах; подмечать неправильные или неточные ответы товарищей.

Упражнения в пользовании развернутой ситуативной речью

Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, различая конструкции со словами «скажи» и «расскажи» («Расскажи подробнее, иначе, по-другому; скажи одно слово...»).

Учить составлять рассказы по вопросам, по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера).

Учить составлять по вопросам предложение к изображенному на картине действию.

Учить детей объяснять причинную зависимость, доступную пониманию: «Руки озябли, потому что холодно».

Учить пересказывать по вопросам содержание короткого рассказа или знакомой сказки.

Закреплять навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I и II периодах.

На занятиях воспитателя дети активно пользуются теми формами самостоятельной речи, которые усвоены на предыдущих этапах обучения, при соблюдении индивидуального подхода к каждому ребенку.

Воспитание внимания к речи

Учить детей внимательно слушать большие по объему устные объяснения к предстоящей деятельности, понимать, запоминать и правильно, в заданной последовательности, выполнять задание.

Воспитывать внимание детей не только к речи взрослых, но и товарищей. Дети должны научиться замечать неправильные высказывания сверстников, исправлять их.

Упражнения в пользовании развернутой ситуативной речью 

Учить детей отвечать развернутой фразой с опорой на образец поделки, рисунка, составлять рассказ по вопросам, восстанавливая последовательность основных звеньев в работе при наличии наглядной опоры.

Совершенствовать фразовые ответы детей в стилистическом отношении, освобождать их от повторов, следить за правильным порядком слов в предложении.

Воспитывать умение предварительно мысленно подбирать слово для ответа, а также перестраивать первоначальный план, чтобы не повторять ответ товарища. Закреплять усвоенные ранее навыки пользования самостоятельной речью различной сложности.

На занятиях воспитателя дети активно закрепляют навыки пользования самостоятельной речью предыдущих этапов обучения.

IV

Май, июнь

Уточнять и расширять знания детей о лете на основе наблюдений за явлениями природы: летом чистое небо, яркое солнце, жара, бывает гроза, быстро растет трава, цветут цветы, поспевают некоторые ягоды, овощи, фрукты, чтобы они росли, их надо поливать. Коровы и другие домашние животные (в зависимости от наблюдения) пасутся на лугу, они едят траву, птицы выводят птенцов и ищут для них корм.

Дети должны знать и называть: домашних птиц и их детенышей (гусь, утка, курица, петух, гусенок, утенок, цыпленок), рыбок, живущих в аквариуме, летние цветы, бабочек, домашних животных.

Учить выделять некоторые характерные признаки внешнего вида, некоторые повадки, части тела животных, части растений. Обращать внимание детей на красоту летней природы.

Лексические темы: «Домашние животные», «Рыбки в аквариуме», «Домашние птицы», «Лето», «Цветы», «Бабочки».

Воспитание внимания к речи

Закреплять у детей навык внимательно выслушивать собеседника (взрослого и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого, родственника и т. д.), спокойно реагировать на замечания как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять более сложные задания, поручения взрослых.

Упражнения в доступной контекстной речи 

Учить детей составлять рассказы по картине по вопросам, описывать предмет и пересказывать короткие рассказы только по вопросам.

Учить строить распространенные предложения, в которых используются определения, отвечать на вопросы, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего».

Закреплять у детей все формы речи, усвоенные за учебный год.

На занятиях воспитателя дети также упражняются во всех формах речи, которые усвоены ранее.

Воспитание внимания к речи

Закреплять у детей навыки речевого поведения: внимательное отношение к речи окружающих, умение выслушать, понять и правильно выполнить задание, поручение, заметить и исправить ошибку товарища, предложив более правильную формулировку фразы, точную по смыслу, с правильным порядком слов в предложении.

Упражнения в доступной контекстной речи

Закреплять у детей навыки последовательного и очень подробного рассказа, составления рассказа о проделанной или предстоящей деятельности по вопросам логопеда как с опорой, так и без опоры на наглядность, по представлению, продолжать рассказ, начатый товарищем, задавать конкретные вопросы товарищу к имеющемуся наглядному материалу. На занятиях воспитателя закрепляются все формы речи.

Итоги коррекционно-развивающего обучения в средней группе

Оцениваются:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения – вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

• особенности речевого поведения (активность, импульсивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в средней группе дети должны:

• усвоить содержание программы средней группы общеобразовательного детского сада;

• овладеть навыками пользования самостоятельной речью различной сложности – от простейшей ситуативной до контекстной с опорой на вопросы логопеда и наглядную помощь (при постепенном убывании наглядной опоры);

• научиться регулировать свое речевое поведение – отвечать точными однословными ответами без заикания на конкретные вопросы логопеда в соответствии с коррекционной программой.



Предварительный просмотр:

Программа логопедической работы с заикающимися детьми в старшей группе

Период

Содержание работы

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию

I

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь

Расширять и уточнять знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья».

Учить детей группировать предметы, картинки (с изображениями фруктов, овощей, игрушек) в категории по родовому признаку и называть их обобщающим словом. Формировать представления об овощах и фруктах и о времени года, когда собирают их урожай. (Осенью поспевают овощи и фрукты, их выращивают и собирают колхозники. Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, ночи длиннее. Меняется погода: становится холоднее, солнце светит мало, идут дожди. Желтеют и опадают с деревьев листья).

Учить называть в правильной последовательности смену времен года: после осени наступает зима и т. д.

Воспитание внимания к речи

Учить детей внимательно слушать образцы речи и точно выполнять устные задания в указанной последовательности: «Дай сначала огурец, потом помидор, морковь, лук», «Положи...», «Принеси...», «Отнеси...», «Спрячь...» и т. д.  

Упражнения в самостоятельной ситуативной речи 

Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал, из которого он сделан, действия или состояния предмета.

Учить детей отвечать одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала: «Кто это?», «Что это?» (Девочка, елка, груша, огурец...), «Какой предмет по величине?» (Маленький, большой...), «Какой предмет по цвету?» (Белый, черный, коричневый...), «Что делает?» (Лежит, висит, сидит, растет...), «Какой предмет по материалу?» (Деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный...).

Учить детей, пользуясь моделями речи, отвечать без заикания словосочетаниями, например: Мяч красного цвета. Шар круглой формы. Собака лежит. Утка плавает. Кошка сидит на ковре.

Учить пользоваться в своих ответах без опоры на наглядность обобщающими понятиями при проведении итоговых занятий по изученной теме.

Развивать интерес и любовь детей к художественным произведениям.

Учить детей отвечать на конкретные вопросы по содержанию художественного текста.

Учить выразительно читать стихи.

Учить соблюдать при пересказе смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

Воспитатель на своих занятиях учит детей только слушать речь (объяснения, указания) и точно выполнять задания в соответствии с устной инструкцией. Активное пользование самостоятельной речью детьми допускается в исключительных случаях по согласованию с логопедом и в ограниченном объеме.

Воспитание внимания к речи 

Развивать внимание детей к устным заданиям, сопровождаемым показом образца работы.

Вырабатывать умение запоминать и точно выполнять задание по месту расположения предметов на бумаге (в центре, слева, справа, вверху, внизу), по использованию цвета, формы, по чередованию предметов.

Упражнения в самостоятельной речи

Учить детей отвечать на вопросы в процессе всего занятия (подготовки к занятию, раздачи материала, объяснения и выполнения задания, подведения итогов работы).

Формировать умение сочетать одновременно деятельность разного характера: слушать и лепить, рисовать, вырезать; рисовать и одновременно отвечать на вопрос.

Учить пользоваться усвоенными образцами речи при назывании одним словом материала, с которым работают на занятии (карандаш, бумага, кисть, клей, салфетка, пластилин, ножницы и т. д.), изображаемые предметы, их части, цвет, форму предмета или его частей, а также действий, выполняемых при лепке, аппликации, рисовании, конструировании: «Что ты рисуешь?» – Яблоко. «Какое оно по форме?» – Круглое. «Чем ты рисуешь?» – Карандашом и т. п.

Учить отвечать на вопросы словосочетаниями (Ножницы металлические. Бумага белая. Пластилин мягкий), фразами (Я рисую огурец. Я вырезал ствол. Я приклею ножку).

На занятиях воспитателя пользование самостоятельной речью детьми допускается в ограниченном объеме по согласованию с логопедом.

II

Декабрь, январь, февраль

Расширять и уточнять знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта».

Учить свободно ориентироваться в тексте и опираться в самостоятельных ответах на следующие знания:

Наступила зима. Зимой дни короткие, а ночи длинные, холодно, все покрыто снегом. По снегу можно ходить на лыжах, кататься на санках, из снега лепить снежную бабу. Вода замерзла, превратилась в лед. Все деревья, кроме ели и сосны, стоят голые. Люди одеваются в теплую одежду. Происходит смена времен года: после зимы наступает весна.

Учить детей называть машины, их основные части, выделять грузовые и легковые машины, дети должны знать, для чего они служат, кто ими управляет.

Знакомить с названиями домашних птиц и зимующих, которые бывают на участке.

Рассматривать их окраску, учить запоминать названия зимующих птиц (голубь, воробей, синица, снегирь).

Рассматривать домашних животных, учить называть части тела, знакомить с их повадками, формировать представления о том, какую пользу животные и птицы приносят человеку.

Знакомить детей с некоторыми почтовыми принадлежностями (почтовый ящик, конверт, марка, открытка).

Рассматривать разные рисунки на открытках, определять по ним название наступающего праздника, учить составлять устные поздравления родителям.

Дать представление о том, что почту разносит почтальон по адресам, которые указаны на конверте.

Воспитание внимания к речи

Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказ).

Упражнения в более сложной самостоятельной речи

Учить отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картин, осмотре предметов и игрушек: «Это синица. На картине нарисована синица. На этой картине нарисована красивая синичка».

Учить детей использовать для ответов обобщающие понятия без опоры на наглядность: Синица – зимующая птица. Кошка – домашнее животное.

Учить подбирать с опорой на речевой образец логопеда на один вопрос несколько ответов, характеризующих предмет по различным признакам: «Какая это машина?» – Эта машина грузовая. Машина игрушечная. Эта машина пластмассовая. Машина синего цвета.

Учить детей составлять коллективные и индивидуальные рассказы по картине с помощью вопросов.

Закреплять навыки пользования самостоятельной речью, полученные в I периоде.

Воспитание внимания к речи 

Воспитывать внимание к речи логопеда, воспитателя и детей.

Вырабатывать умение запоминать и последовательно выполнять устное объяснение большего объема, чем на предыдущем этапе обучения, как при наличии образца работы, так и без него.

Упражнения в более сложной самостоятельной речи

Учить детей пользоваться в своих кратких и развернутых ответах более сложными образцами речи: «Что мы сегодня рисуем (лепим, вырезаем, строим)?» – Мы рисуем машину. Мы рисуем красками грузовую машину. 

Учить подбирать на один вопрос несколько ответов, характеризующих разные качества: «Какая бумага вам нужна для занятия?» – Мне нужна белая бумага. Мне – цветная бумага. А мне надо блестящую бумагу. 

Учить детей строить последовательный рассказ о своем рисунке, лепке, аппликации, конструировании по вопросам.

Учить детей составлять рассказ без опоры на вопросы.

Учить отвечать на вопросы, относящиеся к изготовленному предмету, не только о том, что они непосредственно видят, но и по представлению.

В первом периоде упражнять детей только в однословных ответах по представлению, во втором – пользовании фразовыми ответами: «Какого зайца мы наклеили сегодня?» (Белого.) «А когда заяц бывает белый?» (Зимой.) «А каким он бывает летом?» (Серым.) «Кто скажет полным ответом?» (Зимой заяц бывает белый, а летом – серый.) Или: «Мы слепили медведя из пластилина. А кто из вас знает, где находится настоящий медведь зимой?» (В берлоге.) «Кто скажет полным ответом?» (Зимой медведь спит в берлоге.)

«А где находится его берлога?» (Медвежья берлога находится в лесу.)

Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью без заикания, приобретенные в I периоде.

Воспитатель учит детей активно пользоваться на всех занятиях самостоятельной речью, усвоенной на предыдущем этапе обучения.

III

Март, апрель

Уточнять и расширять знания детей по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Профессии», «Водный и воздушный транспорт».

Дать представления о смене времен года, о приходе весны. (Наступила весна. День становится длиннее. Солнце греет все теплее, тает снег, бегут ручьи. Образуются проталины, на них появляется первая зеленая трава, появляются насекомые. На деревьях распускаются почки, появляются первые листочки. Появляются первые весенние цветы: мимозы, тюльпаны, ландыши, сирень.)

Продолжать знакомить детей с некоторыми дикими животными средней полосы (медведь, лиса, заяц, еж, волк), с их повадками, с названиями детенышей.

Продолжать знакомить с перелетными птицами – грачом, ласточкой, скворцом; учить отличать их по внешнему виду.

Знакомить с профессиональными принадлежностями для портнихи (иголкой, ниткой, ножницами, пуговицами, наперстком); с названиями одежды, которые она шьет (пальто, платье, костюм) из разных тканей: ситца, байки, шерсти, шелка.

Знакомить с профессией повара, названиями некоторых блюд, посудой.

Знакомить с водным и воздушным транспортом, расширять представления детей о его функциях и значении, о профессиях людей, которые им управляют.

Воспитание внимания к речи 

Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, воспитателей и своих сверстников.

Учить запоминать речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах.

Воспитывать внимательное отношение к речи товарищей, замечать неправильные или неточные ответы.

Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью 

Учить детей самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы по предметной и сюжетной картинке.

Учить самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображенному на картине действию без опоры на наглядный материал.

Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость.

Учить пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Учить распространять короткие фразы, строя их в различных вариантах (Пришла весна. Пришла солнечная весна. Наступила теплая весна).

На занятиях по художественной литературе учить понимать поступки героев, определять и мотивировать свое отношение к положительным и отрицательным героям произведения.

Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I и II периодах.

Воспитание внимания к речи 

Учить детей внимательно слушать большие по объему устные объяснения к предстоящей деятельности, понимать и запоминать их без показа образца поделки, рисунка, правильно воспроизводить рассказ о предстоящей работе, в заданной последовательности выполнять задание.

Воспитывать внимание к речи: внимательно слушать рассказ товарища, не повторяться; замечать неправильные высказывания, исправлять их, дополнять.

Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью 

Учить детей отвечать без опоры на образец поделки, рисунка развернутой фразой, объяснять способ изготовления поделки, рисунка, аппликации, причину выбора того или иного материала: «Мне нужна оранжевая бумага, потому что я буду вырезать лису», «Чтобы получить голубую краску, я смешаю синюю краску с белой и получится голубая».

Учить детей рассказывать о своей работе подробно и последовательно, не пропуская основных ее звеньев.

Вырабатывать умение спокойно реагировать на дополнительные вопросы логопеда.

Совершенствовать рассказы детей в стилистическом отношении, устранять излишние повторы в речи («потом..., потом..., потом...»), учить пользоваться синонимами.

Учить правильно строить фразы, соблюдая прямой порядок слов в предложении.

Учить составлять мысленно план рассказа, лишь затем рассказывать его вслух, перестраивать первоначальный план, чтобы не повторять рассказ товарищей.

Учить детей задавать конкретные вопросы друг другу.

Закреплять навыки пользования самостоятельной речью различной сложности.

IV

Май, июнь

На основе наблюдений за явлениями природы расширять и углублять знания детей о лете.

Учить рассказывать о своих впечатлениях взрослым.

Воспитание внимания к речи

Закреплять у детей навык внимательно выслушивать любого собеседника (взрослого и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого родственника и т. д.) на занятиях и вне их.

Закреплять умение спокойно реагировать на замечания как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения.

Упражнения в более сложной контекстной речи

Продолжать учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы.

Учить строить сложные предложения, с использованием сравнений, определений.

Учить выразительно пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам действующих лиц.

Закреплять самостоятельное использование всех форм речи, усвоенных за учебный год.

Воспитание внимания к речи 

Закреплять у детей навыки внимательного отношения к речи окружающих, умение выслушать, понять и правильно выполнить сказанное.

Закреплять умение исправить ошибку товарища и предложить более правильную формулировку фразы, точнее по смыслу, с правильным порядком слов в предложении, объяснить один или несколько вариантов задания.

Упражнения в более сложной контекстной речи

Закреплять у детей навыки последовательного и очень подробного рассказа о предстоящей деятельности без опоры на наглядность, а в некоторых случаях и без опоры на рассказ взрослого, по представлению; умение продолжить рассказ, начатый товарищем.

Учить детей передавать содержание коротко, перечисляя лишь основные действия в работе.

Учить рассказывать в рассуждающей форме: «Если вы разрешите рисовать лису, то я разведу оранжевую краску, а если зайца, то белую краску».

Закреплять навыки предварительного планирования рассказа и деятельности.

Закреплять все формы как отдельных ответов, так и целых рассказов.

Итоги коррекционно-развивающего обучения в старшей группе

Оцениваются:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения – вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

• особенности речевого поведения (активность, импульсивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании; «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в старшей группе дети должны:

• усвоить содержание программы старшей группы общеобразовательного детского сада;

• пользоваться самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной речи;

• уметь формулировать простое предложение, распространять его;

• формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния и др.



Предварительный просмотр:

Средняя группа:

  • учить овладению навыками пользования самостоятельной речью различной сложности – от простейшей ситуативной до контекстной с опорой на вопросы логопеда и наглядную помощь (при постепенном убывании наглядной опоры);
  • учиться регулировать свое речевое поведение – отвечать точными однословными ответами без заикания на конкретные вопросы логопеда в соответствии с коррекционной программой.

Старшая группа:

  • учить пользоваться самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной речи;
  • учить формулировать простое предложение, распространять его;
  • учить формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния и др.

Подготовительная группа:

  • учить владеть разными формами самостоятельной контекстной речи – рассказом по представлению, пересказом;
  • учить свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;
  • учить адаптироваться к различным условиям общения;
  • учить преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование организованной изобразительной деятельности в средней, старшей и подготовительной группах для реализации программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Комплексно - тематическое планирование разработано на основе  пособий Комаровой Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду" из учебно - методического комплекта к программе «ОТ  РОЖДЕН...

Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  по обучениюрусскоязычных детей  татарскому языку средней, старшей подготовительной группе  на 2015-2016 учебный год...

Перспективный план-программа по кружковой работе по пластилинографии для средней, старшей и подготовительной групп.

Работаю по теме "Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники изодеятельности". С этой целью организовала кружковую работу в группе по пластилинографии, торцеванию, скра...

Рабочая программа по реализации образовательной области « Художественное эстетическое развитие» (базовый вид деятельности «Музыка») младшей, средней, старшей и подготовительной групп на период с 01.09.2015 по 31.05.2016уч.г.

Данная программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же  возрастных особенностей детей. Прог...

Сценарий праздника «ДЕНЬ СМЕХА» – игровая программа для детей средних, старших и подготовительных групп детского сада

Сценарий праздника «ДЕНЬ СМЕХА» – игровая программа для детей средних, старших и подготовительных групп детского садаЦель: Создание положительной эмоциональной атмосферы смеха у...

Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.

Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область)....

Материал для аттестации по разным видам деятельности в средней, старшей и подготовительной группах( программа кружка, занятия, консультации, игры )

1.Предлагаю программу занятий в рамках проведения кружковой работы «АБВГДЕЙКА» по развитию фонетической и лексико-грамматической сторон речи детей дошкольного возраста. Программа  кру...