Конспект НОД "Прогулка по городу"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов, лексико-грамматических категорий, связной речи в подготовительной речевой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devyatyy_konspekt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

            Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. СПб

                       Конспект

       непосредственно образовательной деятельности по теме

   «Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в

        подготовительной группе с логопедическим заключением

     «ТНР. ОНР (3 уровень речевого развития). Стёртая дизартрия»

                                   НОД «Прогулка по городу»

        Учитель-логопед

        Филиппова В.Г.

Цели и задачи

    коррекционно-образовательные – формировать и расширять знания о достопримеча-тельностях родного города; формировать номинативный и адъективный словарь; форми-

ровать навыки словообразования;

    коррекционно-развивающие – развивать общую и мелкую  моторику; развивать фонемати-

ческие процессы, навыки звуко-буквенного анализа; закреплять практическое употребле-

ние предлогов, согласование слов в предложении, закреплять умение подбирать родствен-

ные слова; различать смысл многозначных слов, образовывать относительные прилага-тельные; закреплять употребление существительных в Р.п.мн.ч. и составление с ними предложений;

   коррекционно-воспитательные – воспитывать чувство любви к родному городу и своей стране, бережное отношение к своему городу и горожанам;

      Оборудование:

    картинки с изображениями известных мест в Санкт-Петербурге, плоские фигурки, изоб-

ражающие кораблик и персонажей занятия,  карточки-схемы со схемами звукослого-вого анализа, наложенные контурные изображения предметов, таблицы со словами, ау-диозапись с песней о Санкт-Петербурге, мяч.

                                                    Ход занятия

         

1.Оргмомент.

  Логопед. – Ребята, сегодня у нас гости. Давайте мы с ними поздороваемся и назовем себя.

   Дети по очереди называют своё имя.

   В руках у логопеда фигурка кораблика, флюгера на шпиле Адмиралтейства.

Л. – Скажите, что у меня в руках? Как его называют? Вспомните строчки стихотворения.

(«Это символ города, здесь рождался флот.»). Символ какого города? А как называются его жители? Мы – петербуржцы, а ты, Коля, кто? А ты , Алёна?

      - Ребята, хотите отправиться на прогулку по весеннему городу?..С нами отправятся

наши друзья – Звукарик и Словарик.(На стенде – плоские изображения этих персонажей.)

Если мы пойдём пешком, то будем…(пешеходами), а если устанем и воспользуемся тран-

спортом, то станем…(пассажирами).

2. Пальчиковая гимнастика  «Считалочка».

Люблю по городу гулять,                                                 Идут по кругу друг за другом.

Люблю смотреть, люблю считать.        Повороты головы.

Невский – раз, Зимний –два,        Загибают пальцы по одному.

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад. Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы, были там, наверно, вы.

Девять –повстречался мне Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота вижу Нарвские ворота.

3. Подбор слов к звукослоговым схемам с объяснением.

 Л. – Ребята, кораблик – это какой вид транспорта?

 Д. – Это водный вид транспорта.

 Л. – Давайте подумаем, какой вид транспорта можно выбрать для путешествия по городу.

  Дети называют городской транспорт, для путешествия по Неве выбирают речной трам-вай.

 Л. – Посмотрите,  по берегам зажглись огоньки.(На стендах – карточки со схемами

звукослогового анализа.) Правда, они похожи на схемы Звукарика? Какие же слова мы

 можем найти в этих огоньках? Найдите, пожалуйста, слово «шпиль». – Дети показывают подходящую к слову схему. – Как вы догадались? Назовите в нём звуки по порядку и рас-

скажите о каждом. (Один из детей называет звуки в слове и даёт им характеристику.) Сколько слогов в этом слове? Сколько согласных звуков? Сколько мягких согласных зву-ков? Назовите глухие звуки.  - И т.д.

   Аналогичная работа со словами «ботик»,  «дамба», «канал», «икона», «мост», «наука», «Охта»,  «улица»).

4. Образование прилагательных. Подбор родственных слов.

Л. – Словарик предлагает почитать слова. У него с собой несколько страничек .

 Дети читают:

                   Сад

                                       Площадь

                                       Остров

                                       Проспект

                                       Дворец

                                        Всадник

Л. – Что обозначают  эти знаки? (Указывает на белый и красный квадратики над словами.)

Д. – Слова-предметы, «живые» и «неживые», отвечают на вопросы «кто?» и «что?»

Л. – А теперь прочтём слова с этой странице (прикрепляет второй лист слева от первого).

  Дети читают:

           Лето        

           Зима                  

           Дворец                

           Медь                  

           Заяц                    

           Нева  

Л. – Какую фигурку мы видим на этой странице?

Д. – Жёлтый кружок. Кружком мы обозначаем слова-признаки, которые отвечают на вопрос «какой?».                  

Л. – А слова, которые мы прочитали?

 Д. – Слова-предметы, «живые» и «неживые».

Л. – Давайте подберём к ним слова-«родственники», отвечающие на вопрос «какой?»..

Д. – Летний, зимний, дворцовый, медный, заячий, невский.

5. Подбор предметов к признакам, составление словосочетаний.

 Л. – Соедините эти слова со словами с другой страницы, и тогда мы назовём известные места в нашем городе.

Д.  Составляют словосочетания: Заячий остров, Летний сад, Дворцовая площадь, Медный всадник, Невский проспект, Зимний дворец.

 

6.Включение в словосочетания  «маленьких слов» (предлогов).

   Л. – А эти слова у Словарика не написаны, а нарисованы.  – Слева от листов прикрепляются карточки со схемами пространственного значения предлогов – «на», «за», «из», «в», «у», «к», «от».  – Давайте добавим эти слова к

нашим сочетаниям и расскажем, где побывали Звукарик и Словарик, гуляя

по Санкт-Петербургу.

Дети составляют предложения: «Друзья побывали на Заячьем острове» (вы-шли из Летнего сада, сфотографировались у Медного всадника и т.д.) Выби-

рают понравившееся предложение и составляют его схему на ковролине, по

очереди называя слово и прикрепляя полоску-«слово».

 7.Физминутка. Игра с мячом «Кати-говори». Образование существительных

 уменьшительно-ласкательными суффиксами. Подбор слов-антонимов. Со-ставление распространённых предложений.

Л. – На палубе стало прохладно. Давайте поиграем с мячом.

 Назовите «ласково»: дом –

                                     город –

                                     двор –

                                     мост –

                                     река –

                                     сад –

                                     сквер –

 Скажите наоборот:  высокий дом –

                                    глубокая река –

                                    длинная улица –

                                    узкая аллея  -

Л. – А теперь мы расскажем, что есть в нашем городе, много «чего» и «каких». – Даёт образец: - Здание .- В нашем городе много современных (старинных, больших, красивых,

 высоких, многоэтажных, каменных, нарядных) зданий

                                     

«В Санкт-Петербурге много чего?»:    музей –

                                                                  арка –

                                                                  канал –

                                                                  район –

                                                                   мост –

                                                                  парк –

                               

                                                                   улица –

                                                                   река –

                                                                   площадь –

                                                                   человек -

8.Связная речь.

 Словарик сегодня хочет выступить в роли экскурсовода. Давайте его послушаем. Но мне кажется, что он собирается вас запутать. Слушайте внимательно.

  «На Васильевском острове стоит Петропавловская крепость. Ею закончилось строитель-ство Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость находится в Петропавловском соборе. На шпиле её фигурка кораблика. Крепость названа в честь царя Петра I.

    На набережной реки Невы, недалеко от Исаакиевского собора, стоит памятник Екатери-не Второй. По указу Петра Первого его создал скульптор Растрелли. Екатерина Вторая верхом на коне под скалой, которую назвали «Гром-камнем». В руках у неё венок победи-теля. Конь лежит, по нему ползёт змея.

    В Летнем саду жили русские цари и их семьи. Около него находится  самый большой музей в нашем городе, который называется Кунсткамера. А ещё в Москве есть Адмирал-тейство. Здесь в старину торговали купцы. На его башне есть фигурка ангела. А фигурку украшает шпиль.»

 Дети находят, что в тексте неправильно. И воспроизводят текст без ошибок.

   

10. Распознавание по  наложенным контурам изображений и определение их располо-жения.

      На стенде контуры изображений, наложенных друг на друга (герб города, Исаакиев-ский собор, крейсер Аврора, стрелка Васильевского острова, Медный всадник).

 

- А вот Звукарик фотографировал наши достопримечательности и , видимо, совершил ошибки при съёмке. Ребята, что находится левее всех остальных изображений? («Левее всех изображение памятника Петру Первому, который назвали Медным всадником.» и т.д.).

 11.Окончание занятия.

Л. -   Нам пора возвращаться в садик. Сначала мы отправимся к ближайшему от садика вокзалу. Как он называется? (Финляндский вокзал). На чем можно от него добраться до детского сада? А на метро можно?

    -  Вот мы и вернулись к нашим воспитателям. О чем мы им расскажем? –

дети вспоминают, что они делали на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника "День города"

В  сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.

Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...

Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы

Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...

Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"

Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект занятия «Достопримечательность города Красноармейска – кирпичный завод» по познавательному развитию в подготовительной группе

Задачи:Образовательные: систематизировать представления детей о достопримечательностях города Красноармейске – кирпичном заводе, об улицах своего города, людях разных национальностей, проживающи...

конспект занятия " Мой город Туймазы. Достопримечательности города."

Цель: формирование представления детей о родном городе....