Конспект НОД "Сказочный берег"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Игы и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, подготовительная речевая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_16._04._19_lukomore.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. СПб

                                                 

                                 Конспект НОД (подготовительная группа)

                                                    «Сказочный берег»            

                                                                                               Учитель-логопед Филиппова В. Г.

                                                                                                 

Цели.

Коррекционно-образовательные:

 - совершенствовать синтаксическую сторону речи; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов  закреплять умение образовывать сложные слова, притяжательные прилагательные,  подбирать глаголы-антонимы, составлять  и анализировать предложения; совершенствовать синтаксическую сторону речи;  автоматизировать правильное произношение и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно-развивающие:

 - развивать фонематические представления, лексико-грамматический строй речи, зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движением, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес к художественной  литературе и чтению;  воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность, творческие способности.

Материалы и оборудование: аудиозаписи звуков моря, композиции Г. Струве «Ветер по морю гуляет», интермедии Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля»; презентация к вступлению поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; игрушки – белка, сундучок, орешки и др.; предметные картинки, карточки со словами, фишки для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

 Запись шума морских волн.

Л.  - Ребята, что вы слышите? Как назвать этот звук – звон, плеск, треск, грохот, скрип?

2. Введение в тему.

Л. Да, это плеск волн. Они зовут вас совершить необычное путешествие. Хотите отправиться в плавание на нашем  корабле? ... Тогда занимайте места на нем. Спокойные волны, ветерок подгоняет кораблик. (Рассаживаются на стульчиках, расставленных узким клином. Звучит музыка Г. Струве «Ветер по морю гуляет».)

3. Отгадывание ребуса.

Л. (с биноклем). Вижу землю! Подплываем, сходим по одному на берег (проложены дощечки). Смотрите, нас встречают! – В руках фигурка кота. - Это хозяин острова. Здравствуйте, ребята! Вы откуда?  - Из детского сада. – И, наверное, будущие школьники? Тогда вы сможете в этом ребусе прочитать название этого места, где вы оказались.  

Отгадывают ребус – «лукоморье».

А что такое «лукоморье»? (Это морской залив, на его берегу мы и остановились, а слово нам знакомо из известных стихов, которые начинаются…

Д. У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…

Л. Кот отвечает: «Правильно, а я и есть тот кот учёный, который ходит по цепи кругом.» (Надевает очки.) У меня есть волшебная книга, которая напомнит вам мир чудесных сказок.

 Вспомните, как ходил кот по цепи?

Д. «Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит».

4. Образование притяжательных прилагательных.

Л. А сегодня кот пойдет не направо, не налево, а поведет своих гостей прямо по дорожке. А мы будем вспоминать знакомые стихи. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Посмотрите, и правда, чьи-то следы. Но мы с вами опытные следопыты. Давайте посмотрим, чьи следы можно узнать?  - Определяют лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, рысьи, кабаньи, лосиные, беличьи следы.

Л. Чьи следы самые маленькие? Давайте пойдем за ними.

5. Подбор приставочных глаголов. «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.» Кто там может обитать?

Д. Баба Яга (?).

Л. Нам нужно выбрать слово-действие, чтоб двигаться дальше. Нам нужно: пройти, перейти, зайти, выйти, обойти, подойти?.

Д. Нам нужно избушку обойти.

Л. Выберите с помощью картинок слова-действия.

Д. подбирают по картинкам пары глаголов с противоположным значением: «застегнул» - «расстегнул», «наливает» - «выливает», «подъехал» - «отъехал», «залезает» - «слезает», «открыл» - «закрыл».

Л. Смотрите, ребята, беличьи следы привели нас к сундучку. Посмотрим, что в нем.

Д. Орешки!

6. Ответы на вопросы полными предложениями.

Л. А орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд… Помните, из какой сказки эти строчки?

Д. «Сказка о царе Салтане».

Л. А вот и белочка. «Вы нашли меня, а теперь ответьте на мои вопросы. Вы в сказочной стране, и мне интересно, хорошо ли вы знаете сказки. Я знаю, что вы будущие школьники и можете щёлкать задачи как орешки.» 
1) С помощью какого предмета одна своенравная царица узнавала, красива ли она? (Зеркальце.)

2)Кто исполняет желания одного бедного старика? (Золотая рыбка.)

3) С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику?

(С чертенком.)

4) Отчего заснула молодая царевна? (Откусила кусочек яблока.)

5) Кого подарил Мудрец царю Дадону? (Золотого петушка.)

6) Как звали жениха из сказки о мертвой Царевне? (Елисей.)

7) Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда.)

8) Имя няни А.С.Пушкина (Арина Родионовна.)

9) Сын царя Салтана, который спас царевну Лебедь? (Гвидон.)

7. Звуко-слоговой анализ.

Л. Все задачки решены, от орехов остались ядра. Какого они цвета? (Красного, синего, зелёного). Где мы используем эти цвета? … Назовите слова из наших вопросов и ответов, состоящие из двух слогов.

Д. называют слова (Балда, Гвидон и др.).

Л. раздаёт карточки для звукослогового анализа с помощью разноцветных «ядрышек».

8. Образование сложных слов.

Л. Спасибо, белочка! А мы идем дальше. «Там лес и дол видений полны. Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных чредой из волн выходят ясных,  и с ними дядька их морской.» Ребята, а как звали его, их предводителя?

Д. Черномор.

Л.  Почему его так назвали? Из каких слов состоит его имя?

Д. Черное, море.

Л. Сложите, пожалуйста, эти слова так, чтобы получились новые слова… Карточки со словами: рыба, пчела, земля, лес, пеший, труба, ловить, водить, копать, ходить, чистить.  

Физминутка. Черномор с витязями возвращаются в залив, в море, а мы поиграем, как будто качаемся на волнах на своём кораблике.

Ветер по морю гуляет (руки вверх через стороны),

И кораблик подгоняет (машут руками),

Он бежит себе в волнах (замок из пальцев),

На раздутых парусах (руки вниз).

Мимо острова крутого (пальцы расцепляют),

Мимо города большого (садятся – встают),

Пушки с пристани палят (хлопают),

Кораблю пристать велят (топают).

9. Подбор обобщающих слов. Последовательности. Развитие зрительного восприятия, создание картинки из 12 частей

Л. «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя; там в облаках перед народом через леса, через моря колдун несёт богатыря…»

Вспомните, какого королевича мы уже называли у белочки? (Елисей.)  Кто летал с колдуном по небу? (Руслан.) Помните, как звали колдуна карлу?... Тоже Черномор.

Так можно и запутаться. Давайте посмотрим, хорошо ли вы помните сказки.

 На  экране (ковролине) месяц,  солнце,  ветер. Д. называют картинки.

Из  какой  сказки?                    

Скажите,  в  какой  последовательности  царевич  Елисей  обращался  за

помощью, чтобы узнать о своей невесте? Кто ему помог?

 На экране картинки животных: заяц, коза, слон, лиса, лошадь.

Л. Выберите пару животных, у которых есть что-то общее.

( Лиса и заяц – дикие животные, коза и лошадь – домашние, с подсказкой (?) – заяц и лошадь помогали Балде состязаться с чертёнком.)

Картинки – комар, муха. Как выдумаете, какой должна быть следующая картинка? Почему?...

А следующую картинку нужно сложить из частей.

Складывают картинку, пока звучит «Полёт шмеля».

10. Составление схемы предложения.

Л. Мы продолжаем нашу прогулку по дорогам сказок.  «В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. Там ступа с бабою Ягой идет, бредёт сама собой.

От бабы Яги добрых дел не жди. Нам пора возвращаться, а дорога она замела своим помелом. Но если мы правильно расставим камешки, то найдем дорогу к морю, к кораблику. Какой строчкой из стихотворения можно подписать эту картинку?

Д. «Там царь Кащей над златом чахнет.»

Л. Нам надо из слов этого предложения построить дорожку. Выберите камни для каждого слова. Для какого слова возьмём маленький камень? Для какого (каких) – с уголком?

Сколько всего слов в предложении?

Проходят пальчиками по дорожке, проговаривая каждое слово.

11. Исключение четвёртого лишнего слова, объяснение фразеологизма.

Л. Кащей очень любит золото и предметы из него.

Картинки: яйцо, петушок, руки, рыбка.

Д. сначала исключают картинку «руки» (они не сделаны из золота, а говорят так в переносном смысле про умелые руки), потом яйцо ( называют сказки, потом автора, золотое яичко из русской народной сказки «Про репку»).

12. Окончание занятия.

Л. Вот уже и море близко, и знакомый дуб. А стихи ещё не закончены.

Там русский дух, там Русью пахнет!

И я там был, и мёд я пил,

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил. (Картинка.)

Кто же ребята, сидел под дубом и сочинил эти чудесные сказки?

Д. Александр Сергеевич Пушкин.

Л. В этом году исполнится 220 лет со дня его рождения. Вот какое большое число. Но дети и взрослые в нашей стране и во всем мире  читают и любят его книги. А в школе вы узнаете их ещё больше.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Береги свои зубы"

В ходе занятия "Береги свои зубы" с помощью опытов и экспериментов дети знакомятся со строением зубов, а так же учатся ухаживать за ними....

Конспект развлечения Берегите нашу Землю

Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Уточнить знания детей о домашних и диких животных. Вызвать интерес к птицам, развивать любознательность, желание заботиться о них. Продол...

Конспект занятия "Берегите воду" (старшая группа)

Программное содержание:уточнить и расширить знания детей о воде (свойства, роль в жизни человека);дать представление о круговороте воде в природе, об основных источниках загрязнения воды;развивать люб...

Конспект занятия "Берегите ель"

Экология, художественнное творчество...

Методическая разработка. Конспект занятия "Берегите воду!"

Уточнить представления детей о значении воды; о том, откуда в кране вода. Познакомить детей с тем, как очищают воду для питья.Воспитывать бережное отношение к воде....

Конспект развлечения "Берегите воду".

Конспект развлечения "Берегите воду". Формироание у детей понятия значимости воды и расширение представлений о свойствах воды....

Конспект занятия "Береги природу" ( старшая группа)

Занятие закрепляет знания детей о окружающей природе и необходимости ее охраны....