Конспект непрерывной образовательной деятельности "Весна" для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Кузьминых Ольга Николаевна

Конспект НОД по лексической теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vesna.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной

 деятельности «Весна»

для детей 4-5 лет

   Используемые современные  образовательные технологии:  игровые, здоровьесберегающие технологии.

                                                                   Разработала

                                                               Кузьминых О.Н.

                                                               учитель-логопед

Санкт – Петербург

2018 г.

Цель:

- развитие лексико-грамматического строя речи

Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять естественнонаучные представления, знания детей по теме «Весна»;

- закреплять умения выделять и называть признаки весны;

- уточнять и расширять словарь по темам: «Весна, признаки весны», «Первоцветы»;

- закреплять навыки словоизменения: учить образовывать существительные    с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;

- развивать умение правильно употреблять предлоги;

- развивать связную речь: закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

- развивать речевое дыхание;

- совершенствовать фонематическое восприятие и фонематические представления;

- развивать  память, внимание;
- совершенствовать координацию движений, развивать мелкую
 моторику,

- развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;

- формировать привычку самоконтроля;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за весенними признаками в природе на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала, чтение художественных произведений по теме, разучивание стихотворений, закличек, пальчиковых упражнений, подвижных игр.

Оборудование: изображение солнца на ватмане,  лучики, таблицы с изображением цветов, картинки с изображениями признаков весны, игрушка ёжик, яблоко полое, нарциссы, две куклы, «чудо-дерево», полоски разной длины, картинки с животными, игрушка белка, угощение для детей.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Сегодня, ребята, мы отправимся в гости. А вот к кому, вы должны догадаться сами.

- Приходит с добром, веет теплом.

  Светом солнечным красна, а зовут её …. (дети договаривают: весна).

- Правильно. Готовы отправляться? (Готовы).

  Тогда вставайте в круг, мы начинаем своё путешествие.

Дети проходят в середину группы и встают вкруг.

«Закличка» (составление предложений)

- Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова:

Весна красна! В гости просим!

Приди скорей! Принеси с собой…

- Давайте мы тоже позовём весну, и каждый из вас у неё что-нибудь попросит.

Логопед передаёт картинку – солнышко, определяя очередность ответов с обращением  к ребёнку:

Что ты хочешь, чтобы весна принесла тебе? ( примерные ответы детей: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, первые подснежники, хорошее настроение и т.д., отвечая на вопрос предложением: - Я хочу, чтобы весна принесла…)

Дети садятся за столы по приглашению логопеда.

Самомассаж

- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание

«Назови ласково»

На доске вывешено стилизованное изображение солнышка на ватмане.

- Ребята, посмотрите на солнышко. Назовите, какое оно. (желтое, круглое, большое, веселое,…)

- А можно его назвать ласковым? (Можно)

- А чего не хватает у нашего солнышка? (Лучиков)

- Давайте поможем солнышку вернуть лучики. Давайте будем  ласково называть весенние слова и лучики вернуться к нашему солнышку.

Логопед называет слово первым, а ребёнок -  слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Слова: солнце – солнышко, луч – лучик,  дождь – дождик, ветер – ветерок, туча – тучка, трава – травка, ручей – ручеёк, цветок – цветочек, листок – листочек, проталина – проталинка.

- Вот мы и вернули нашему солнышку все лучики. Посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте с ним поздороваемся.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!     (соединяют большие пальцы рук)

Здравствуй, небо голубое!        (соединяют указательные пальцы рук)

Здравствуй, вольный ветерок!  (соединяют средние пальцы рук)

Здравствуй, маленький дубок!  (соединяют безымянные пальцы рук)

Мы живём в одном краю -         (соединяют мизинцы)

Всех я вас приветствую!            (прижать кулачки к груди, затем раскрыть ладони и вытянуть

                                                       руки вперёд).

 «Хлопни в ладоши»

-  Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

- И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он, то выглядывал из своего домика, то прятался.

(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

(Катать шарик по ладони вперед- назад).

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против).

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

А там поляна — большая, круглая, красивая!

(Круговые движения шариком по ладони).

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

- Ребята ежик побывал на поляне, а вы хотите там побывать?

Дети: Да.

- Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна).

 «Давайте посчитаем»

Перед каждым ребёнком изображение полянки с растущими на ней цветами: ландышами, мать и мачехой, тюльпанами, подснежниками, нарциссами, мимозами). Полянки раздаются в зависимости от возможностей каждого ребёнка.

- Я приглашаю вас на цветущие полянки. У каждого из вас на полянках растут разные цветы. Посчитайте  и назовите их. (У меня  на полянке два подснежника. У меня на полянке три мимозы. У меня на полянке один тюльпан. У меня на полянке четыре мать и мачехи. У меня на полянке пять нарциссов).

«Цветочек» (упражнение на дыхание)

- Дети, посмотрите, какие красивые цветы подарила нам весна. Это первоцветы, они появляются первыми. Давайте понюхаем  один  их них.

Каждому ребёнку дается цветок нарцисса.

- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!»

Упражнение повторяется 3-4 раза. Логопед следит за правильностью вдоха и выдоха.

«Ты, в лесу!» (слуховое внимание, динамическая пауза)

Логопед называет имя ведущего и говорит: «…, ты в лесу! Кто позвал тебя?» Дети идут по кругу, взявшись за руки. Логопед показывает на ребёнка, который должен будет позвать ведущего по имени, изменив голос. Ведущий отгадывает, затем выбирается следующий ведущий (2-3 раза).

Развитие фонематического восприятия.

Ребята,  посмотрите, кого мы встретили в лесу. Достаются две куклы. (Это куклы).

- А как их зовут, вы должны догадаться сами.

- имя этой куклы начинается со звука А (немая артикуляция).

- Какой это звук?  (А)

- Как зовут куклу?  (Аня).

- Имя этой куклы начинается со звука У (немая артикуляция).

- Какой это звук?  (У)

- Как зовут  куклу?   (Уля).

Звуковой анализ.

 Куклы любят петь песенки.

- Послушайте песенку Ули (УА)

- Сколько звуков в песенке (2). Назови первый. Назови второй.

- Послушайте песенку Ани (АУИ)

- Сколько звуков в песенке?  (3). Назови второй. Назови первый. Назови третий.

Детям предъявляется дерево с картинками вместо листочков.

«Чудо-дерево».

 Куклы пришли в лес к «чудо - дереву».

- На нём вместо листьев растут картинки, начинающиеся со звуков А, У.

- Нам нужно помочь Ане и Уле собрать эти картинки.

- Кому вы дадите картинки, начинающиеся со звука А (Ане), со звука У (Уле).

- Каждый из вас подойдет  к чудо-дереву и возьмет 2 картинки, одну для Ани, другую для Ули.

Дети раскладывают картинки в корзиночки.

 «Тропинка» Работа над слоговым составом слова.

 Ребята, нам нужно помочь куклам вернуться домой. Давайте сделаем для них  тропинку.

- В этом нам помогут полоски.

- Перед вами полоски – короткие и длинны, такие же, как слова, короткие и длинные.

- Сейчас я буду называть слова, а вы выкладывайте перед собой полоски.

- Март, солнышко, грач, ландыши, день, подснежник.

Дети выкладывают перед собой «тропинку» из полосок, проговаривая каждое слово по  слогам.

Работа над предложно-падежными конструкциями.

- Тропинка готова,  она опять привела нас на полянку.

- Посмотрите, кто это? (это белка).

- Белка хочет с вами поиграть.

- Вы должны сказать, где сидит белка.

(Белка сидит на ветке. Белка сидит под деревом. Белка сидит за деревом. Белка сидит около дерева. Белка сидит перед деревом.

- Белка приготовила вам картинки. Посмотрите на них. Назовите животное и скажите, где оно находится.

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения.

- Кто у тебя? (У меня волк. Он стоит около камня).

- Кто у тебя? (У  меня ёжик. Он сидит под листиком).

Окончание занятия.

Раздаётся  шуршание.

- Кто это шуршит? Давайте посмотрим.

Достаётся ёжик с яблоком.

- Ребята, вы сегодня хорошо занимались. За это ёжик выведет нас и кукол из леса и подарит вам подарки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей второй младшей группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей второй младшей группы. Тема "Улитка"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей 3-4 лет по развитию речи

Цель:  формирование представления детей о времени года -  весна.Задачи.Образовательные:- обогащать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях;- продолжать учить...

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Ритмика с элементами речевого развития"

В конспект включены танцевально - ритмические разминки с  элементами речевого развития....

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Волшебные свойства снега»

Цель:Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через  опыты, эксперименты....

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию в средней группе на тему: «День города Санкт-Петербурга. Символы города».

Цель:Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....