Конспект занятия: "Дифференциация звуков С-З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Чернышова Ирина Николаевна

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР по теме:" Дифференциация звуков С-З".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для детей подготовительной к школе группе с ТНР

по теме: «Дифференциация звуков С — 3»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить давать сравнительную характеристику звуков С, 3;
  • формировать навыки словообразования;

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать память;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • учить детей координировать речь и движения;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, инициативности, ответственности, умение сотрудничать с детьми и взрослыми.

Оборудование: наборы для составления схем, раз- резные азбуки, предметные картинки в названии которых присутствуют звуки С, 3, картинки с изоб- ражением посуды, тетради, карандаши.

Ход занятия

1) Организационный момент

Сядет тот, кто назовет гласный звук в словах. (Логопед называет односложные слова, ребенок называет гласный звук в этом слове)

Пар, мак, сон, сыр, нос, куст, сын, дом, кот, мост.

2)Объявление темы.

К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

Какой звук «С»? («З»).

Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой. (Логопед демонстрирует картинку с колокольчиками, один из которых перечеркнут)

Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звуков С, 3.

3)Акустико-артикуляционный образ звуков

Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня насоса, З – З – З – песня комара. (Логопед выставляет звуковые символы Т.Ткаченко)

Произнесение звуков С, 3 хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий. Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий.

4)Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Подвижные ладошки»

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

 б) Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, MA, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С — хлопаем. На слог со звуком 3 — топаем).

в) Выделение звуков в словах: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

5)Связь звуков и букв.

Демонстрация букв на доске на доске.

Эти звуки обозначаются буквами С и З.

6)Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

а) А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

са — за        зу — су

ста — зда    зма — сма

сту — зду       змы — смы

за-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

соя - Зоя
суп - зуб
лиса - Лиза
коса - коза
сайка - зайка

б) Игра «Назови лишний слог»

Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-за

Со-со-со-зо

Су-су-су-зу

Зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-су

в) Игра «Назови лишнее слово».

Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых звук С живет в начале слова, середине, конце. Аналогично с картинками со звуком З.

7)Физкультминутка

а)Фонетическая ритмика. Под музыку, пропевание слогов са-за, со-зо, су-зу, сы-зы.

б)Развитие общей моторики.

На горах высоких,

Руки поднимают вверх.

На степном просторе,

Руки разведены в стороны.

Охраняет нашу Родину солдат,

Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего честь.

Он взлетает в небо,

Руки вверх.

Он уходит в море,

Приседают.

Не страшны защитнику, Дождь и снегопад.

«Отдают честь».

8)Работа с тетрадями (Рабочие тетради №2 О.С.Гомзяк)

  • Звуковой анализ слогов СА, ЗА.
  • Закончить двустишия словами, подходящими по значению и смыслу.

Распустились утром розы, На цветках сверкают... (росы).

Щиплет травушку коза, Косит травушку... (коса).

  • Звуковой анализ слов коза, коса. Выкладывание схемы. Составление слов из букв разрезной азбуки. Печатание в тетрадях.
  • Работа над деформированной фразой.

Соня, вкусный, хлеб, любить. Зоя, зуб, болит, у.

  • Деление на слова. Запись графической схемы.

9)Итог занятия и оценка деятельности детей. Рефлексия.

Дети выполняют задание по карточкам. (Напечатать под картинками первую букву слова С или З.

 Чем отличаются звуки С, 3? А чем они похожи? Придумайте слова со звуком С,З. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [д] и [д`] у детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи". Анализ занятия.

1.  Тема  занятия  «Дифференциация звуков  [д] и [дь].Данная  тема  в  общей  системе  логопедической  работы  запланирована в плане работы...