Двигательная активность дошкольников при проведении речевых игр и упражнений.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лочкарёва Татьяна Александровна

Двигательная активность дошкольников

при проведении речевых игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная активность дошкольников

при проведении речевых игр и упражнений

(картотека игр)

Для детей дошкольного возраста  возможность посещать детский сад, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программами.-показатели  нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой.

Одним из показателей здоровья детей является уровень физического и нервно-психического развития детей.

 Согласно федеральным государственным стандартам к основной образовательной программе дошкольного образования сохранение и укрепление здоровья детей-одна из важнейших задач организации деятельности дошкольника в детском саду.

К сожалению, в логопедической практике редко встречаются  дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Им свойственны эмоциональная возбудимость,  двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых  усилий, отставание в развитии двигательной сферы.

Возникает необходимость нормализовать психическое и физическое состояние ребенка.

Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая  гимнастик, физминутки и динамические паузы, аромотерапия, сказкотерапия и т.д.)

Многие занятия, в том числе и занятия по развитию речи, статичны.

В связи с этим возникает необходимость повысить двигательную активность детей даже при выполнении речевых упражнений.

Мы стараемся решать задачи по развитию речи максимально используя движения. Параллельно решаются задачи по развитию психических процессов - памяти, внимания, мышления.

В практике  работы наряду с применением артикуляционной и пальчиковой гимнастики, использованием физминуток и динамических пауз традиционные речевые  игры и упражнения мы  проводим с движениями.

Это вызывает интерес детей, способствует закреплению речевых навыков в игровой форме, предотвращает переутомление детей на занятиях..

Картотека игр

с движениями  по развитию речи.

                                    Развитие слухового внимания

«Делай, что говорю» - воспитатель делает различные движения руками, при этом произносит совсем другие команды, дети должны выполнять ту команду, которую они слышат, а не то, что видят

«Слушай внимательно»- воспитатель дает задание, дети должны выполнить его только в том случае, когда услышат слово «пожалуйста»

«Повтори правильно» - воспитатель разрешает сесть (или уйти по окончании занятия) тому, кто повторит правильно

-2-3 слога (са-сы-со, ак-ок-ик, асту-уста-оста, фма-фмы-фму, аль-оль-уль)

-2-3 слова (кит-кот, бак-мак, сок-ток-бок, жар-пар, баня-Ваня, клад-Влад.)

Можно использовать слова, похожие по произношению, или отличные по произношению, но относящиеся к одной части речи (бежит, читает, стоит;   быстро, ярко, весело).

«Выполни правильно»-педагог дает несколько заданий, ребенок должен запомнить инструкции и выполнить все задания по-порядку (Например: «Возьми книгу на подоконнике, отдай ее Тане, а мел из коробочки положи на стол»)

Дети следят за правильностью выполнения инструкций, хлопают тихо, если инструкция выполняется правильно, хлопают громко- если неправильно.

                                               

 

                                                 

                                     Развитие фонематического слуха.

«Повтори правильно» - воспитатель разрешает сесть (или уйти по окончании занятия) тому, кто повторит правильно

-2-3 слога (са-сы-со, ак-ок-ик, асту-уста-оста, фма-фмы-фму, аль-оль-уль)

-2-3 слова (кит-кот, бак-мак, сок-ток-бок, жар-пар, баня-Ваня, клад-Влад.)

Можно использовать слова, похожие по произношению, или отличные по произношению, но относящиеся к одной части речи (бежит, читает, стоит;   быстро, ярко, весело).

«Покажи ладошку»- воспитатель называет изображение на картине. Если название правильное, дети показывают ладошку (ладошки) воспитателю, если с ошибкой-то показывают ладони тыльной стороной, например:

-банан, панан, бунан , банан , банам.

-машина, масына, масина, машина, махына, машина, мащина.

-лампа, лямпа, уампа, лампа, рампа, лампа, ямпа.

-пожар, пожай, пожал, пожар, пожау, позар,

-школа, скола, школа, щкола, шкова, шкоя,школа

-лента, ента, лента, лэнта, лента

-щетка, сетка, щетка, шотка, щетка

   «Поймай звук» (произносится цепочка звуков, среди них заданный звук,

«поймать» его в кулачок).

«Произнеси звук» ( любой ) столько раз сколько точек на кубике (или сколько  пальчиков у меня ты видишь)

«Покажи пальчики» - взрослый произносит любой звук определенное количество раз, ребенок показывает столько пальчиков, сколько раз он этот звук услышал.

« Кто внимательный»- (хлопни в ладоши, подпрыгни, подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь заданный звук – взрослый называет  различные звуки или слова

«Поймаю пальчик» («Зонтик»)- дети под ладонь взрослого ставят пальчики, взрослый произносит разные звуки.

Дети быстро убирают пальчики при произношении взрослым определенного звука

Деление слов на слоги

(основывается на четком послоговом проговаривании слова)

«Отхлопать» слово  одной рукой или двумя руками по столу, по коленке

Разделить слово на части наклонами головы вправо и влево,

«Отхлопать» слово ладонями

Разделить слово на части движениями руки вправо и влево,

«Протопать» слово одной, двумя ногами

«Прошагай слово»- сделай столько шагов, сколько частей в слове,

«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится одна часть слова)

Показать столько пальцев, сколько частей в слове (сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами или за спиной)

Подойти к цифре, которая соответствует количеству частей в слове, обозначающем предмет на карточке или произнесенный воспитателем

Поднять картинку с определенным количеством частей в слове

Поднять цифру, соответствующую количеству слогов

Делить слово на части с одновременным нанизыванием колец на стержни

Подойти к группе предметов, количество которых соответствует количеству частей в слове

«Щипалки» - делить слово на части с одновременным нажатием пальцами правой руки на пальцы левой (можно использовать слабые бельевые прищепки).

Нанизывание бус, пуговиц на тесьму,  откладывание косточек на счетах при произнесении слов по частям

«Цепочки» - взяться за руки такому количеству детей, которое соответствует количеству частей слова

Использование фишек, кубиков, мелких игрушек, палочек,  веточек, шишек и другого природного материала при выкладывании схемы слова (количество слогов)

«Рассели картинки (игрушки) правильно» - в одноэтажный дом-с одной частью,

в двухэтажный - с двумя и т.д.

Разрезать полоску бумаги (отломить кусочки пластилина) на соответствующее количество частей слова

Взрослый дает задание найти и встать около того предмета, в названии которого,  определенное количество частей (слогов)

Бросить кубик с точками и найти картинку (игрушку, предмет) с таким же количеством частей

Разложить картинки в два, три столбика (ряда) в зависимости от количества частей в их названии

Расставить картинки под цифрами 1,2,3,4  в зависимости от количества частей в их названии

Определение наличия звука в слове

«Хлопни в ладоши» если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)

«Подними руку», если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)

«Подними флажок», если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)

«Подними кружок»если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)

Определение места звука в слове

«Покажи правильно»-показать одной или двумя руками влево, вправо или перед собой место звука в слове

 (влево - в начале слова, перед собой – в середине, вправо - в конце слова),

«Поставь правильно» - поставить пальчик  (фишку, игрушку) на полоску, обозначающую слово.

(Полоска разделена на 3 части - первая часть обозначает начало слова, вторая - середину, третья- конец слова).

«Нажми на кнопку» - игра аналогична предыдущей, но в начале, средине и конце полоски наклеены кружочки из поролона, дети нажимают «кнопку», соответствующую положению звука в слове.

«Разложи картинки правильно» - дети раскладывают картинки (игрушки) на кубики, в домики, в обручи, в круги из лент

-  красного цвета, если слово начинается с гласного звука

- синего цвета, если слово начинается с твердого согласного звука

- зеленого цвета, если слово начинается с согласного мягкого звука

Аналогично можно провести эту игру на определение последнего звука в слове.

Различение гласных-согласных звуков, согласных звуков по                                                                                                                                                     твердости-мягкости, звонкости-глухости

«Клубочек» («Ниточка») - при произнесении гласных звуков а, у, и, о, ы, э делать движения правой рукой вокруг левой, как бы наматывая ниточку

«Лед-травка»- когда воспитатель произносит твердый согласный, дети сжимают руки в кулачки (лед), когда произносится мягкий согласный звук, дети шевелят пальчиками (травка).

«Длинный - короткий» - воспитатель называет по очереди гласные и согласные звуки, дети показывают большой палец, если слышат короткий согласный звук,  указательный - если слышат длинный гласный звук.

«Нитка, лед, травка» - воспитатель произносит гласный звук-дети двигаются по группе («нитка»), согласный твердый - дети замирают на месте («лед»), согласный мягкий - дети приседают («травка»)

«Звенит - не звенит» - воспитатель произносит звонкие согласные звуки, дети делают движение «колокольчики» около ушей («звенит»), воспитатель произносит глухие согласные звуки - дети прижимают ладошки к шее («не звенит»)

«Произнеси парный звук» - воспитатель произносит твердый согласный, дети произносят этот звук мягко, или наоборот - воспитатель произносит мягкий звук, а дети – твердый (при произнесении  твердых звуков сжимают кулачки, мягких -расправляют пальчики)

Аналогично можно играть со звонкими и глухими звуками (при произношении звонкого звука руки около ушей, глухого -опущены вниз)

Автоматизация и дифференциация звуков

При произношении звуков, слогов, слов пальцем правой руки поочередно дотрагиваться до пальцев левой руки или нажимать на подушечки пальцев указательным и большим пальцем другой руки.

При произношении звуков, слогов или слов пальцами правой руки нажимать на кнопки,   бусинки, пуговицы и т.д.

При произношении звуков, слогов или слов пальцами «ходить» по столу, шахматной доске, колючему коврику и др.

При произношении звуков, слогов или слов  «прищипывать» фаланги пальцев бельевой прищепкой (прищепки должны быть слабыми)

При произношении звуков, слогов или слов поочередно соединять большие пальцы на руках с остальными в колечко

«Игра на пианино»

Положив ладони на стол, ребенок произносит заданный слог, поднимая и опуская поочередно пальцы, начиная с мизинца.

Игра «Повтори -не ошибись»

При повторении слогового ряда повторять определенные движения руками.

Ребенок держит перед собой ладони тыльной стороной. Логопед прикасается то одной, то двумя ладонями, произнося закрепляемый слог. Затем это задание выполняет ребенок.  

 Упражнения на переключение движений рук с оречевлением своих действий

( например, кулаки-ладони; или кулак-кольцо-ладонь).

Этими упражнениями дети закрепляют правильное произношение звуков Л иЛЬ

«Покажи и назови».

Педагог объясняет правила игры: дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. Затем педагог усложняет задание, предлагая детям запомнить последовательность слов, правильно ее воспроизвести, показав и назвав нужную часть тела и лица: ладонь, лоб, локоть; локоть, лоб, ладонь;

шея, макушка, ладошки; ладошки, макушка, шея;

рука, подбородок, брови; брови, рука, подбородок

Помимо закрепления правильного произношения в словах игра развивает  внимание и быстроту реакции.

При знакомстве детей с гласными звуками А,У, И .

При произнесении педагогом звука А дети поднимают руки над головой и показывают беззвучную артикуляцию этого звука;

звука И- выполняют наклоны головы из стороны в сторону и улыбаются;

звука У- вытягивают губы вперед в сторону указательного пальца правой руки

Эта игра используется при определении гласного в средине слова.

Предлагая детям показать с помощью движений, какие гласные звуки «живут» в словах  тик-так-тук, педагог сначала произносит эти слова медленно, выделяя голосом гласный звук, затем ускоряет темп речи, изменяя последовательность слов.

Игра «Ходил, ходил, ходил и…купил»

(закрепление звука л в словах и предложения)

Педагог раскладывает перед ребенком картинки, перевернув их обратной стороной, и предлагает ему «пойти не знаю куда, купить то, не знаю что».

Ребенок «шагает» по столу указательным и средними пальцами правой или левой руки и открывает по одной картинке, проговаривая фразу:
«Я ходил, ходил, ходил и…булку купил»

Игра «Апельсин»

(закрепление произношения звука ль)

Дети проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами.

Мы делили апельсин

(Дети соединяют подушечки пальцев друг с другом в форме шара)

Много нас, а он один:Этв долечка-для папы,
Эта долечка-для мамы,

Эта долька-для бабули,

Эта долька-для дедули,

Эта долька-для меня,

Остальное-кожура!

(Поочередно разъединяют пальцы, начиная с большого)

                                                    Обогащение словаря

«Кто - что» - воспитатель называет слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети встают, услышав слова, отвечающее на вопрос кто?, и садятся, услышав слова, отвечающие на вопрос что?. ( или поднимают и опускают руки).

«Я знаю…»  - дети хлопают в ладоши, произнося слова «Я знаю пять ( воспитатель называет одну из групп: овощей, фруктов, месяцев, диких животных, домашних животных, дней недели, цветов, имен девочек, имен мальчиков, видов одежды, транспорта, мебели, инструментов, обуви, посуды, игрушек и т.д.)». При назывании предметов дети пальцами правой руки сжимают пальцы левой руки, начиная с большого (можно использовать бельевые прищепки)

«Наоборот» - воспитатель произносит слово, при этом дотрагивается до ладошки ребенка, как бы «кладет» это слово на ладошку, ребенок придумывает  и произносит слова, противоположные по смыслу и в ответ как бы «кладет» свое слово на ладонь воспитателю

(можно применять движения, имитирующие игру в мяч)

Холодный -, грязный -, большой -, высокий -, добрый-, узкий-, глубокий-, старый-, радостный-, здоровый-, смелый-, сухой-, быстрый-, аккуратный-, умный-, страшный-, мелкий-, далекий-, гладкий-, твердый-, мягкий-, светлый-,зло-, здоровье-, сила-, горе-, смелость-, ум-, зима-, жара-, грусть-, верх-, день-, добро-, веселье-, горе-, свет-, жара-, утро-, ночь-, зима-, осень-,

трудиться -, намочить-, зажечь -, надевать -, спросить-, отвернуться-, выдернуть-,находить-, покупать-, гладить -, спрятать-, согнуть-, подплыть-, стирать-, опустить-, разбросать-, ломать-, обижать-, выливать-, ложиться-, уходить-, подходить-, приклеивать-, отвязывать-, бежать-, кричать-, завязывать-, разговаривать-, смеяться-, открывать-, ссориться-, падать-, отнимать-, давать-, отпускать-, сушить--, потерять-, трудиться-, молчать-, сесть-встать ломает-, вешает-,

быстро-, темно-, высоко-, глубоко -, грустно -, далеко-, мелко-, сладко-, грязно-, темно-, медленно-, холодно-.

Над-под, в-из, за-перед

(Используются все части речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги)

«Дальше» - педагог называет несколько слов из определенной группы предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков, одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.),  произносит слово «дальше», дотрагиваясь до ребенка - ребенок продолжает цепочку слов словом из этой же группы

«Земля, воздух, вода» - ведущий несколько раз повторяя эти слова, идет по кругу из детей, останавливается перед любым ребенком, произнося одно из этих слов. Ребенок называет слово в ответ (что может быть в воздухе, на земле или в воде)

«Стрелка»- ведущий идет по кругу из детей, пальцем изображая стрелку, дети произносят слова «Стрелка, стрелка, повернись и на мне остановись». Ведущий останавливается, указывая на кого-либо из детей, и называет одну из групп предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков,  одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.). Ребенок в ответ называет слово из этой группы.

Вариант-ведущий называет предмет, ребенок в ответ называет группу, к которой этот предмет относится  (молоток-инструменты)

«Слово на ладошке»- взрослый произносит слово на свою ладошку, «кладет» это слово на ладошку ребенку, а ребенок, произнеся свое слово себе на ладошку, «кладет» это слово на ладонь взрослому.

Этот прием используется в играх  «Скажи ласково», «Один - много», «Наоборот», «Есть - нет» (образование родит. падежа сущ-х ед. и мн. числа: «у меня есть кубик-а у меня нет кубика, у меня есть игрушки-а у меня нет игрушек) ),  играх на развитие ассоциаций

(ребенок произносит любое слово  в ответ на слово взрослого например: вода-река, дом-крыша, школа – уроки,  и т.д.)                          

Можно использовать любой предмет (мяч, палочку, кубик, шарик, шишку, камушек), передавая его от ребенка к взрослому и наоборот, произнося при этом слова.

«Угадай что это или что это и изобрази этот предмет»-

-это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди

-это цветок, у него желтая серединка и белые лепестки

-лохматый, косолапый

-голодный, серый, злой

-рогатая, большая, дает молоко

-круглый резиновый

«Добавь слово»

-Сидит, стоит-кто? (мальчик, дед, человек и т.д)

-шумит, дует-что?

-растет, зеленеет-что?

-скачет, прыгает-кто? (заяц, мальчик)

-прячется –кто-? (солнышко, зайчик)

«Подбери слово» (подбор существительных к глаголу)

-Бежит : кто? (человек, собака…)

               Что?(река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка…)

           Что?(время, дождь, снег, град)

Также можно дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом  (глаголом)

«Кто что делает»

Подобрать глаголы  к существительным.

Лошадь-скачет, бежит, мчится…

Змея-ползет,кусает…

Рыба-плывет, играет…

Птица-летит, приземляется, клюет…

(При произнесении каждого слова дети выкладывают фишку)

Придумывание слов, отвечающих на вопрос КТО? По теме «Дикие животные»

Большой кто? -слон, медведь,

Сильный-лев, слон,

Маленькая – белка,

Злой - волк,

Шустрая-белка,

Неуклюжий-медведь,

Трусливый-заяц.

(При ответе дети показывают руками величину животного)

«Угадай, что это за животное?»

Сторожит, грызет, лает-кто это,

Царапается, мяукает, лакает-кто это,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Хрюкает, роет-,

Ржет, бегает, скачет-,

Мычит, жует, ходит-,

Летает, жужжит, жалит-.

(Дети изображают это животное)

«Кто что умеет делать?»

Строитель-строить, учитель-учить, повар-готовить, врач-лечить, художник-рисовать, водитель-ездить, продавец-продавать, рабочий-работать, пекарь-печь, рыбак-рыбачить,

«Кто где живет?»

Взрослый называет животного-ребенок называет его жилище, показывая руками-например дупло-овал, норка-маленький кружок. (Как вариант игры-взрослый называет жилище-ребенок животное)

Белка-в дупле,

Мышка- в норе,

Кролики-в крольчатнике,

Лошади-в конюшне,

Медведь-в берлоге,

Корова-в коровнике,

Свинья-в свинарнике,

Скворец-в скворечнике,

Лиса-в норе.

«Что для кого?»

Дупло -для белки,

нора –для лисы,

конура (будка)-для собаки,

сарай -для коровы,

курятник -для кур,

берлога -для медведя,

логово -для волка,

норка -для мышки.

(При назывании жилища ребенок показывает руками размеры)

Угадай»

Можно по картинке, можно по представлению.

Взрослый называет слова, ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь и показать с помощью движений этот предмет

-тело, голова, лапы, хвост, усы, нос, шерсть—собака, + лакает, мяукает—кошка

-кабина, кузов, колеса - машина.

-крышка, ножки- стол,

-крыша, фундамент, окна, двери -дом, здание,

-корни, листья, ветки, ствол- дерево.

«Назови части»

Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части, загибая при этом пальцы (выкладывая фишки, камушки и др.)

-дом- двери, окна, фундамент, крыша

-речка-вода, камни, рыбки

-дерево-ствол, листья, ветки

-автобус - колеса, окна, руль, двери

-стол - ножки, крышка

«Назови целое» 

Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и сказать, где можно встретить этот предмет.

Дети называют разные слова, загибая при этом пальцы (выкладывая фишки, камушки и др.)

Дверь-дом, баня, комната, школа, здание

Вода-озеро, река, море, колодец, пруд, океан, ручей, лужа.

Руль-машина, трактор, велосипед.

Штурвал-самолет, корабль.

Рукав-платье, шуба, куртка.

Ручка-ребенок, чайник, кружка, дверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение двигательной активности дошкольников посредством речевых игр

Повышение двигательной активности дошкольников, развитие координационных способностей  с помощью речевых игр. ...

Логопедическая ритмика, как один из способов повышения двигательной активности детей с речевой патологией

Логопедическая ритмика – это система занятий, основанная на использовании связи слова, музыки и движения...

Выступление на межрегиональном семинаре для инструкторов по физической культуре "Использование логоритмических упражнений и игр в двигательной активности детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых нарушений»

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных...

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения.  Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так ка...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕСИБИРСКИХ БОРДОВДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...

Конспект занятия по физической культуре для средней группы "Развитие двигательной активности у детей посредством игр и упражнений с мячом"

В конспект включены упражнения с маленикими мячиками для схого бассейна и массажными мячиками ....