Методическая разработка по развитию и коррекции речи подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Толстых Татьяна Александровна

Конспект по развитию и коррекции  речи  на тему: «Перелетные птицы» в подготовительной группе.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

закрепить знания детей о перелётных птицах;

активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные птицы»;

учить образовывать сложные прилагательные;

закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;

развивать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве;

учить координировать речь с движениями;

развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-воспитательные:

стимулировать интерес к логопедическим занятиям;

воспитывать навыки наблюдательности;

формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи  на тему: «Перелетные птицы» в подготовительной группе.

Толстых Татьяна Александровна

Учитель-логопед  МБДОУ детский сад №7 «Радуга» с.Кулунда

Дошкольное образование

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы с ОНР

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

закрепить знания детей о перелётных птицах;

активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные птицы»;

учить образовывать сложные прилагательные;

закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;

развивать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве;

учить координировать речь с движениями;

развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-воспитательные:

стимулировать интерес к логопедическим занятиям;

воспитывать навыки наблюдательности;

формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа:

беседы о перелетных птицах;

рассматривание картинок с изображением птиц;

прослушивание аудиозаписи пения птиц;

чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль»

Оборудование: презентация power point, аудиозаписи «Голоса сорок в лесу», «Голоса птиц в весеннем лесу», конверт с письмом

Образовательные технологии:

Игровые технологии: «Какой? Какая?», «Назови детеныша», «Чей? Чья? Чьё?», «Улетает – не улетает».

Здоровье сберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка», физминутка «Перелётные птицы», малоподвижная игра «Улетает – не улетает».

                                                        Ход занятия

Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. А теперь улыбнитесь нашим гостям и садитесь на стульчики.

Звучит запись «Голоса сорок в лесу».

Учитель-логопед: Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? Что это за звуки


Действительно, это трещат сороки! Они принесли нам с вами письмо! Давайте его скорее прочитаем!

«Помогите! Помогите! В лесу беда! Злой Волшебник заколдовал перелетных птиц! В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Он не хочет, чтобы вернулись домой птицы, потому что они мешают ему своим пением. Спасите наш лес!»

На слайде представлены 5 картинок с птицами в клетках (скворец, журавль, грач, ласточка, цапля)

Учитель-логопед: Злой Волшебник приготовил для нас задания, которые мы должны с вами выполнить, чтобы спасти птиц. Мы поможем нашим лесным друзьям?

II. Основная часть.

Знакомство с темой занятия.

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно, какие птицы заперты в клетках? Как мы можем их назвать? (перелетные птицы)

А кто же такие эти «перелетные птицы» и почему их так называют? Почему они улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, замерзают реки и озера, зимой нет насекомых)

Игра «Какой? Какая?»

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно на скворца. Давайте выполним первое задание и спасём его! А для этого ответьте на вопросы:

Какой у скворца хвост? (Короткий)

Значит, скворец какой? (Короткохвостый)

Дальше дети сами продолжают выполнять задание

Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая)

Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый)

Аист - у него красный клюв. Значит, аист (Красноклювый)

Цапля-у неё длинные ноги. Значит, цапля (Длинноногая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (Белокрылый)

У соловья звонкий голос. Значит соловей… (Звонкоголосый)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь наш скворец свободен.

Пальчиковая гимнастика Живая цепочка».

Набухла речка, набухла почках,

Соединяют большие пальцы с мизинчиками и безымянными пальцами

Живая в небе плывёт цепочка.

Соединяют большие пальцы со средними

В рассветной сини курлычет стая,

Соединяют большие пальцы с указательный

Весну и лето соединяя

Соединяют ладошки

Учитель-логопед: Посмотрите на эту птичку. Как она называется? (журавль). Приготовьте пальчики, посчитаем до 5 и выпустим ее из клетки!

Один длинноногий журавль, два длинноногих журавля, …, пять длинноногих журавлей

Упражнение «Назови детеныша»

Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, которую мы будем спасать, называется… (грач)

А для того, чтобы его спасти, нам необходимо назвать его детенышей!

Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один- грачата

Скворец-скворчонок, скворчата;

Кукушка-кукушонок, кукушата;

Аист- аистёнок, аистята;

Стриж-стрижонок, стрижата;

Журавль-журавлёнок, журавлята;

Утка-утёнок, утята.

Учитель-логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием!

Игра ««Чей? Чья? Чьё?»

Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, нуждающаяся в нашей помощи – ласточка! А для ее спасения нам необходимо быть очень внимательными. Посмотрите скорее на картинки.  Стаи летят высоко, не всех птиц видно полностью.

Чей хвост вы видите? (хвост ласточки – ласточкин хвост)

Чье крыло вы видите? (крыло журавля – журавлиное крыло)

Чью голову вы видите? (голова лебедя — лебединая голова)

Чьи лапки вы видите? (лапки утки – утиные лапки)

Учитель-логопед: Поздравляю, теперь и ласточка на свободе! Ну, а мы с вами, немного отдохнем!

Физминутка «Перелетные птицы». Координация речи с движениями. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Поднимают руки и покачивают ими

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Опускают руки, встряхивают кисти

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Разводят руки в стороны, машут руками

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Складывают руки за спиной, приседают

Малоподвижная игра «Улетает - не улетает».

Учитель-логопед: Ребята, нам осталось спасти последнюю птицу! Кого мы будем освобождать? (Длинноногую цаплю)

Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, опускаете руки. Будьте внимательны!

Лебедь, цапля, снегирь, ласточка, голубь, ворона, жаворонок

Учитель-логопед: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли птицам освободиться!

Звучит аудиозапись с голосами птиц

Послушайте как хорошо звучат их голоса!

III. Итог.

Учитель-логопед: Ребята каким птицам мы сегодня помогали? Какое задание вам понравилось больше? А какое задание показалось самым трудным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злого Волшебника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающее технологии в коррекции речи дошкольников"

Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....

Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...

Методическая разработка по развитию грамматического строя речи в старшей группе

В данной методической разработке содержится серия дидактических игр по развитию грамматического строя речи  для детей старшой группы....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Юные знатоки» приоритетная ОО «Речевое развитие»

НОД по речевому развитию. Систематизирование знаний детей о диких животных, через словесные и  дидактические игры....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...