Главные вкладки

    16.09.2020 Инновационные современные логопедические технологии / Трейнеры и вестибулярные пластинки в коррекционной работе учителя-логопеда/
    консультация по логопедии

    Карпухина Инна Викторовна

      Использование средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, которая помогает логопеду в профилактике и исправлении произносительных речевых нарушений  у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к нарушениям формирования зубочелюстной системы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsionnye_sovremennye_logopedicheskie_tehnologii.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    16 сентября 2020 год

    ГБОУ Школа №1476 Д/О  1

    Учитель-логопед Карпухина И.В.

    Инновационные современные логопедические технологии

    Трейнеры и вестибулярные пластинки

    в коррекционной работе учителя-логопеда

      Распространённым речевым нарушением, которое встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, является  межзубный сигматизм, часто обусловленный нарушением функции оральной мускулатуры, аномалиями  артикуляционного аппарата (различные аномалии прикуса, плотное расположение зубов, недоразвитие нижней челюсти и др., что провоцирует возникновение ротового дыхания).

       Очень часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, т.к. речевые нарушения являются самыми заметными и значимыми в развитии ребёнка. При данных специфических нарушениях очень важно своевременно  выявить причину возникновения речевого расстройства, дать разъяснение родителям о причине нарушения и обозначить как комплексную проблему, а не только как речевую. Обычно логопед направляет родителей с детьми для консультации к другим специалистам : отоларингологу, стоматологу или ортодонту.

      Использование средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, которая помогает логопеду в профилактике и исправлении произносительных речевых нарушений  у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к нарушениям формирования зубочелюстной системы.

      Для исправления подобных случаев хорошо помогают миофункциональные трейнеры. Центр миофункциональных исследований разработал специальные тренажёры для активной тренировки оральной мускулатуры и формированию правильных поз языка у детей – миофункциональные трейнеры. Систематическая тренировка с применением данного трейнера помогает выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также в комплексе со специальными логопедическими упражнениями (у детей с дизартрией) способствует устранению межзубного сигматизма.

        Миофункциональные трейнеры производятся  из эластичного силикона, безопасного для детского организма, который не вызывает  раздражение и не травмирует  нежную слизистую оболочку полости рта ребёнка. Значительная гибкость, пластичность силикона позволяет трейнеру легко адаптироваться к индивидуальным особенностям  «зубной дуги» ребёнка. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет. Их подбирают в соответствии возраста ребёнка: для детей 3-5 лет – модель Infant, для детей 6-10 лет – модель T4K.

        У ребёнка с  межзубным сигматизмом присутствует «шепелявость», дефектное произношение звуков "с" ,"з", «ц» в сменном прикусе. При глотании можно наблюдать устойчивую привычку прокладывать язык между нижними и верхними зубами. Неправильный тип глотания может способствовать формированию  открытого прикуса во фронтальном отделе.  В состоянии покоя для таких детей характерен полуоткрытый  рот и расположение языка между зубными рядами, при этом мы часто наблюдаем сочетание ротового и носового дыхания, а также полный диапазон движений языка, где при смыкании губ обычно необходимы минимальные усилия. 

      Длительное  использование соски-пустышки вплоть до 4-х летнего возраста очень часто приводит к определенным дефектам. Трейнер T4K помогает перестроить тип глотания, дыхания, снизить чрезмерное давление мышц и нормализовать формирование зубочелюстной системы. Благодаря мышечной «памяти», результаты активной дневной тренировки с трейнером T4K закрепляются во время ночного ношения аппарата. 

        Логопед направляет родителей к ортодонту, который в случае необходимости подбирает нужный размер и модель трейнера  (вестибулярный пластинки) для ежедневной тренировки оральной мускулатуры. Ребёнок под наблюдением родителей использует данный трейнер в течение часа каждый день, а также надевает на всю ночь для закрепления результата. Как правило, уже  через месяц заметно улучшается тонус круговой мышцы  рта, смыкание губ в состоянии покоя, успешно проходит работа над звукопроизношением. Сначала работа идет над постановкой звука «С» ,а на следующих занятиях  в течение четырёх-шести недель достигается дальнейший прогресс  в формировании звуков "с" , "з".Эти звуки обычно ставятся с точностью более 95%, при этом достигается правильное положение кончика языка -  за нижними передними зубами на альвеолах, без давления на зубы. 

      Параллельно происходит коррекция открытого прикуса и нормализация носового дыхания. Такие результаты можно получить с помощью трейнера или в комбинации с применением вестибулярной пластинки с бусинкой. Миофункциональные трейнеры позволяют не только избавить ребёнка от речевой патологии, но и устранить первичную дисфункцию мягких тканей.

      В зависимости от случая, можно рекомендовать использовать при лечении пластинку  с заслонкой  или бусинкой. 

      «Если у ребенка открытый прикус, и он  во время постановки логопедом звука (при межзубном стигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки не дает ребенку прокладывать язык между зубами, помогая одновременно и в лечении открытого прикуса. 

         Пластинку с бусинкой  следует использовать при артикуляционной гимнастике для коррекции  «шипящих звуков», «р». Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает интенсивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя тем самым тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома».

     Гимнастика для языка

       По некоторым данным исследований логопедов около 50% всех детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, отстают в речевом развитии от возрастной нормы.

      Процесс формирования правильного звукопроизношения с использованием специальных коррекционных  логопедических упражнений достаточно длительный и трудоёмкий, т.к. все эти  упражнения направлены на формирование правильного взаимодействия между определенными анатомическими структурами полости рта.

    Если в занятиях нет системы, то процесс закрепления (автоматизации) правильного произношения звуков происходит слишком медленно.

        Важным органом для постановки правильного звукопроизношения является язык. Чаще всего от него зависит дефект воспроизведения звуков. Двигательные мышцы языка нужно тренировать,  развивать их подвижность и чувствительность. Есть специальные логопедические зонды для массажа языка, но не всем детям можно рекомендовать данную процедуру. Правильным тренажёром для домашних упражнений  с «непослушным» детским язычком может служить  вестибулярная пластинка с бусинкой. Родители вполне могут сами научить ребенка самостоятельно заниматься несколько раз в день с таким тренажёром.

    Практические действия.

       Следует поместить пластинку в рот, сомкнуть губы и начать раскатывать языком по нёбу прозрачную подвижную бусинку. 

     В течение таких занятий (2-3 раза в день по 10 минут) эффективно разрабатываются  все мышцы языка, улучшается чувствительность мягких тканей нёба, а параллельно  тренируется и круговая мышца рта, что очень важно для нормализации носового типа дыхания и звукообразования. В результате такой систематической «гимнастики» в занятиях с логопедом очень скоро появится заметный прогресс.

         Если ребёнок протаскивает язык между зубами при глотании и произношении некоторых звуков, это может привести не  только к дефекту звукопроизношения, но  и к различным нарушениям прикуса. Мышцы языка очень сильны, и поэтому его давление на зубы может нарушить наклон резцов и вызвать значительную деформацию «зубных рядов». Из-за низкого положения языка при ротовом дыхании, смещении его назад и вниз, у ребёнка  ослабляется диафрагма полости рта и, как следствие, нарушается артикуляция, а миофункциональный трейнер может научить язык занимать   правильное нёбное положение.

          Трейнер препятствует прокладыванию языка между зубами и  способствует коррекции межзубного сигматизма, формирует у ребёнка правильный тип глотания, при котором язык поддерживает свод нёба и как результат - нормализуется форма свода неба  и звукопроизношение.

         С трейнером заниматься очень просто и даже весело, но не более 15 минут, а параллельно можно смотреть  логопрезентации  или слушать сказку перед сном. В каждом индивидуальном случае логопед подбирает оптимальный для Вашего ребенка режим и средство коррекции.

       Вестибулярные пластинки и приёмы  миогимнастики значительно сокращают период коррекционных мероприятий, что позволяет ребенку овладеть правильной речью для успешного обучения в школе.

    Список литературы:

    1.Архипова Е.Ф. Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы:- Валекс М

    2.Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Под ред. Я. В. Костиной, В. М. Чапала., М.: ТЦ Сфера, 2008.

    3.Окушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. — М.: Медицина, 2006

    4.Персин Л. С. Этиология зубочелюстных аномалий и методы их лечения. — М., 2007

    5.Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. — М., 2009

    6.Тисовская Ю.А. Пособие для логопедов/ под редакцией Костиной Я.В.- М., 2013.

    7.Сатыго Е. А.. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей //Логопед№ 8. - С. 111-114


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

    В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

    Применение инновационных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

    Применение инновационных технологий технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

    Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.

    Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда....

    План самообразования по теме: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» на 2019-2020 учебный год

    В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогае...

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО ....

    Инновационные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

    Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда д...