Учебно-методический материал "Возможности игры в коррекционной работе с детьми"
учебно-методический материал по логопедии

Филатова Екатерина Викторовна

В данной статье описаны возможности использования игр в организации коррекционной работы речевых нарушений. 

Приведены примеры игр, которые может использовать логопед  в работе с детьми с речевыми нарушениями. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.v._filatova_vozmozhnosti_igry.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Филатова Е.В., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №23 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

(из опыта работы учителя-логопеда Филатовой Е.В.)

Хорошо поставленная речь, является одной из важнейших условий для полноценного детского развития. Очень важно понимать, что, от того  насколько успешно ребенок владеет речевыми навыками, зависит его умение общаться, широта кругозора и в целом развитие психических процессов. В связи с этим, очень важно заботиться о развитии речи у детей дошкольного возраста. Формировать правильное и чистое произношение и осуществлять профилактику различных речевых нарушений.

Все чаще в дошкольных учреждениях можно встретить детей с нарушениями речевой функции. Дети с  нарушениями речи испытывают трудностями в процессе обучения. Такие дети слабо усваивают программный материал, в связи с чем, возникает необходимость в использовании различных методов обеспечивающих успешное овладение детьми различными умениями, навыками и знаниями.

Одним из таких методов является - игровой метод.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, с помощью игры формируются и развиваются психические процессы, развиваются различные стороны личности. Через игру ребенок овладевает нормами поведения в обществе, учиться общаться и взаимодействовать, а также приобретает различные навыки и умения, усваивает знания об окружающей среде и т.д.

В педагогическом процессе игра используется как один из эффективных методов для решения многих воспитательно-образовательных проблем. Именно поэтому многие специалисты в своей работе используют игру, как один из методов коррекции различных нарушений.

Преимущество игры и игровых приемов состоит в том, что игра позволяет более активно взаимодействовать с ребенком во время занятия, а сам образовательный  процесс делает полноценным и увлекательным. Доступная и привлекательная игровая ситуация поддерживает интерес ребенка к занятию, а также желание узнать новое и усвоить полученные знания.

В своей работе я часто использую данный метод. Например, дети очень любят путешествовать, и мы с ними часто путешествуем в страну звуков, букв, слогов. Дети сами выбирают, на чем они отправятся в путешествие. Рисуют машины, штрихуют пароходы, с помощью картинок выбирают что им будет необходимо в походе, распределяют вещи по машинам с одними звуками в одну машину, с другими в другую. и т.д.

Во время занятий к нам в гости приходят различные сказочные герои, такие как Незнайка, Буратино, различные животные, Доктор  Айболит и другие, и приносят  занимательные задания. Например, научить говорить Артемона правильно звук “р” или рассказать Незнайке характеристику звуков. Очень стимулирует детей, поднимает их игровое настроение использование стимульного наглядного материала, такого как маски и «медальоны». Надев на себя определенный атрибут, ребенок легко и естественно входит в образ своего героя и уже «живёт его жизнью». Таким образом, игра становится зрелищной и вызывает у ребят радость.

У детей с логопедическими проблемами отмечается бедность мимики, невыразительные плохо скоординированные движения, поэтому уже начиная с первых занятий я провожу игры направленные на:

  1. Развитие мимики: “ Рассердились на драчуна (сдвинули брови), “Встретили знакомую девочку” (улыбаются) ,“Съели кислый лимон” (дети морщатся) и др.
  2. Обучение и развитие жестикуляции: ”Покажите … “ (высокого/низкого,  мальчика/девочку/медведя/комарика и т.д., вверх/ вниз, вокруг, я/ ты/мы)

Благодаря систематическому проведению данных игр мимика детей становиться подвижнее и выразительней, а движения становятся плавными и уверенными. Дети начинают понимать оттенки в выражении лица, в жестах и движениях взрослых и сверстников.

На своих занятиях я также использую физкультминутки и пальчиковые игры. Данные игры помогают развить у детей чувство ритма, согласованность движений, учат детей ориентироваться в пространстве, развивают крупную и мелкую моторику, мимику и жестикуляцию.  Наибольшая эффективность  достигается тогда, когда форма и содержание разнообразны: Оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, дыхательные. Наиболее часто в своей работе я использую двигательно-речевые физкультминутки и пальчиковые игры.

Нельзя не сказать о некоторых словесных играх, как об одном из эффективных методов развития у детей фонематического восприятия, автоматизации и дифференциации звуков,  обучению навыкам звукового синтеза и анализа.

Одним, из наиболее частых трудностей, которые возникают в процессе обучения у детей, являются звуковой синтез и анализ слогов и слов. Именно они являются неким базисом в формировании правильного произношения и   в дальнейшем создают благоприятные условия для таких операций, как чётко отделение одного звука от другого, установление правильной последовательности звуков и т.д. Понимая все трудности с которыми дети могут столкнуться в процессе овладения данными приемами, я строю свое обучение на игровых приемах, которые  обеспечивают доступность материала и заинтересованность детей.

         Словесные игры помогают в решении таких задач как формирование правильного звукопроизношения, совершенствования дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение лексического словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникации. Словесные игры давно известны в педагогике, как в народной так и в классической. Они не требуют особого материального оснащения. Своими истоками словесные игры уходят в народные игры, например потешки “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и многие другие, с этими играми детей знакомят еще в раннем детстве и они своего рода являются “уроками” родного языка.

Именно игровая форма позволяет использовать различные вспомогательные приёмы: длительное произношение, если звук можно тянуть, например, свистящий “С”  или многократное повторение,  если это, например аффрикат “Ц”. Таким образом, удаётся привлечь внимание детей к его звучанию. Ребенок увлекается игрой, всё его внимание направлено на игровую ситуацию, он начинает интересоваться звуковой стороной речи, принимает активное участие в работе по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, обучение для него становится легким и последовательным и интересным. Так незаметно для себя, без особых усилий, ребёнок успешно закрепляет правильное произношение поставленных звуков.

Также в своей работе я использую такой игровой элемент, как считалка. Она выполняет много различных функций, таких как :помогает соблюдать порядок очереди, развивает слуховое внимание, воспитывает выдержку и чувство справедливости.

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Варианты игр, которые можно использовать в коррекционной работе:

  1. Игра "Собери друзей" (обогащение словарного запаса) 

            Цель: Пополнять и расширять словарный запас детей.

  1. Игра «Снежинки полетели» (развить речевое дыхание)

            Цель:  сформировать умение делать плавный и длительный выдох, не добирая воздуха.

  1. Игра "Чем наполнен предмет" (формирование грамматических категорий)

           Цель: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

  1. Игра "Закончи фразу" (развитие умения подбирать противоположенные по смыслу слова)

           Цель: развитие умения подбирать противоположенные по смыслу слова

  1. Игра " Помоги Незнайке" (развитие фонематического слухаи слухового внимания)

           Цель: развивать фонематический слух детей.

             

В заключение хочется отметить, одной из значительных целей логопеда заключается в том, чтобы убедить ребенка, что речь можно исправить, можно помочь ребенку, и он будет хорошо и красиво разговаривать. Такая работа должна вестись совместно с родителями малыша.  Однако, что бы процесс обучения был наиболее эффективен, ребенка необходимо заинтересовать так, чтобы ему было интересно участвовать в процессе коррекции, у него был интерес к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Логопед должен стать для ребенка не просто специалистом, а другом, готовым всегда прийти на помощь, и занятия с которым интересны и увлекательны.

В своей работе на занятиях я использую различные игры, и игровые приемы, благодаря которым занятие становиться не только познавательным, но и увлекательным процессом, который доступен для восприятия дошкольников. Данный метод помогает не просто пройти программу, которую наметили, а добиться ее усвоения, что является одной из  значимых задач  работы учителя-логопеда.

Предложенные игры каждый педагог может адаптировать под решение поставленных педагогом задач, а также найти новые варианты их проведения опираясь на свой творческий потенциал, совершенствовать им и дополнять, делая более интересными и разнообразными.

 

Список литературы.

  1. Галанов А.С. Полный курс обучения детей от рождения до 5 лет – Минск: Букмастер, 2014 – 240 с.
  2. Никитина А.В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет - СПб,:КАРО,2009.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие на тему "Планирование образовательной работы с детьми старшей группы на сентябрь "

Представляю практический материал  планирования   образовательного процесса  , составленный на основе федеральных государственных требований.   В  основе данного пла...

Учебно-методическое пособие « Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».

Пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям всем кого интересует вопросы арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрста. Представлены арт-терапевтические техники, структура и организация ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...