Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Аксютина Татьяна Александровна

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р у ребенка с дизартрией" с использованием различных образовательных технологий (здоровьесберегающие, лэпбук, ИКТ). Конспект разработан творческой группой учителей-логопедов города Смоленска в рамках работы в городской  творческой мастерской «Инновационные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    Тема занятия:

     «Автоматизация звука [р]  у  ребенка с дизартрией»

    Подготовили:

    Аксютина Т.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка»

    Калинина М.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка»

    Исаева М.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 38 «Ягодка»

    Василькова Л.В. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 58 «Одуванчик»

     

    Смоленск, 2018

    Индивидуальное логопедическое занятие:

     «Автоматизация звука [р]  у  ребенка с дизартрией»

    Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и в словах.

    Задачи:

    Нормализовать тонус  мышц органов артикуляции посредством самомассажа

    Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений

    Закреплять правильное произнесение звука [р] изолированно, в слогах и в словах.

    Развивать фонематический слух, закреплять умение выделять слова с заданным звуком.

    Закреплять умение определять место звука [р] в слове.

    Развивать внимание, общую и мелкую моторику.

    Оборудование:

    Зубная щетка, компьютер,  компьютерная презентация «Зарядка для путешественника», прищепки с закрепленными на них машинками, мяч, массажный мячик, лэпбук «Я дружу со звуком Р», предметные картинки (рак, топор, корова, рысь, ворона, шар)

    План занятия:

    1.Организационный момент.

    2. Самомассаж языка.  «Ехала машина»

    3. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.

     «Зарядка для путешественника»  

    4. Произнесение изолированного звука Р.  Игра с использованием лэпбука  «Покатаемся на машинке!»

    5. Произнесение звука в слогах. Игра с использованием прищепок. «Моторы»

    6. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово»

    7. Развитие фонематического восприятия. Игра с использованием массажного мячика «Едем или стоим?»

    8. Произнесение звука Р в словах, определение места звука в слове.

    Игра  с использованием лэпбука  «Такси»

    9. Итог занятия


    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

              Сегодня мы будем путешествовать. Отгадай, на каком транспорте мы поедем в путешествие?

    «Носит обувь из резины, а питается бензином?» (Машина, автомобиль).

    2. Самомассаж языка.  «Ехала машина»

    Начнем наше путешествие. Дорога привела нас к зеркалу.

    Поедем мы, поедем в далёкие края.

    Ребенок выполняет самомассаж детской щёткой.

    Ехала машина тёмным лесом

    За каким-то интересом.  

    Поглаживающий массаж щеткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику

    По дороге она скользила,

    В дождик быстро угодила.

    Массаж из стороны в стороны зигзагообразно

    Кап-кап-кап,

     Кап-кап-кап,

    Надавливание щеткой на каждое слово

    Ехала в отпуск – вот так!

    Поглаживающий массаж щеткой

                                   

    3. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.

     «Зарядка для путешественника»  (презентация Power Point)

    Слайд 1. Машина  едет  по дороге, а лошадка скачет по полю

    «Ты куда спешишь, лошадка?" -
    "У меня с утра зарядка!
    Тороплюсь я в чисто поле,
    Чтобы там побегать вволю!" (упражнение «Лошадка»)

     Слайд 2. Машина едет по дороге, вдоль которой растут грибы 

     « Остановимся в лесу, я грибочки соберу» (упражнение «Грибок»)

    Слайд 3.  Машина останавливается возле накрытого стола.

     «Отдохну и поскучаю, выпью я варенье с чаем» (упражнения «Чашечка»,  «Вкусное варенье»)

    Слайд 4.  Машина подъезжает к раскачивающимся качелям. 

    Сядем вместе на качели,

    И взлетим мы выше ели.

    Даже солнышка коснулись,

    И к машине мы вернулись.    (упражнение «Качели»)

    Слайд 5.  Анимационная картинка  «играющая гармошка» с музыкальным сопровождением. 

    « Мы в дороге не скучали, на гармошке поиграли» (упражнение «Гармошка»)

    4. Произнесение изолированного звука Р.

    Игра с использованием лэпбука   «Покатаемся на машинке!»

    В лэпбуке  прикреплена  машинка, от нее ведет дорога из цветного шнура.

    Посмотри, какая замечательная  машинка у меня есть! Давай на ней прокатимся. Заводи мотор! (ребенок изолированно произносит звук Р). Ну-ка, нажми на газ, проверим, как работает двигатель (произнесение звука изолированно с различной длительностью).  А теперь поехали! Быстрее! Еще быстрее! (ребенок произносит звук Р и пальчиком ведет по шнуру, стараясь протянуть звук Р до его конца)

    5.  Произнесение звука в слогах

    Игра с использованием прищепок  «Моторы»

    К прищепкам сверху прикреплены машинки с написанными на них  буквами А, О, У, Ы, Э.

    Посмотри, какие разные машины. У них мотор по-разному работает. Давай покажем,  как работает!  (ребенок прикрепляет прищепки поочередно к пальцам руки, произнося соответственно написанным на них буквам слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ).

    6. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово»

    Логопед произносит первый слог слова и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает слово  требуемым слогом и возвращает мяч педагогу.

    Давай немножко отдохнем.

    РА-РА-РА – Начинается  игра.
    Я прошу со слогом РА
    Мне помочь назвать слова!
    Я начинаю слово, а ты добавь РА:
    КО-РА, ИГ-РА, НО-РА, У-РА.

    РО-РО-РО
    Ты закончи слогом РО:
    ВЕД-РО, ДОБ-РО, ПЕ-РО, СЕРЕБ-РО.

    А теперь договори
    Ты слова со слогом РЫ:
    ВЕТ-РЫ, ГО-РЫ, КОМА-РЫ, ТОПО-РЫ.

    7. Развитие фонематического восприятия. Игра с использованием массажного мячика «Едем или стоим?»

    Я буду произносить слова. А ты, если услышишь в слове звук Р, заведи мотор – покатай массажный мячик между ладонями. Если звука Р в слове нет, нажми на тормоза – зажми мячик между ладошками.

    8. Произнесение звука Р в словах, определение места звука в слове.

    Игра  «Такси» с использованием лэпбука  

    В лэпбуке закреплена машинка, которая может двигаться по леске между тремя домиками.

    Я предлагаю тебе поработать таксистом. Тебе нужно развести пассажиров по домам. Картинки со звуком Р в начале слова отвези к первому дому,  в середине слова – ко второму, а в конце слова – к третьему. Ну что ж, поступил первый вызов. Нужно отвезти этого пассажира домой.

    Ребенок определяет место звука в словах названиях картинок и передвигает машинку к нужному домику.

    Картинки: рак, топор, корова, рысь, ворона, шар

                     

    9. Итог

    Понравились тебе  сегодняшние игры с машинками? Какой звук мы произносили? Ты  очень старался, четко и ясно произносил звук [Р].  Молодец!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

    В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в словосочетаниях и предложении "Поездка в зоопарк".

    На индивидуальном  логопедическом занятии по автоматизации звука "Р" в словосочетаниях и предложениях преследуются следующие ЦЕЛИ:Програмные:Развитие речи ребенка, посредством составления повеств...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с].

    конспект индивидуального занятия включает: артикуляционную гимнастику, задания на развитие фонематического слуха и восприятия (определение места звука в слове),Работа  по альбому Л.А.Комаров...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

    Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

    КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Л) , С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ.

    Тема. Автоматизация звука (Л) , с применением биоэнергопластики.«Путешествие на самолете»Цель:- формировать у детей движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук  (био...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .

    В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....