Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Аксютина Татьяна Александровна

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р у ребенка с дизартрией" с использованием различных образовательных технологий (здоровьесберегающие, лэпбук, ИКТ). Конспект разработан творческой группой учителей-логопедов города Смоленска в рамках работы в городской  творческой мастерской «Инновационные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема занятия:

 «Автоматизация звука [р]  у  ребенка с дизартрией»

Подготовили:

Аксютина Т.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка»

Калинина М.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка»

Исаева М.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 38 «Ягодка»

Василькова Л.В. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 58 «Одуванчик»

 

Смоленск, 2018

Индивидуальное логопедическое занятие:

 «Автоматизация звука [р]  у  ребенка с дизартрией»

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и в словах.

Задачи:

Нормализовать тонус  мышц органов артикуляции посредством самомассажа

Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений

Закреплять правильное произнесение звука [р] изолированно, в слогах и в словах.

Развивать фонематический слух, закреплять умение выделять слова с заданным звуком.

Закреплять умение определять место звука [р] в слове.

Развивать внимание, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Зубная щетка, компьютер,  компьютерная презентация «Зарядка для путешественника», прищепки с закрепленными на них машинками, мяч, массажный мячик, лэпбук «Я дружу со звуком Р», предметные картинки (рак, топор, корова, рысь, ворона, шар)

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Самомассаж языка.  «Ехала машина»

3. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.

 «Зарядка для путешественника»  

4. Произнесение изолированного звука Р.  Игра с использованием лэпбука  «Покатаемся на машинке!»

5. Произнесение звука в слогах. Игра с использованием прищепок. «Моторы»

6. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово»

7. Развитие фонематического восприятия. Игра с использованием массажного мячика «Едем или стоим?»

8. Произнесение звука Р в словах, определение места звука в слове.

Игра  с использованием лэпбука  «Такси»

9. Итог занятия


Ход занятия:

1.Организационный момент.

          Сегодня мы будем путешествовать. Отгадай, на каком транспорте мы поедем в путешествие?

«Носит обувь из резины, а питается бензином?» (Машина, автомобиль).

2. Самомассаж языка.  «Ехала машина»

Начнем наше путешествие. Дорога привела нас к зеркалу.

Поедем мы, поедем в далёкие края.

Ребенок выполняет самомассаж детской щёткой.

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.  

Поглаживающий массаж щеткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику

По дороге она скользила,

В дождик быстро угодила.

Массаж из стороны в стороны зигзагообразно

Кап-кап-кап,

 Кап-кап-кап,

Надавливание щеткой на каждое слово

Ехала в отпуск – вот так!

Поглаживающий массаж щеткой

                               

3. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.

 «Зарядка для путешественника»  (презентация Power Point)

Слайд 1. Машина  едет  по дороге, а лошадка скачет по полю

«Ты куда спешишь, лошадка?" -
"У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!" (упражнение «Лошадка»)

 Слайд 2. Машина едет по дороге, вдоль которой растут грибы 

 « Остановимся в лесу, я грибочки соберу» (упражнение «Грибок»)

Слайд 3.  Машина останавливается возле накрытого стола.

 «Отдохну и поскучаю, выпью я варенье с чаем» (упражнения «Чашечка»,  «Вкусное варенье»)

Слайд 4.  Машина подъезжает к раскачивающимся качелям. 

Сядем вместе на качели,

И взлетим мы выше ели.

Даже солнышка коснулись,

И к машине мы вернулись.    (упражнение «Качели»)

Слайд 5.  Анимационная картинка  «играющая гармошка» с музыкальным сопровождением. 

« Мы в дороге не скучали, на гармошке поиграли» (упражнение «Гармошка»)

4. Произнесение изолированного звука Р.

Игра с использованием лэпбука   «Покатаемся на машинке!»

В лэпбуке  прикреплена  машинка, от нее ведет дорога из цветного шнура.

Посмотри, какая замечательная  машинка у меня есть! Давай на ней прокатимся. Заводи мотор! (ребенок изолированно произносит звук Р). Ну-ка, нажми на газ, проверим, как работает двигатель (произнесение звука изолированно с различной длительностью).  А теперь поехали! Быстрее! Еще быстрее! (ребенок произносит звук Р и пальчиком ведет по шнуру, стараясь протянуть звук Р до его конца)

5.  Произнесение звука в слогах

Игра с использованием прищепок  «Моторы»

К прищепкам сверху прикреплены машинки с написанными на них  буквами А, О, У, Ы, Э.

Посмотри, какие разные машины. У них мотор по-разному работает. Давай покажем,  как работает!  (ребенок прикрепляет прищепки поочередно к пальцам руки, произнося соответственно написанным на них буквам слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ).

6. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово»

Логопед произносит первый слог слова и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает слово  требуемым слогом и возвращает мяч педагогу.

Давай немножко отдохнем.

РА-РА-РА – Начинается  игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
Я начинаю слово, а ты добавь РА:
КО-РА, ИГ-РА, НО-РА, У-РА.

РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
ВЕД-РО, ДОБ-РО, ПЕ-РО, СЕРЕБ-РО.

А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
ВЕТ-РЫ, ГО-РЫ, КОМА-РЫ, ТОПО-РЫ.

7. Развитие фонематического восприятия. Игра с использованием массажного мячика «Едем или стоим?»

Я буду произносить слова. А ты, если услышишь в слове звук Р, заведи мотор – покатай массажный мячик между ладонями. Если звука Р в слове нет, нажми на тормоза – зажми мячик между ладошками.

8. Произнесение звука Р в словах, определение места звука в слове.

Игра  «Такси» с использованием лэпбука  

В лэпбуке закреплена машинка, которая может двигаться по леске между тремя домиками.

Я предлагаю тебе поработать таксистом. Тебе нужно развести пассажиров по домам. Картинки со звуком Р в начале слова отвези к первому дому,  в середине слова – ко второму, а в конце слова – к третьему. Ну что ж, поступил первый вызов. Нужно отвезти этого пассажира домой.

Ребенок определяет место звука в словах названиях картинок и передвигает машинку к нужному домику.

Картинки: рак, топор, корова, рысь, ворона, шар

                 

9. Итог

Понравились тебе  сегодняшние игры с машинками? Какой звук мы произносили? Ты  очень старался, четко и ясно произносил звук [Р].  Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в словосочетаниях и предложении "Поездка в зоопарк".

На индивидуальном  логопедическом занятии по автоматизации звука "Р" в словосочетаниях и предложениях преследуются следующие ЦЕЛИ:Програмные:Развитие речи ребенка, посредством составления повеств...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с].

конспект индивидуального занятия включает: артикуляционную гимнастику, задания на развитие фонематического слуха и восприятия (определение места звука в слове),Работа  по альбому Л.А.Комаров...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Л) , С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ.

Тема. Автоматизация звука (Л) , с применением биоэнергопластики.«Путешествие на самолете»Цель:- формировать у детей движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук  (био...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...