Создание условий для развития речевой деятельности у детей с кохлеарными имплантами в логопедической группе ДОУ.
статья по логопедии

Легомина Татьяна Евгеньевна

Особенности развития речевой деятельности у дошкольников с кохлеарными имплантами. Задачи, направления работы, распределение функций учителя-логопеда и воспитателя, организация работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для развития речевой деятельности у детей с кохлеарными имплантами в логопедической группе детского сада. Описание опыта работы.

     Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.

     Виды речевой деятельности - это различные виды речевых навыков и речевых умений.

     Понятие видов речевой деятельности позволяет более четко представить себе психологические закономерности развития соответствующих навыков и умений.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме.

    К основным видам речевой деятельности относятся:

-говорение (устное выражение мысли),

-слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

-письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

-чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

    Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения, развитие мыслительной деятельности.  

   Важнейшей составляющей коррекционно-образовательной работы по речевому развитию ребенка с кохлеарным  имплантом и является развитие речевой деятельности как основы дальнейшего всестороннего развития личности.

    В логопедической группе при создании адаптированной общей образовательной программы, при организации коррекционно-образовательной работы для успешного развития разных видов речевой деятельности у детей с кохлеарными имплантами  необходимо создать оптимальные условия: сформулировать задачи, направления работы, уточнить и разделить функции учителя-логопеда и воспитателя, обеспечить взаимодействие с родителями.

    Результативность работы по речевому развитию детей после КИ может быть различна и зависеть  от ряда факторов, а именно:

  • уровня развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта;
  • уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей;
  • индивидуальных психологических особенностей;
  • наличия сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.);
  • наличия у родителей возможности принимать активное участие в реабилитации;
  • успешности проведенного хирургического вмешательства;
  • адекватности настройки речевого процессора;
  • наличия постоянного ношения кохлеарного импланта;
  • появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

    Особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания. В отличии от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами, быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарным имплантом, в целом, позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы.

    Развитие речевой деятельности ребенка с КИ в детском саду подразумевает развитие способности понимать речь, а также говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребёнка с нормальным слухом.

    В разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей по организации речевого развития в том числе детей с КИ необходимо определить круг целей:

  •  повышение эффективность коррекционно-образовательной работы;
  •  исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
  •  оптимизация организационных и содержательных аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей на каждого ребенка с КИ;
  •  осуществление тесного взаимодействия и оказание поддержки родителям в работе по слухо-речевому развитию детей с КИ.

    Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед развивает слуховое восприятие по разным направлениям, формирует первичные речевые навыки у детей с КИ;

– воспитатель закрепляет полученные слуховые умения и сформированные речевые навыки.    

    Для развития речевой деятельности важно сформулировать задачи и направления развития, отразить их при формулировании целей и задач рабочей программы логопеда в условиях ФГОС:

  •  развивать у ребёнка с КИ коммуникативные навыки (т.е. способность взаимодействовать с окружающими людьми, используя доступные ему формы общения);
  •  развивать у ребёнка слуховое восприятие окружающих звуков и речи с помощью КИ (т.е. развивать у него умение обнаруживать, различать, узнавать различные неречевые и речевые (слова, звуки речи, фразы) сигналы; накопить слуховые образы этих сигналов в памяти ребёнка;
  •  развивать у ребёнка с КИ языковую способность, т.е. научить его значению множества слов, их звуковому составу, правилам изменения и соединения слов в предложении, использования слов в предложении, использованию языка для общения. Накопить эту информацию в памяти ребёнка.
  •  развивать у ребёнка с КИ устную речь, т.е. умение порождать мысль, которую ребёнок хочет сообщить, преобразовывать эту мысль последовательность речевых единиц.  

    Развитие этих навыков требует кропотливой длительной работы. Также мы не забыли, что маленький ребёнок с КИ нуждается в развитии других навыков, которые у глухих детей обычно развиваются с нарушениями. Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития.  Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. У детей, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано:

- развитие общих представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания;

- развитие двигательной активности (крупная и мелкая моторика);

- развитие эмоционально-волевых качеств;

    У детей, все эти умения и навыки развиваются параллельно и взаимосвязано. Поэтому, с самого начала пребывания ребенка с КИ в детском саду, вся коррекционная работа педагогов и родителей включает все эти направления, также как и у нормально слышащего ребёнка.      

    Задачи коррекционно-образовательной работы по развитию речевой деятельности в условиях ФГОС требуют включения специфического для логопедии, но  базового для сурдопедагогики развития слухового восприятия у ребенка с КИ.

    Функции учителя - логопеда в работе с ребенком с КИ следующие:

  • изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей с КИ, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • развитие слухового восприятия по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз);
  • формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
  • работа по вызыванию, постановке звуков, по коррекции  звукопроизношения;
  • развитие  навыков звукового анализа и синтеза;
  • работа по формированию слоговой структуры слова;    
  • обучение чтению и письму;
  • развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

    Соответственно, функции воспитателя направлены на дальнейшее закрепление, развитие всех знаний, умений и навыков, обозначенных в функциях логопеда, а также воспитатель создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, уделяя большое  внимание детям с КИ в режимные моменты, в свободной деятельности, на занятиях по заданию учителя - логопеда.

  Функции воспитателя: в работе с ребенком с КИ следующие:

  • учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
  • закрепление сформированных умений и навыков по развитию слухового восприятия в режимных моментах, на подгрупповых занятиях, на индивидуальных занятиях по заданию логопеда по всем направлениям;
  • постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;
  • системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;
  • включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей;
  • формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания);
  • закрепление навыков чтения и письма;
  • закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

     Помимо каждодневных устных контактов учителя-логопеда и воспитателя существует специальная тетрадь взаимосвязи  учителя-логопеда и воспитателя, где учитель-логопед указывает: коррекционные задачи недели, содержание работы логопеда, содержание работы воспитателя.

     Воспитатель же выбирает для себя удобную и приемлемую форму работы с ребенком в зависимости от поставленных задач и осуществляет закрепление материала.

     Таким образом, осуществляя совместную деятельность, учитель-логопед и воспитатель регламентируют свою работу с детьми с КИ по развитию речевой деятельности.

     Одним из важнейших аспектов для развития ребенка с КИ является работа воспитателя в режимные моменты, где воспитатель создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, уделяя большое внимание детям с КИ. Обычная жизнь ребёнка в детском саду состоит из множества повторяющихся ситуаций и действий, во время которых воспитатель произносит определенные слова и фразы, которые связаны с этими действиями. Это позволяет ребёнку с КИ уловить связь между словом и предметом, словом и действием. Для того, чтобы ребёнок научился произносить слово, он должен запомнить его и попытаться произнести его сначала приближенно, подражая речи воспитателя. Воспитатель, повторяя за ребёнком слово, даёт ему ещё раз послушать правильный эталон, приближая ребёнка постепенно к нормативному звучанию слова. Этот механизм, спонтанно используемый при общении, и с нормально слышащими детьми подходит и для детей с нарушением слуха, но им требуется больше времени и усилий для запоминания.

     При общении с ребёнком с КИ нужно говорить более медленно и отчётливо, выделяя интонацией ключевые слова, фразы, повторяя их и сопровождая свою речь естественными жестами. По возможности подача незнакомой, новой информации ребёнку с КИ должна осуществляться так, чтобы ребёнок видел лицо говорящего, потому, что это помогает привлечь его внимание к голосу, облегчает ему возможность понимать и запоминать слово.

    Каждая ситуация имеет свой «Словарь» и все обычные ситуации в детском саду с точки зрения развития у ребёнка навыков использования родного языка, т.е. понимания речи и её использования для общения с окружающими можно разделить на 4 основные группы.

  •  Забота о ребёнке:

одевание / раздевание, умывание лица и рук, прогулка; приём пищи (завтрак, обед, полдник) и подготовка к нему; пробуждение-вставание, укладывание ребёнка спать.

  •  Дела воспитателя, помощника воспитателя:

уборка кроватей, уборка игрушек; наблюдение за раздачей пищи, мытьём посуды, уборкой столов, протиранием столов, подметанием и мытьём полов, вытиранием пыли, складывание и вынимание из шкафчиков одежды и т.д.

  •  Инициативы ребёнка:

беседы с педагогами, детьми группы; действия ребёнка (на что ребёнок смотрит, чего касается, что пробует, с чем играет, либо что-то другое интересует); случайные падения.

  • Деятельность ребёнка под руководством педагогов в свободное время:

просмотр книг, картинок, журналов, рисунков, понимание и испытание речи.

  • Специальные действия:

сопоставление и сортирование предметов и картинок по определённым признакам (размеру, цвету, назначению, принадлежности, действию и прочее), стимуляция крупной и мелкой моторики, развивающие игры, просмотр семейных, групповых фотографий, вырезание, склеивание, рисование.

    Работа с родителями детей с КИ имеет огромное значение для развития речевой деятельности, в частности для накопления слухо-речевого опыта. Все-таки родители являются первыми педагогами. Учитель-логопед и воспитатель, обладая знаниями, методами работы с детьми, учитывая зону ближайшего развития ребенка составляют еженедельные, а при необходимости и каждодневные рекомендации для совместной деятельности родителей и детей с КИ в домашних условиях, знакомят родителей с новинками литературы  по проблеме, проводят обучающие занятия и консультации, используют элементы обратной связи:  уточняют у родителей режимы, биоритмы, особенности, привычки, черты характера детей для более успешной организации взаимодействия.            

   Таким образом, для успешного развития речевой деятельности у ребёнка с КИ педагоги группы должны создавать условия для речевого общения, консультировать родителей детей с КИ, давать им советы по развитию ребенка в домашних условиях, грамотно формулировать задачи, четко понимать и определять направления работы.  Ведь успешная коррекционно-образовательная работа в ДОУ с ребёнком с КИ возможна только в тесной взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

Литература:

  1. Королева И.В. , Статья: Логопедическая реабилитация детей с кохлеарными инплантантами.  Россия, Санкт-Петербург.
  2. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации:Учебное пособие/ Спб.: С.-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008
  3. Зигле Л.А. , Королева И.В., Микшина Е.П.  Статья: Проект  «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт- Петербурга», 2009
  4. Зонтова О.В. Статья: Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Обобщение опыта работы "Создание условий для развития речевой активности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и интересами детей"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Создание условий для развития игровой деятельности у детей раннего возраста

Раннее детство – короткий, но важный период становления личности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффект...

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с  ФГОС ДО....

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Целью моей работы стало обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе для полноценного познавательно-речевого развития детей....

Консультация для родителей: "Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома"

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...