Образовательная деятельность по дифференциации звуков [C], [З] в подготовительной к школе группе на тему «Поход в лес»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Федотова Лилия Валерьевна

конспект по дифференциации звуков [C], [З]   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по дифференциации звуков [C], [З]

 в подготовительной к школе группе

 на тему «Поход в лес»

                                                                                                                                           Выполнила: Федотова Лилия Валерьевна, учитель-логопед

2018г.

Этапы НОД, время отведенное на каждый этап

Содержание  работы

методы, формы, приемы, используемые учителем-логопедом

Предполагаемые действия (ответы детей, воспитателя

примечание

Программное содержание

- Различение звуков [З]- [С]  на слух и в произношении: в слогах, словах и предложениях.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

- Развитие мелкой моторики

- Развитие связной речи и воображения (составление сказки с  персонажами).

Предварительная работа:

Дети самостоятельно лепят фигурки зверей из соленого теста; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, развитию мелкой моторики

Оборудование:

Предметы для  леса: искусственные ели, пеньки, ветки,  дорога со следами зайца, избушка зайца,  мягкая игрушка зайца, маски зайчиков, фигурки выполненные из соленого теста, мультимедийный экран, карточки со звуками [З], [С], аудиокассета «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», схемы со звуками.

Методы и приемы

- вопросы, задания, объяснения;

- словесное, загадывание загадок;

- наглядность;

- проблемные ситуации;

- одобрение за выполненную работу.

1.Вводная часть

3 мин.

Логопед

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера! 

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте

В группе

Логопед

Ой, что это за звуки слышны?

 я думаю что птицы поют, вьюга воет.....

Из зала слышны звуки леса (аудиозапись «Звуки, голоса и шумы окружающего мира»

Логопед

Как вы думаете, где можно услышать эти звуки и голоса?

я думаю в лесу, ....

слышны звуки леса

Логопед

Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимнее лесное царство-государство. Вы хотите оказаться в таком лесу?

Да хотим

идут в музыкальный зал

Логопед

Посмотрите вокруг, куда мы с вами попали?

В зимний лес, в зимнее царство

зал оформлен как лесная поляна  

(искусственные ели, пеньки, кочки)

Логопед

Ой, ребята, а чьи это следы?

Это следы зайца

дорога со следами зайца

Логопед

А как можно по другому можно назвать следы зайца?

Заячьи следы

Логопед

Правильно, молодцы, сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к зайке

Дети надевают шапочки с ушами и прыгают по заячьим следам

Показ на мультимедийном экране прыжков зайцев из отрывка м/ф

Логопед

А вот  избушка. Как вы думаете чья это избушка?

Заячья

Ответы детей

Логопед

Ой, мне кажется, я что-то слышу. Кто это кричит?

 Я думаю это кричит сова.

А вот и она сидит в избушке

Звук  голоса совы

Основная часть

25 мин.

Логопед

А почему сова сидит в избушке зайки? Что же случилось? Где же зайка?

(Логопед замечает конверт на пенечке около избушки зайца.)

Ребята, здесь конверт, а на нем написано: «Помогите!». Может быть мы его прочтем?

Прочитаем,

Логопед

 «Помогите! шпасите меня! Беда, беда!!! Шоважалетела в мой домик и не хочет улетать, а меня выгнала, шкажала что впуштит меня ешли я выполню жадания. Выручайте! жадания вы найдете на полянках  у лешныхжверей.. Вашжаяц.»

Что же это за послание не понимаю. Помогите разобраться.

Это написал заяц, он в словах пропустил звуки [З], [С].

Чтение письма

Логопед

Помогите мне прочитать послание правильно.

Дети помогают подбирать нужный звук

Повторное чтение с восстановлением текста

Логопед

А теперь расскажите мне про звук [З].

Звук [З] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

Показ карточки со звуком [З]

Логопед

Давайте его произнесем:

И.пруки согнуты перед грудью, локти в стороны «смотрят» вниз, пальцы разведены и напряжены. Произносим [з-з-з]

Дети давящим движением с усилием распрямляют руки вниз, как бы нажимая на что то

Выполняют игровое упражнение по развитию речи на основе фонетической ритмики, автор Н.Ю.Костылева

Логопед

Кто расскажет про звук [С]

Звук [С] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.

Показ карточки со звуком [С]

Логопед

Давайте его произнесем.

И.п. уронить голову на грудь. На вдох поднимаем голову и разводя руки в стороны, длительно произносим [с-с-с]

Дети поднимают  голову и разводят руки в стороны, длительно произнося [с-с-с], руки и голову медленно и плавно опускают вниз

Выполняют игровое упражнение по развитию речи на основе фонетической ритмики, автор Н.Ю.Костылева

Логопед

Молодцы! Ребята, в избушке сова сидит, давайте мы попросим ее, что бы она впустила зайца в свой домик, а сама вернулась в свой дом.

(Стучится в избушку)

Сова улетай из избушки, впусти пожалуйста домой зайца

Голос совы

Я впущу его только тогда, когда вы выполните 3 моих задания

Голос совы

Логопед

Ребята, поможем зайцу вернуть свой дом..

Да

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Голос совы

Отгадайте, от кого  для вас будет первое задание?

Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На ветку  сели птицы
Эти птицы ..........

Снегири

На мультимедийном экране появляется снегирь

Логопед

Молодцы, а теперь полетели как снегири.

Бегают и машут крыльями

Голос Снегиря

А вот и первое задание  «Сдуй с ладони снежинку»

Дети внимательно слушают

Читает первое задание

Логопед

Возьмите снежинку. Поднимите ладонь так что бы снежинка была на уровне рта. Делаем вдох через нос и не раздувая щек, сильный, плавный, продолжительный выдох, чтобы снежинка улетела с ладони.

Дети выполняют задание

С веток деревьев снимают снежинки

Логопед

Молодцы! Вы справились с первым заданием.  Вы готовы выполнить следующее задание

Да, готовы

Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах.  

Голос совы

А что бы выполнить второезадание, надо отгадать от кого оно будет

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек  стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую
...........

Лису

На мультимедийном экране появляется лиса

 Логопед

А теперь пройдем как лисички.

Дети идут как лисички на цыпочках

Дети выполняют задания

Логопед

Второе задание чьё?

Лисье.

Голос лисы

Вы должны вспомнить слова со звуками [З], [С] в разных позициях.

Дети вспоминают слова с опорой на схемы со звуками:

- в начале,

-середине

-конце слова,

Схемы со звукам

Логопед

И это с этим заданием справились

Развитие мелкой моторики.

Голос совы

Молодцы ребята! Отгадайте от кого  для вас будет третье задание?

Не поет она – стрекочет, 
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост, 
Очень длинный черный хвост, 
В черном вся, но белобока, 
Это модница - ...............

Сорока

На мультимедийном экране появляется сорока

Логопед

А теперь все превратились в белобоких сорок и запрыгали с кочки на

  кочку. Молодцы.

 Дети прыгают зигзагообразно

Голос сороки

Собрать из гречневой крупы любую  буквуС или З.

Дети выполняют задание

Тарелочки с гречневой крупой на пенечках

Логопед

Молодцы, ребята и с этим заданием справились!

Физкультурная пауза

Логопед

Пора нам и отдохнуть.

Знакомство с лесными жителями

У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Дети под музыку выполняют движения согласно тексту.

включение аудиокассеты

Логопед следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.

Развитие связной речи

Голос совы

Молодцы, ребята, вы справились с моими заданиями, теперь я выполню свое обещание, я возвращаюсь в свой дом. Досвидания!

Ребята а где же дом совы?

До свидания!

На дереве в дупле

Логопед

Мы справились с зданиями, и зайка может вернуться в  избушку. А где же прячется наш зайка? Давайте его поищем.

Дети ищут зайку

Находят за домиком

Логопед

Молодцы, нашли зайку, но почему-то он грустный, а давайте мы для него придумаем сказку

Испугался совы, замерз

Зайка в руках логопеда

Логопед

Что это в домике у зайки

Это фигурки зверей и елок, деревьев.

Фигурки диких зверей и деревья,выполненные из соленого теста

Логопед

Давайте придумаем сказку.

Выбирайте себе персонаж.

Сказка начинается.

Однажды ….

Дети выбирают себе фигурку и рассказывают сказку

Рассказы детей

Логопед

Молодцы ребята, зайке стало очень весело, ему пора в домик, а нам возвращаться к себе в группу

Уходят

Уходят в группу, садятся на свои места

Заключительная часть

2 мин.

 Логопед

Что мы сегодня делали?

Ходили в зимний лес, зимнее царство-государство, помогли зайцу вернуть свой дом, выполняли задания совы

Ответы детей

Логопед

Какие задания, на чьей полянке выполняли?

Понравилось вам путешествие?

Отгадывали загадки, вспоминали слова со звуками С и З в начале,

середине, конце, рассказывали сказки зайцу

Ответы детей

Литература.

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М.,1985.
  2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольника на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1987.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.
  6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988.
  7. Физкультминутки. http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/32
  8. Загадки. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html
  9. Аудиокассеты Природа, птицы и животные/ Сер. «Звуки, голоса и шумы окружающего мира».Вып. 3. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект Непосредственной-образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе Тема:"Заколдованный герб"

Знакомство детей в подготовительной к школе группе с родным городом,"малой родиной"Системотизировать знания детей о Родине,родном городе....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...