Методическая гостиная
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

"Методическая гостиная" поможет начинающим педагогам и стажистам заполнить быстро и грамотно документы на воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_gostinnaya.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая гостиная

Заполнение речевой карты:

  • Экспресс-карта
  • Экономия времени и сил специалиста
  • Удобная форма
  • Коротко и грамотно
  • Норма и патология

Составил:

Фофонова Инна Александровна

Учитель-логопед

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

Общие сведения о семье: полная, неполная, состав семьи

Речевая среда:  благоприятная  речевых отклонений среди членов семьи  нет), наличие двуязычия - билингвизм (какой язык преобладает в общении, диалект), неблагоприятная ( ограниченность социальных контактов, контакты с заикающимися или  лицами  с другой речевой патологией - подражание неправильным образцам речи, недостаток воспитания - когда родители культивируют несовершенное детское произношение, дефицит общения)

Социальная среда:  ребёнок воспитывался  в доме ребёнка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием,  дома с матерью, бабушкой и т,д, в полной (неполной семье), в образцовой, многодетной, с работающими (безработными) родителями,  контакты с лицами, страдающими нарушением слуха и зрения, расстройствами психики,  социально неблагополучные семьи.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений имеют (не имеют) место частые конфликты в семье, неблагоприятная семейная обстановка,  напряжённые отношения  с родителями, пренебрежение к взрослым, стойкое непослушание; отношение к ребёнку в семье: гиперопека родителей, чрезмерное заласкивание, неоправданно высокий уровень родительской оценки, излишняя строгость; недостатки  внимания, эмоционально – волевой  регуляции, самоконтроля; педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий.

Заболевания в семье: эпилепсия, алкоголизм, расстройство психики, эндокринные, ДЦП, парезы,  параличи, нарушения слуха и зрения, нарушения речи  и другие  виды  отягощённой наследственности ( у кого?)

Роды: досрочные, срочные(нормальные) (норма до 20 часов), быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные(длительные) (более 20 часов),  переношение, наркоз,  наличие другой  патологии родовой деятельности __

Вес (в норме 2800г)  и рост (в норме 45 см) при рождении

РАННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.

Когда стал сидеть (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.)

Когда появились зубы (в норме с 6-8 мес.)

ВЫВОД: - Физическое развитие отвечает критериям нормы (своевременное, опережающее).

               -  Физическое развитие идёт с небольшой задержкой.

                - Физическое развитие идёт с задержкой.

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление (в норме  в 3 мес.)

Лепет (в норме в 4-5 мес.)

Первые слова (в норме с  9мес.-1 г.од)

Первые фразы  (в норме  к 2.м годам - простая фраза, к 3-м - фразовая речь)

Темп речевого развития: замедленный (с задержкой), бурный, нормальный (в 1 год: 8-10 слов (максимум 50, мин. 3)

Как ребёнок относится к речевому  дефекту  (дефект осознаёт, но не переживает, не обращает внимание, не замечает, угнетает,  пугает)

Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка (безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание на нарушенной речи, поправляют,  предъявляют непомерные требования,   оставляют дефект незамеченным)

ВЫВОД: - Речевое   развитие отвечает критериям нормы.

               -  Речевое  развитие идёт с небольшой задержкой.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контакт:  речевой, жестовый, мимический, формальный,  избирательный,  контакт устанавливает  легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, в контакт  вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте, в контакт не вступает,  проявляет речевой  негативизм

На имя отзывается, отзывается не всегда, не отзывается

Свои  имя и фамилию называет, называет не всегда, не называет

Родственные связи (мама, папа, бабушка) понимает, понимает не все, не понимает

Круг представлений об окружающем  - развит;

                                                                  - развит недостаточно;                                

                                                                  - ограничен;

                                                                  - не развит

МОТОРНАЯ СФЕРА

Общая моторика (сила, точность,  темп,  координация движений, переключение от одного движения к другому, точность воспроизведение  пространственно-временных параметров,  удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий)

ВЫВОД:- Нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен,  ловок, ОВД по программе возрастной группы владеет

               - Грубых нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет. При выполнении заданий отмечается некоторая неуклюжесть,  неловкость.  

               - Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве,  координации движении (нарушения моторики в виде недостаточной координации движений),  ОВД по программе возрастной группы владеет недостаточно, неуверенность в движениях, сниженная скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки (дизартрики не прыгают на левой ноге!), нарушена координация движений ног во время ходьбы.

- Серьёзное отставание в усвоении программного материала. Плохая координация движений, нарушение согласованности, нарушение точности,  нарушение одновременности, нет синхронности в движения, общая вялость,  замедленность, моторная неловкость,   застревание  на одной позе, насильственные движения.

-  Программный материал не усвоен.Ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, неуклюж,  малоподвижен.

Мелкая моторика (сила, точность, темп  движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому)

Ведущая рука (левша, амбидекстр (хорошо владеет обеими руками))

ВЫВОД: - Мелкая моторика развита хорошо.  Уверенно владеет карандашом, ножницами. Отмечается   сохранность функции. Объём движений полный. Координация нормальная. Темп нормальный (быстрый, медленный). Переключаемость точная.

 - Мелкая моторика  развита недостаточно хорошо. Недостаточность мелкой моторики. Владеет карандашом, ножницами с напряжением, затрудняется в  штриховке. Объём движений неполный. Переключаемость неточная. Незначительные нарушения координации.

 - Мелкая моторика развита слабо. Нарушение пальцевой моторики. Недостаточная (неполная) координация пальцев кисти рук. Моторная ограниченность. Объём движений ограничен.

-  Недоразвитие мелкой моторики. Плохо работает карандашом,  ножницами. Координация нарушенная. Движения неточные неуверенные. Объём движений строго ограничен.

ОСОБЕННОСТИ  ХАРАКТЕРА И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, сниженный фон настроения, легко меняется от незначительных причин, конфликтность. Преобладание настроения: подавленного, хорошего, радостного. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность,  решительность, настойчивость, упрямство, активность/пассивность, деятельность/ инертность, бодрость/вялость, сниженная волевая активность, слабость волевого напряжения,  утомляемость, робость, замкнутость, низкая контактность, стремление к одиночеству,  лёгкая  подчиняемость, неадекватное поведение,  впечатлительность, раздражительность,  двигательная расторможенность ,гиперактивность,  агрессивность, жестокость, драчливость, избалованность, капризность,  повышенная возбудимость, негативизм (противодействие просьбам и требованиям окружающих), болезненное фантазирование.

ВЫВОД: - Незрелость эмоционально - волевой сферы

СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ

ВЫВОД: - Внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения внимания удовлетворительная. Хорошая концентрация.

-Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное. Быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности. Недостаточный объём внимания. Плохое переключение внимания

- Внимание неустойчивое, поверхностное, особенно нарушено произвольное. Недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.

-Ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте, не может сосредоточиться на чём – то одном,  трудности в распределении внимания, низкая концентрация, быстрая истощаемость, неустойчивость внимания, плохая медленная переключаемость, рассеянное внимание – не может долго сосредоточиться на одном объекте деятельности, устойчивость и объём ниже среднего уровня. Не внимателен, часто отвлекается, рассеян.

ВОСПРИЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ВЫВОД:  - Зрительно- предметное  восприятие не нарушено.

                 - Зрительно- предметное  восприятие  нарушено незначительно. Не всегда узнаёт предметы в условиях наложения, в  неполном   изображении,  в  силуэтном изображении.

                 - Зрительно- предметное  восприятие грубо  нарушено. Не узнаёт предметы в условиях наложения, в  неполном   изображении,  в  силуэтном изображении.

Восприятие цвета

ВЫВОД: -  Зрительное   восприятие  цвета не нарушено.

               -  Зрительное   восприятие  цвета нарушено незначительно. Основные цвета различает, сличает, (выделяет по слову). Оттеночные цвета знает,  но не называет.

                - Зрительное   восприятие  цвета грубо  нарушено.

Восприятие величины

ВЫВОД:-  Зрительное   восприятие величины не нарушено.

                 -  Зрительное   восприятие величины  нарушено незначительно.

                 - Зрительное   восприятие величины грубо  нарушено.

Восприятие формы

ВЫВОД:  - Зрительное   восприятие  формы не нарушено.

                   - Зрительное   восприятие  формы  нарушено незначительно.

                   - Зрительное   восприятие  формы грубо  нарушено.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ВЫВОД:  - Слуховое восприятие развито. Правильно опознаёт и дифференцирует шумы.

                 -  Слуховое восприятие развито недостаточно. Не всегда правильно опознаёт и дифференцирует шумы.

                 - Слуховое восприятие не развит.  Не  опознаёт и не дифференцирует шумы.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (понятий.)  

ВЫВОД:  - Пространственные представления не нарушены.

                   - Пространственные представления   нарушены  незначительно. Не всегда правильно ориентируется собственном теле и в пространстве. Имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах,   понятиях  «впереди», «сзади»…..

                   - Пространственные представления грубо нарушены. Не ориентируется в  собственном теле и в пространстве, не сформированы понятия о левой и правой руке в разных пробах,   понятиях  «впереди», «сзади»…..

проб и ошибок

ВРЕМЕННЫЕ

ВЫВОД : - Временные представления не нарушены. Ориентация хорошая.

                 - Временные представления нарушены незначительно. Ориентация недостаточная. Последовательность смены времён года знает нечётко. Понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он в них не ориентируется. Слабо сформировано понятие «дни недели» - путает субботу со средой.              

                  -Временные представления грубо нарушены. Ориентация слабая. Не может   назвать( и определить)   времена года,  время суток Не знает  их последовательность, характерные особенности ( признаки).

ПАМЯТЬ

ВЫВОД - Хорошо развиты все виды памяти.

               - Недостаточно хорошее  запоминание. Слуховая память развита хуже, чем зрительная.  Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает. Сниженная..

                - Слабо развиты все виды памяти. Эпизодическая забывчивость. Кратковременная.

                - Запоминание словесного материала формируется трудно, воспроизведение бессистемно из-за непонимания  логики событий.  Забывает сложные инструкции,   уточняет последовательность заданий.

 МЫШЛЕНИЕ

ВЫВОД : - Словесно-логическое мышление развито. Процессы анализа и синтеза сформированы. Самостоятельно выделяет  существенные признаки,  словесно объясняет. Наглядно-действенное мышление соотносится с наглядно-образным;

                 - Словесно-логическое мышление развито недостаточно.  Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но даёт своеобразное обоснование. Не использует обобщающего слова. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только  с помощью взрослого, без объяснений;

               - Словесно-логическое мышление слаборазвито;

               - Отстаёт в словесно-логическом мышлении.  Операциями  анализа и синтеза не владеет.  При анализе использует несущественные признаки.  Не выделяет причинно – следственные связи и отношения. Воображение бедное. Творческое мышление отсутствует.

РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА

МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА

ВЫВОД -Насильственных движений мимической мускулатуры нет.

               - Отставание развития лицевой моторики. Бедность мимики. Слабость и недостаточная  дифференцированность эмоций.

               - Нарушения мимики.. Ярко выраженная  ассиметрия  лица.  Отмечаются судорожные движения мышц внеречевой мускулатуры лица (тики),  туловища, конечностей:     зажмуривание глаз, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, сжимание пальцев. притопы ногами, т.д.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

ГУБЫ нормальные (без особенностей, без отклонения в строении),  массивные, толстые, мясистые, короткие, тонкие, малоподвижные, достаточно подвижные, смыкаются плотно (неплотно), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней),  обвисает нижняя губа, взаиморасположение ( в норме), парез, оскал, хейлоскиз -  расщепление верхней губы (расщелина), укорочение верхней губы,  послеоперационные рубцы, шрамы.

Тонус нормальный, повышенный (гипертонус - напряжение мышечного тонуса), чрезмерно напряжённый,  пониженный, вялый(гипотонус)

Объём движений полный,  неполный,  ограничен,  строго ограничен

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, движения неточные,  вялые, медленные

Переключаемость, точность  быстрая, достаточная, недостаточная, испытывает затруднения в переключении  с одного вида движений на другое, в удержании заданной позы, двигательные функции сохранены

ЗУБЫ:  нормальные, крупные,  мелкие, ровные, неровные, кривые,  вне челюстной дуги,  поставлены плотно, поставлены редко ( вверху, внизу),  с большими промежутками  ( наличие стемы, диастемы  между передними зубами),  отсутствуют (недостающие) резцы ( верхние, нижние/ передние, коренные),  неправильное  положение (аномалии) верхних или нижних резцов ( внизу растут вперёд), нарушение зубного ряда, двойной ряд зубов

ПРИКУС: нормальный  (верхние резцы слегка заходят за нижние),  ортогнатитический,   открытый передний (коренные зубы смыкаются, а передние нет),  боковой (передние зубы смыкаются, а боковые нет): двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный,   мезиальный, прямой, перекрёстный закрытый передний (верхние зубы ровно ложатся на нижние)

ЧЕЛЮСТИ: соответствуют норме, прогения (выдвинута нижняя челюсть), прогнатия (выдвинута верхняя челюсть, рот не закрывается) Подвижность нижней челюсти:  из стороны в сторону, вперёд – назад,  умеет держать рот открытым (10-15 сек. на 2 пальца, на 1 палец), умеет держать рот закрытым, легко постукивать зубами при разомкнутых губах

ТВЁРДОЕ НЁБО:  нормальное, узкое, высокое (глубокое,  куполообразное, готическое),  имеется  плёночка в виде треугольника,  плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов, увуля,  субмбукозная щель/ расщелина («волчья пасть»)

МЯГКОЕ НЁБО:, длинное,  короткое, подвижное,  малоподвижное, неподвижное,  парез (свисание всего язычка),  односторонний парез(свисание одной половины  языка), ,  раздвоенное  (расщелина мягкого нёба), отсутствие маленького языка, ограничение движений мягкого нёба, ярко выраженная асссиметрия  Энергично произнести звук «А» при широко открытом рте: поднимание нёбной занавески, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос, равномерность утечки при произношении гласного звука, наличие или отсутствие глоточного рефлекса

ЯЗЫК (форма и размер):  нормальный, обычный,  макроглоссия  (массивный, большой, мясистый),  микроглоссия (маленький), длинный, короткий, широкий, узкий,  прямой, гипертрофия корня языка, «географический», ярко выраженная ассиметрия языка.

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный (впереди небольшая расщелина)

Позиция в полости рта:  правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении, ассиметричное положение вытянутого вперёд языка

Тонус:  тонус нормальный, гипертонус  - повышенный, напряжённый, чрезмерно напряжённый,  гипотонус - пониженный, вялый

 Подвижность:, достаточная (подвижен),   недостаточная (малоподвижен),  тремор  вытянутого вперёд языка (непроизвольные колебания и беспокойство), гиперкинезы,  изменение конфигурации, отклонение (девиация)   в сторону (вправо, влево), остаточные явления пареза, кинестетическая  апраксия  

Движения  (работа, наличие или отсутствие движений вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево): все движения доступны,   правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движений,  замедленное и несколько напряжённое выполнение,  вялые, замедленные,  ограниченная возможность проводимых движений из-за параличей, парезов, мышц а.а.    (ограничены вверх, недостаточное загибание кончика языка вверх),  замены движений, невыполнение.

Объём движений: полный, неполный

Точность выполнения: движения неточные, выполняются нечётко, с ошибками,  длительный поиск позы, синкинезии,  гиперкинезы  

Добавочные и лишние движения (синкинезии):  движение нижней челюсти при движении языка вверх, движение пальцев рук при движении языка, насильственные непроизвольные движения, наличие тремора   отклонение кончика языка, неправильные а. уклады

Длительность удерживания заданного положения: при высовывании трудно удерживает заданную позу

Кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение), ослабление произвольных движений вследствие нарушений иннервации мышц или группы мышц

Переключаемость: быстрая (переход от одного движения к другому осуществляет быстро, свободно, легко),  достаточная, недостаточная (нарушена скорость образования смычки), в переключении с одного движения на другое  испытывает большие трудности,  темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА («УЗДЕЧКА»):  нормальная, укороченная, короткая,  толстая, массивная,  спайка с тканями подъязычной области  __

САЛИВАЦИЯ: соответствует норме, повышенная (усиленное слюнотечение)

ЩЁКИ: тонус нормальный,  повышенный (напряжение мышечного тонуса), чрезмерно напряжённый,  пониженный, вялый  

ДЫХАНИЕ: поверхностное, верхнее ключичное (в норме: до 3х раз за 16-20 сек),ключичное,  ключично-грудное, грудное (диафрагмальное),костоабдоминальное, диафрагмально-речевое не сформировано

Носовое дыхание: соответствует норме, затруднено, отсутствует, неровное, прерывистое, вдох и выдох короткие, поверхностное, шумное, нет пауз, с подниманием плеч, наличие носового оттенка

Ротовой выдох : сформирован (норма: на 1 выдох 3-4 слова), не сформирован

Выдох при фонации: ротовой, смешанный

ГОЛОС: нормальной силы, громкий, чрезмерно громкий, крикливый,  не громкий, тихий, слабый, глухой с носовым оттенком (назализованный, гнусавый),затухающий, сдавленный (тусклый, сиплый),прерывистый, не  полётный, гортанный (форсированный, напряжённый), с отсутствием голосовых модуляций (наличие (отсутствие) монотонности, не может менять высоту тона), спонтанный, не умеет говорить шёпотом  

РЕЧЬ: выразительная , употребляет основные виды интонации (повествовательную, вопросительную, побудительную), разборчивая, разборчивость снижена,  неразборчивая, малопонятная, ,  интонационно-невыразительная, монотонная, назализованная,  с незначительной назализацией, смазанная

Темп речи: нормальный,  медленный,  замедленный,  несколько замедленный (брадилалия),  ускоренный (скороговорка), быстрый (тахилалия), скачкообразный, захлёбываясь на вдохе,  с запинками, неправильные паузы в потоке речи, заикание

Ритм речи: нормальный, растянутый, скандированный, с определёнными паузами (правильность употребления пауз)

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (понимание обращённой речи)

ВЫВОД: Нулевой уровень:  не воспринимает речь окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже – на интонации, запрещения, поощрения.

Ситуативный уровень: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей. у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень:  ориентируется  в названиях  предметов, изображённых на отдельных картинках (идёт, сидит, читает, т.п.), но совершенно не понимает косвенных падежей (чем?  кому?   с кем? т.п.).

Предикативный: понимает много названии,. действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках. Различает значение нескольких первообразных предлогов (положи в коробку, на коробку,  около коробки).

Расчленённый уровень: различает изменение значений, выносимых отдельными частями слова (морфами0 – флексиями,  приставками, суффиксами (стол – столы, улетел – прилетел).

- Пассивный словарь достаточен. Объём активного словаря достаточный, точно понимает значение слов, словосочетаний и предложений.

                ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (активное устное высказывание)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Предметный словарь Владеет обобщающими понятиями, самостоятельно их называет. Правильно объясняет лексические значения слов. Знает многозначность слов, абстрактные понятия,  синонимы, антонимы, знает и называет детёнышей животных, распространённые профессии;

Обобщающими понятиями владеет плохо, при толковании лексических значений слов допускает ошибки. Синонимами не владеет,  антонимы понимает. Не знает малоупотребительных слов.. Называет только некоторые распространённые профессии.

Словарь признаков правильно называет предметы по описанию, недостаточно прилагательных, умеет называть эпитеты

Глагольный словарь  Владеет глагольной лексикой, Преобладают глаголы

Наречия употребляет редко, недостаточно наречий

ВЫВОД:  - Словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме (достаточный).  

- Словарный запас недостаточен, ограничен (в  пределах обихода)

- Словарный запас  значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка,  беден.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

ВЫВОД: - Грамматический строй речи соответствует норме (сформирован). Грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах. Отвечает без аграмматизмов.Имеются случаи словообразования по аналогии

 - Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Отвечает с аграмматизмами.Наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены грамматических категорий. Действует методом проб и ошибок.  Допускает аграмматичные  предложения, пользуется   словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний. Владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его  речи отсутствуют оформленные предложные конструкции.

- Грамматический строй речи не сформирован.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

лизии ( пропуски  звуков, слогов, слов),   итерации  (не судорожные  запинки, повторы и добавления  в речи),  контаминация  ( «склеивание», соединение слоговых частей двух слов), смешение элементов двух или более слов,  (усечение)  выпадение конечного звука или звуков, сокращение слова,  пропуск (отсутствие звука в слове),  персеверации  (циклическое повторение, отсроченное повторение или настойчивое воспроизведение),  перестановка  (перемещение звуков или букв), антиципатии (замена предшествующего звука последующим), «парафазии» (замены))

ВЫВОД: -.Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры не нарушено.

- Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры нарушено незначительно (сохраняется  ритмический контур, ударение, число слогов).  

- Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры грубо нарушено.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:

 Характер произношения звуков (отсутствие, искажение, замены, вариативные замены, смешения)

 Запись:  П/З - призубный            М/З -  межзубный                           Г-  горловой

ВЫВОД: - Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы) Правильно произносит все звуки

- Произношение звуков нарушено незначительно

- Нарушено произношение звуков:

- Произношение многих звуков грубо нарушено

 - Фонетический строй речи сформирован недостаточно,  изолированно все звуки произносит правильно,  но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая  смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения), фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным  смешения).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Дифференциация звуков  не нарушена, нарушена незначительно, нарушена, грубо нарушена

Дифференциация слогов не нарушена, нарушена незначительно, нарушена, грубо нарушена

Дифференциация слов не нарушена, нарушена негрубо ( незначительно), нарушена, грубо нарушена

ВЫВОД: - Фонематический слух соответствует норме (сохранный).        

                - Фонематический слух  развит недостаточно. Не всегда различает и правильно употребляет сходные звуки, слоги, слова.

              - Фонематический слух не развит. Путает сходные звуки, слоги, слова.

 ЯЗЫКОВОЙ  АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

ВЫВОД: - Языковый анализ и синтез соответствуют номе (сформированы на достаточном уровне).

               - Языковый анализ и синтез сформированы  недостаточно ( развит в недостаточной степени). Трудность представляет определение места звука в слове

               - Языковый анализ и синтез не сформированы (не развит)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

ПЕРЕСКАЗ

ВЫВОД: - Развёрнутая фразовая речь. Пересказ полный, близкий  к тексту. Пересказывает самостоятельно. Связно, последовательно отражает содержание рассказа, но составляет рассказ лаконичный, может предложить свою интерпретацию рассказа.

- Пересказывает текст  кратко, недостаточно полно. На вопросы  отвечает. Короткая фраза. Пересказывает при помощи взрослого.

- Прослушанный текст понимает, запоминает,  пересказывает неточно, не  полно, нарушает смысловые  части рассказа.  Отвечает на вопросы односложно.  Принимает помощь взрослого, вносит поправки в рассказ.

- Смысл рассказов не  понятен.  В словесном плане нет логики. Словесно-логическое мышление не развито.  Прослушанный текст не пересказывает.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

по сюжетной картине

ВЫВОД: -  Составляет только простые нераспространённые предложения, рассказы по картине бедны.

 -  Предложения и рассказ по картине не составляет, только перечисляет предметы (рассказ-перечисление),

по серии сюжетных картин

ВЫВОД: - Смысл картинок понятен, картинки  раскладывает  верно, по порядку. Рассказы отличаются высокой творческой выдумкой, фантазией

-  Раскладывает  картинки в  нужной последовательности. При рассказе не использует  творчество, а только констатирует факты. Причинно – следственные отношения установлены. Социально адаптирован.

- Раскладывает  картинки в  нужной последовательности и составляет рассказ только с помощью наводящих вопросов. По серии картин рассказ составить затрудняется. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно-действенное.

 - Последовательность в картинках не прослеживается. Картинки выложены не по порядку, не последовательно (серию сюжетных картинок не раскладывает в логической последовательности.)  Социально не адаптирован: не устанавливает причинно-следственные отношения. Словесно-логическое мышление не развито, речь бедна. Рассказ не составляет, только перечисляет предметы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Отражает специфику речевого нарушения в соответствии с  этиопатогенетической  классификацией (Пр. алалия, ринолалия и др.

Уровень сформированности речи ребёнка  определяется в соответствии с психолого – педагогической классификацией (Пр. ОНР 3 ур.,  ОНР 2 ур.)

ХАРАКТЕР ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ: 

1й уровень речевого развития:  Связная речь не сформирована. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний. Использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

2й уровень речевого развития: Пользуется простой фразой. Аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. (Предлоги понимает не все.)  Слоговая структура слов нарушена.

3й уровень речевого развития: Пользуется развернутой фразой.  Связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Недостаточная  сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

Норма: Владеет развёрнутой фразовой речью. Умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов. У произношения слов есть другие формы этого слова. Имеются случаи словообразования по аналогии.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:

ВЫВОД: Полисемантизм (слова или «осколки» слов обозначают различные предметы или явления), диффузность

(потеря словом своего конкретного значения, чаще глагола).  Вербальные парафазии: слова, трудные по семантике, заменяются более простыми; замена слов, трудных для произношения

Проявляет склонность к  эхолалии.  Наличие речевых штампов (речь «пустая», часто не соотносится с выполняемым действием, не отражает интеллектуальные возможности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское методическое объединение. Экологическая гостиная.

Городское методическое объединение. Экологическая гостиная.КВН «Экологический калейдоскоп».Цель:  объединить усилия детского сада и семьи в воспитании в ребенке чувственного, разумного отнош...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Методическая разработка. Конспект "Гостиная для детей и родителей "Кронштадт дорогой, наш город родной"

Конспект - сценарий проведения гостиной для детей старшего дошкольного возраста и родителей "Кронштадт дорогой, мой город родной!"...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт - педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, способствовать гармонизации детско-родительских отношений, формировать  у детей ...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...