Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
проект по логопедии
Нарушения в развитии речи является одной из наиболее актуальных распространенных проблем, связанных с развитием ребенка дошкольного возраста.
Как правило, у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи одним из ярких проявлений дизонтогенеза является нарушение сенсомоторного развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи в детском саду, как правило, начинают занятия с учителем-логопедом в старшем возрасте, и в это время обнаруживаются многие проблемы в развитии детей. И самым ярким, помимо речевого развития, наблюдается недоразвитие сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста. Дети не знают цвета и геометрические фигуры, не умеют держать правильно карандаш, не ориентируются как в пространстве, так и на листе бумаги, а также еще множество других проблем проявляются в сенсомоторном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchitelya-logopeda_ismaylova_e.s.docx | 67.29 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15»
Проектная деятельность учителя-логопеда: от теории до практики
на тему:
«Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовили: учителя-логопеды
Исмайлова Е.С.
Курск 2019
Нарушения в развитии речи является одной из наиболее актуальных распространенных проблем, связанных с развитием ребенка дошкольного возраста.
Как правило, у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи одним из ярких проявлений дизонтогенеза является нарушение сенсомоторного развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи в детском саду, как правило, начинают занятия с учителем-логопедом в старшем возрасте, и в это время обнаруживаются многие проблемы в развитии детей. И самым ярким, помимо речевого развития, наблюдается недоразвитие сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста. Дети не знают цвета и геометрические фигуры, не умеют держать правильно карандаш, не ориентируются как в пространстве, так и на листе бумаги, а также еще множество других проблем проявляются в сенсомоторном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие сенсорных и моторных функций является «фундаментом» для речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста и является основой для формирования учебных навыков и полноценного обучения в школе.
Изучение проблемы сенсорного и моторного развития детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста отражено в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
В отечественной психолого-педагогической литературе сложились многие подходы в анализе сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. Так Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и др. – изучали закономерности сенсорного развития детей первых лет жизни, Э.А. Александрян, В.В. Данилова, Т.К. Мухина, С.Л. Новоселова, Н.С. Пантина и др. – рассматривали методические аспекты формирования представлений о внешних свойствах объектов.
Вместе с тем в зарубежной психолого-педагогической литературе сформировались взгляды на проблему сенсомоторного развития детей дошкольного возрасте с речевыми нарушениями. Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, Ф. Фребель уделяли большое значение чувственному опыту детей. Так В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, Э. Мах, Г. Э. Мюллер, И. Мюллер создали первую теорию сенсорного развития, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Ж. Пиаже обращают внимание на то, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, также анализируют средства коррекции сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Анализируя данные подходы отечественных и зарубежных педагогов, видим, что в дошкольном возрасте сенсорное и моторное развитие реализуется именно посредством игровых технологий, потому что ведущим видом деятельности у детей в дошкольном возрасте является игра.
И поэтому целью нашего проекта являются развитие и коррекция сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью игровых технологий.
Объект – сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет – игровые технологии в развитии и коррекции сенсомоторной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
В соответствии с темой, целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать постановку проблемы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть характеристику сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3. Определить актуальный уровень сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на начальном этапе проекта.
4. Разработать и апробировать программу развития и коррекции сенсомоторной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, используя игровые технологии.
5. Проанализировать результаты проведенной работы.
Методы исследования: общенаучные, такие как сравнительно-сопоставительный анализ литературы по проблеме исследования и проведенные на его основе синтез, систематизация, интерпретация, и обобщение полученных данных; теоретический анализ и синтез педагогических явлений, изучение и обобщение педагогического опыта, катамнестический метод, беседа, наблюдение, эксперимент, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Проект является долгосрочным и включает три этапа:
- Констатирующий этап. На данном этапе была проведена диагностическая работа по изучению актуального уровня сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и нормативным речевым развитием.
Исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №15» г. Курска. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и 25 детей также в возрасте 5-7 лет с нормативным речевым развитием.
Состав экспериментальной группы:
- Общее недоразвитие речи (второй уровень речевого недоразвития) – 6 детей;
- Общее недоразвитие речи (третий уровень речевого недоразвития) – 6 детей;
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 13 детей.
Все дети экспериментальной группы имеют статус ОВЗ после прохождения территориальной ПМПК.
При обследовании сенсомоторной сферы дошкольников мы использовали методику Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей», в которую входили следующие блоки заданий:
- оценка состояния общей и мелкой моторики (оценка статического равновесия, динамического равновесия, оценка ручной моторики, тесты зрительно-моторной координации, оценка тактильных ощущений),
- оценка владения сенсорными эталонами (тесты цветоразличения, различение формы, восприятие величины, оценка зрительного, слухового, пространственного восприятия и восприятия времени)
Цель диагностики состоит в том, чтобы оценить состояние уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Полученные нами данные говорят о том, что уровень сенсомоторного развития у большинства детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями отстает от нормы.
Приведем примеры некоторых диагностических срезов.
Анализ результатов выполнения первого задания, предполагающего оценку цветоразличения у старших дошкольников с нарушениями речи позволил нам выделить 10 детей (40% от общего количества участников констатирующего эксперимента), которые выполнили задание, но испытывали трудности. Детям нужно было разложить в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого, а также назвать и показать все цвета спектра и не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). 15 детей (60%) получили «неудовлетворительный результат», детям сложно было называть и показывать и называть оттенки цветов, имеющие собственное название, например, Егор К. показал и не назвал ни 1 оттеночного цвета.
Дети контрольной группы показали следующие результаты:
- оценка «хорошо» - 5 детей (20%);
- оценка «удовлетворительно» - 19 детей (76%);
- оценка «неудовлетворительно» - 1 ребенок (4%).
Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис.1. Оценка цветоразличения детей контрольной (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ)
Следующий диагностический срез был направлен на оценку различения формы и величины предметов, в котором предполагалась группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат), где было необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). Затем нужно было разложить в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см. С этим заданием безошибочно справились 5 детей (20%), 20 детей (80%) получили «удовлетворительный результат», потому что задания выполнялись с ошибками, дети нуждались в оказании помощи, например, Эля Б. самостоятельно не смогла разложить в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной, она нуждалась в постоянной помощи.
Дети с нормальным речевым развитием показали лучше результат. Безошибочно справились 8 детей (32%), оценку «удовлетворительно» получили 17 детей (68%). Полученные данные представлены на рис. 2.
Рис.2. Оценка различения формы и величины предметов детей контрольной (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ)
При оценке зрительного восприятия (в котором предполагались следующие задания: узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); узнавание контурных изображений (5 изображений); узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых) все дети (100%) справились правильно с предложенными заданиями дети контрольной и экспериментальной групп.
Следующий диагностический срез был направлен на оценку слухового восприятия старших дошкольников с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, который также показал хорошие результаты, все дети (100%) контрольной и экспериментальной групп справились с заданиями.
При оценке уровня сформированности пространственных представлений детей экспериментальной группы, мы получили следующие результаты: оценку «хорошо» получили 5 человек (20%), Остальные дети ЭГ (80%) получили оценку «удовлетворительно», потому что, например, Рома В. и Миша З. еще путают такие понятия как «справа» и «слева», также предлоги «перед — возле» вызывают затруднения.
Дети контрольной группы получили хороший результат 10 человек (40%), удовлетворительный результат 15 детей (60%). Полученные данные представлены на рис. 3.
Рис.3. Оценка сформированности уровня пространственных представлений детей контрольной (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ)
Эти результаты стали основанием для разработанной нами программы коррекционной работы, которая была реализована в ходе формирующего этапа экспериментальной работы.
2. Формирующий этап.
Полученные результаты исследования уровня сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволили разработать план занятий с данной категорией детей.
Целью которого является развитие и коррекция у детей дошкольного возраста с нарушениями речи правильное представление об окружающей действительности на основе создания оптимальных условий познания им каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков, и тем самым способствовать оптимизации психического развития ребенка.
Задачи:
- формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств в сенсомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- формирование пространственно-временных ориентировок в сенсомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины в сенсомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- развитие слухового восприятия в сенсомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- исправление недостатков моторики в сенсомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- коррекция зрительно-моторной координации в сенсомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- формирование целенаправленности движений и действий у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Для реализации поставленных задач нами разработано большое количество пособий и игр для развития и коррекции сенсомоторных процессов, помимо общедидактических.
Приведем несколько примеров.
Игра «Коробочка с сюрпризом»
Цель: стимуляция работы органов чувств, направленная на развитие познавательных процессов и всех компонентов речи.
Оборудование: тактильные мешочки с предметами на определенный звук (в 2-х экземплярах), предметные картинки с аналогичными предметами в мешочках, контейнер для данных мешочков.
Ход игры:
Ребенок должен взять мешочек, определить, что в нем находится и четко назвать предмет (как правило, в мешочках предметы в названиях которых отрабатывается поставленный звук, который находится в нем. Затем можно придумать предложение с этим предметом, рассказ и т.д.
Игра «Волшебные ящечки»
Цель: всестороннее развитие речи, пространственного восприятия и зрительно-моторной ориентировки.
Оборудование: деревянные ящики, предметные игрушки, сыпучий материал (манная крупа, песок).
Ход игры:
- Один из ящичков разделен на 4 части, в 1-м квадрате кладется игрушка (в названии которого присутствует отрабатываемый звук), во 2-м – рисуется схема определения места звука в слове или «звуковая дорожка», в 3-м – рисуется слоговая схема, в 4-м – схема предложения, по которой придумывается само предложение с данным словом.
- Участвуют четверо детей, один ребенок ведущий, который будет руководить и давать инструкции остальным детям, возле каждого ребенка кроме ведущего стоит ящичек.
У ведущего карточка, на которой изображены геометрические фигуры или рисунки. Ведущий дает команды детям где и что рисовать (например, 1) нарисуйте квадрат в правом нижнем углу; 2) может быть дана картинка, например, дом, и ведущий должен сам подумать, как правильно дать инструкцию, чтобы остальные дети, в свою очередь, могли правильно изобразить данный рисунок).
- Возможно простое рисование или раскладывание игрушек (в названии которого отрабатываемый звук) в пространстве ящичка, при этом отрабатываются ориентировка в нем (верх, низ, право, лево, центр, предлоги).
Помимо разработки игр и пособий мы реализовывали проект по следующим направлениям:
- Практическое:
- Непосредственная работа с детьми (в каждое индивидуальное, подгрупповое или фронтальное занятие включаются игровые упражнения на развитие сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Взаимодействие с родителями:
Выступление на родительском собрании, консультации родителей, семинары, рекомендации.
- Мастер-класс «Умелые ручки», для родителей по разработке в домашних условиях различных пособий и игр по развитию сенсорной и моторной сфер у детей.
- Взаимодействие с педагогами и воспитателями ДОО:
Принимали участие в малом педсовете педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, консультировали педагогов по вопросам организации развития сенсомоторной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда и группы:
В логопедическом кабинете и закрепленной группе выделены зоны для сенсомоторного развития (имеется большое количество разработанных пособий (тактильные книжки, бросовый материал, логопедический бизиборд (в разработке) и многое другое).
- Теоретическое:
- Участие в конкурсах:
- Диплом финалиста областного профессионального конкурса «Специальный педагог – 2018» в номинации «Педагогические надежды».
- Дипломы участников всероссийского конкурса, посвященный Л.С. Выготскому
- Публикация статей:
- Репринцева Е.А., Исмайлова Е.С. Возможности кинезиологии в сенсомоторном развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи // научный журнал «Дискурс», – 2016. – №2 (2). – С. 153-157.
- Репринцева Е.А., Исмайлова Е.С. Стимулирование сенсомоторного развития ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи средствами кинезиологии // Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи: Материалы ІІІ Международной науч.-пр. конф. – Т. 1. – Луганск: «Ноулидж», – 2017. – С. 123-127.
- Исмайлова Е.С. Играем вместе с папой: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // XI Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов, посвященная памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений…Февральские чтения»: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 февраля 2018 г., г. Курск) – Уфа: ОМЕГА САЙНС, – 2018. – С. 84-85.
- Е. С. Исмайлова, С. А. Шишкова «Играем вместе с папой: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» // Электронный научный журнал AUDITORIUM», – 2019. – №2 (2). – С. 153-157.
- Участие в научных конференциях, семинарах и мастер-классах:
- «Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи», «Развитие научного наследия Л.С. Выготского в региональном опыте специального и инклюзивного образования»,
- «X Международно-практическая конференция молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной «Реализация компетентностного подхода в подготовке и педагогической поддержке учителей-дефектологов»,
- «XI Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов, посвященная памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений…Февральские чтения»;
Также выступали на методическом объединении педагогов с темой «Современные игровые технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», на котором представляли опыт своей работы по данной теме, а также демонстрировали разработанные игры.
3. Контрольный этап позволил оценить эффективность применения коррекционно-развивающих занятий.
В ходе контрольного среза, как и на констатирующем этапе, в диагностическом исследования принимали участие 25 детей дошкольного возраста с нарушениями речи (экспериментальная группа) и 25 детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием (контрольная группа).
В ходе контрольного эксперимента мы выявляли динамику сенсомоторной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению, которая, на наш взгляд, должна была проявиться в ходе реализации разработанных нами коррекционно-развивающих занятий с использованием игровых технологий.
Дадим краткую характеристику полученным результатам.
Следующий диагностический срез был направлен на оценку тактильных ощущений старших дошкольников с нарушениями речи. На первом шаге все дети правильно справились с заданием, они верно узнали знакомые предметы на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно. Анализируя полученные результаты второго шага, мы отметили, что только 2 ребенка (8%) (Егор К. и Карина Ю.) получили оценку «удовлетворительно», потому что у них возникали трудности при узнавании геометрических фигур. Детям нужно было узнать на ощупь объемные (шар, куб) и плоскостные (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрические фигуру; 23 ребенка (92%) получили оценку «хорошо». На этапе контрольного эксперимента все дети хорошо справились с заданием.
Дети контрольной группы все справились с этим заданием хорошо, как на этапе констатирующего, так и на этапе контрольного эксперимента.
В ходе игровых занятий, проводимых со старшими дошкольниками с нарушениями речи, посещавших индивидуальные занятия по развитию сенсомоторной сферы и старшими дошкольниками с нормативным речевым развитием, нами обнаружена некоторая динамика в развитии сенсомоторного развития. Мы не ставили своей целью достичь значительных положительных изменений, однако и эти незначительные успехи подтверждают эффективность разработанного проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи" Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего ...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....