Игровая мотивация детей на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кондобарова Елена Борисовна

Для дошкольников очень важен элемент мотивации на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая мотивация88.21 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические приёмы создания игровой мотивации на логопедических занятиях Подготовила учитель – логопед МДОУ «ЦРР – д / №2» г. Валуйки Белгородской обл. Кондобарова Е.Б.

Слайд 2

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.” В. А. Сухомлинский Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на логопедических занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. В организации работы с детьми-логопатами можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, и занятия с логопедом, и коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой — такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Таким образом, мы видим необходимость поиска путей повышения познавательной активности детей на логопедических занятиях, путей, которые стимулировали бы внутреннюю мотивацию детей, повышали их интерес к занятиям. Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра, которая в логопедической работе выполняет коррекционную и развивающую функции. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей.

Слайд 3

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить различные стороны коррекционной работы: недостатки произношения, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов; а также: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей.

Слайд 4

В журнале «Логопед» №2 за 2008г., в статье «Занятия – это скучно? … Нет, интересно!» Е.А. Борисова, практикующий учитель-логопед из Биробиджана, обобщила игровые приемы, которые уместно использовать с целью стимулирования мотивации и познавательного интерес у ребенка. Среди них: к нам пришел гость (гости); идем в гости; посылка; письмо; план; путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»); Поле чудес; стройплощадка; цирк; занятие-сказка; веселая школа и т.д. С помощью данных приемов, по мнению автора, эффективно преподносить ребенку речевой материал, заинтересовывать его.

Слайд 5

Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в логопедической группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка , медвежонок Умка, Незнайка, кукла и другие. Игрушки погружают детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям. В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить какой-либо звук, но и помогают сказочному герою. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Слайд 6

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются: игрушки, реальные предметы; объекты природы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.

Слайд 7

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы , кубики и др. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками , прибаутками(«Подбери рифму»), загадками, перевёртышами(«Скажи наоборот», «Кто кем будет?»), игры-загадки («Отгадай, о ком(о чём) говорю?», «Какое это время года?»), игры-предположения («Что было бы, если бы?», «Закончи предложение») и другие. Очень любимые детьми игры на развитие психологической базы речи, такие как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Слайд 8

В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает в игре, приводит в дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. Наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций . В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты: специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; перенесение акцентов на поисковую деятельность; свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; введение значимой для детей мотивационной деятельности. Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Слайд 9

Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников: а) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности; в) моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. В настоящее время в дошкольной логопедии накоплен богатый опыт, позволяющий применять в практической деятельности не только новые инновационные технологии, но и по-новому пересматривать арсенал традиционных средств, приёмов, игровых упражнений и учебных заданий.

Слайд 10

Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Проведение психогимнастики или разминки для ума в начале занятия способствуют снятию неуверенности в своих силах, снятию барьера страха речи. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры подводятся как со стороны игровой деятельности, так и коррекционно-развивающей. Результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. В ходе игр развиваются не только внешняя, но и смысловая сторона речи, вследствие чего и приобретает большую мобильность. Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, помогают чередовать виды речевой деятельности и повышают эффективность речевой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результ...

Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Представлен материал из опыта работы "Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"...

Профилактическая работа с детьми группы с нарушением зрения ( за исключением детей , посещающих логопедические занятия)

Материал для учителей - логопедов, работающих в группах для детей с нарушением зрения. В целях профилактики речевых нарушений, для детей не посещающих логопедические занятия необходима проф...

Здоровьесберегающие методики для мотивации детей на логопедической ООД.

Каждый год логопеды замечают увеличение количества детей с ТНР, у таких детей помимо речевых нарушений плохо развита мелкая и общая моторика, слабо развиты память, внимание, мышление.    ...

Повышение мотивации дошкольников к логопедическим занятиям

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к поста...

Игровая мотивация детей младшего дошкольного возраста в процессе ФЭМП

Опыт применения игровой мотивации в процессе ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста...