" Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
статья по логопедии

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие  является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребенку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?   Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия с использованием игровых технологий. Одним из основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала для  коррекционных занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и  воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше перечисленные  условия в работе учителя-логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ekologicheskogo_materiala_v_rabote_logopeda.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие  является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребенку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?   Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия с использованием игровых технологий. Одним из основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала для  коррекционных занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и  воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше перечисленные  условия в работе учителя-логопеда.

Экологическое воспитание, в группе комбинированной направленности, осуществляется через   изучение   лексических тем на неделю.  Если посмотреть годовое лексическое планирование  , то увидим, что

около 50 % тематики связаны с  экологическим содержанием. Следует отметить, что решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания  в работе учителя-логопеда не обойтись.

В своей работе  я использую различные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций; словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы; практические (экологические игры).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм: «Съедобное – несъедобное», «Кто где живёт?», «Узнай на вкус», «С какого дерева лист?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу», «Что сначала, что потом», «Угадай, что в мешочке», «Когда это бывает?» «Чей хвост?», «Четвертый лишний» и т.д.

 С целью развития связной речи   использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов, загадок-описаний ( «Животные» «Времена года», «Овощи, Фрукты», «Грибы» и т.д.)

На индивидуальных и подгрупповых занятиях рационально использовать  Лепбуки по экологическому воспитанию. Его структура и содержание доступно ребенку, обеспечивает игровую, исследовательскую и творческую активность. Лэпбук позволяет:  пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;  ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;  формировать грамматические категории;  развивать связную речь;  формировать психологическую базу речи;  совершенствовать мелкую моторику.

В рамках речевой студии «Грамотейка»,по экологическому воспитанию, использую игры-эксперименты Их цель: создание социальной ситуации для развития   речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы исследовательской деятельности. С их помощью у детей расширяется представления об окружающем мире и решаются ряд коррекционных задач. Например:

Тема: «Фрукты»

Форма проведения: игра-эксперимент

Материал: 2 тарелки закрытые салфетками. (2 яблока: одно зелёное, другое красное).

Грамматический строй: подбор прилагательный, образование относительных прилагательных

Звукопроизношение: автоматизация поставленных звуков

Связная речь: рассказ по собственным действиям

Логопед: Отгадайте что на тарелке: «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки?» Что это? Яблоки какие? Что можно приготовить? Как называется сок (варенье, компот) из яблок?

Проблемный вопрос: не пробуя  яблоко,  как  можно определить какое из этих яблок на вкус сладкое, а какое кислое?

Гипотезы детей: красное кислое, зелёное сладкое (ответы детей).

Способ проверки: Дети пробуют  на вкус, находят правильный ответ, делают вывод: красное яблоко сладкое, зелёное кислое.

Самоанализ деятельности каждого ребенка: Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? О чем ты догадался?

Одним из  приемов в работе учителя-логопеда в экологическом воспитании использую  речевые логических задачи. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли .Речевые задачи содержат не большой объём текста, поэтому их удобно использовать как часть занятия,  в режимных момента или в организации логопедических минуток . Например :

«Разноцветные кораблики»  

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов на пруду: жёлтые красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетел кораблик, опустится на воду и поплывет. Много прилетит их сюда сегодня и завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики

 «Книга зимы»

Белым слоем покрыл снег землю. Поля теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идёт снег. Кончится- страницы чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?

«О чём рассказал ёжик» 

 Каждый по своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, грибы, жёлуди, рассовывает их по дуплам. Если найдёт грибок на земле, то повесит его сушиться на дереве - зимой пригодится. Целый день работает белка и всё на соседа посматривает- ёжика. Он к осени ленивым стал, мало по лесу бегает, мышей не ловит, забирается в сухие листья и дремлет. «Что то ты ёж совсем разленился»- спрашивает белка.- Почему к зиме на готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет? Рассмеялся ёж и что-то тихонько белке сказал, так тихо что я не расслышала» Что ёж сказал белке? Почему ёж засмеялся?

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективное коррекционно-развивающее обучение дошкольников с ТНР , приобщая их к окружающему миру.

Библиографический список

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб.:«Детство-пресс», 2006.

2.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» ,СПб «Детство Пресс», 2015.

3. Николаевой С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование краеведческого материала в работе учителя – логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как  этот мат...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...