Конспект индивидуально-подгрупповой НОД по постановке звука Р на тему: "Путешествуем с Тигрушей"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прудникова Ольга Юрьевна

Конспект НОД будет полезен учителям-логопедам ДОУ. Основная цель данного занятия - постановка звука Р. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._puteshestvuem_s_tigrushey.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

3. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н.С. Жуковой, Часть 3, выработка вибрации языка)

(Лексическая тема: «ПУТЕШЕСТВУЕМ С ТИГРУШЕЙ»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки различных видов транспорта, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК,  маленькая машинка и 2 кубика для дыхательной гимнастики, лабиринт «Веселые зверята»,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайды 1, 2

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Малыш, сегодня вместе с Тигрушей мы отправимся путешествовать. Согласен? А на чем мы можем путешествовать? (ответы ребенка)

Правильно, молодец.

Машина, самолет, поезд, корабль  - как можно назвать одним словом все это? (ТРАНСПОРТ). Правильно. Мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Думаю, будет очень весело. Итак, отправляемся?

Физическое развитие

Речевое развитие
слайд 3 

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давайте вспомним пальчиковую игру про транспорт.

«ПОСЧИТАЕМ»

Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимают и разжимают пальчики)

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Физическое развитие
Слайд 4 

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Итак, сначала мы отправимся в соседний город на автомобиле.

Игра «Прокатись» - сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между 2 кубиков.

Физическое развитие

Слайд 5

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: А теперь продолжим  наше путешествие на том виде транспорта, которое тебе нравится больше всего – берешь картинку, называешь вид транспорта и делаешь артикуляционное упражнение, которое прикреплено на обороте.

hello_html_104029ab

Физическое развитие

Слайд 6, 7

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед: А теперь давайте покажем, как мы собирались в путешествие.

Игра «Собираемся в путешествие» - изобразить радость – «Я увижу новые места!», изобразить грусть «Жаль расставаться с любимыми игрушками!»

Физическое развитие,

Речевое развитие
Слайд  8 

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Вот мы отправились на поезде к морю.

 Игра «Путешествуем на поезде» - слышу стук колес.

Произнесение звуков Т-Д-Т-Д, Т-Д-Т-Д и т.д.

Произнесение слогов ТА-ДА, ТА-ДА, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.

Речевое развитие, Познавательное развитие


Слайд 9

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Р при его отсутствии

Логопед: Пока мы едем в поезде, можно и потренироваться .

После выработки фрикативного Р приступаем к выработке вибрации языка:

  1. В момент произнесения ребенком фрикативного Р, его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребенка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ребенку длительно произнести  фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
  2. Ученик быстро говорит слоги на бугорках ды-ды-ды – и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 секунд с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идет медленно, ребенок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.

Речевое развитие

Слайд 9-10

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Р

Логопед: Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР

Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)

  • Губки улыбаются широко;
  • Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
  • Средняя часть спинки языка опущена
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).

Речевое развитие

Слайд 11  

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Р

Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.  

Логопед: Какой звук Р?  

Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

Физическое развитие

Без презентации,

С мячом 

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давайте сыграем в игру «Назови ласково»

САМОЛЕТ - … самолетик

КОРАБЛЬ - … кораблик

МАШИНА - … машинка

ЛОДКА - … лодочка

ГРУЗОВИК - …грузовичок

ВЕРТОЛЕТ - …вертолетик

ТРАМВАЙ - …трамвайчик

ВЕЛОСИПЕД - …велосипедик

КАТЕР - …катерок

Познавательное развитие

Слайд 12

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Веселые зверята тоже путешествуют на поезде. Помоги им проехать по дороге и посетить все интересные места. (лабиринт см. ниже)

Познавательное развитие

На слух, без презентации

Слайд 13

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Мотор машины ревет РРРР. Давай послушаем в словах, слогах и звуках этот рев мотора РРРР. Хлопни в ладоши, если услышишь рев мотора РРР.

Игра «Поймай звук» - выделение звука Р на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

Звуки: Л, Р, Ш, Р, ЛЬ, РЬ

Слоги: РА, ЛА, ША, РА, ЛУ, РУ, ЛИ, РЫ

Слова-картинки: РАКЕТА, КАТЕР, ВЕРТОЛЕТ

Игра «Где звук спрятался?» с этими словами.

Речевое развитие

Слайд 14

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Молодцы! Тигруша и ты, Малыш, уже научились рычать (говорить звук Р). Давайте потренируемся еще раз. 

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Слайд 15

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Раскрасить транспорт, в названии которого есть звук Р.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

igra-labirint-dla-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука Ш у детей 5-7 лет.

Тема: «Звук Ш» («Автоматизация звука Ш в слогах и словах  на «ША»)   Цель: Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С "День рождения Насосика"

Логопедическое занятие направлено на автоматизацию звука С в словах и предложениях и рассчитано на детей старшей группы с общим недоразвитием речи, третьего уровня речевого развития....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

Логопедическое занятие по автоматизации звука С в старшей группе с использованием разнообразных игровых технологий....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

В занятии представлен оригинальный материал по автоматизации звука С  старшей группе. Здесь присутствуют массаж ладоней сосновыми шишками, авторские стихотворные тексты.. На занятии дети познаком...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука З у детей "Коза Егоза"

Автоматизация звука З  в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных, а также в словах с этими слогами...