Конспект "Дифференциация звуков С-Ш в ловах"
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18
Тел/факс 562-13-16 562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru
Конспект фронтального подгруппового занятия
« Дифференциация звуков С-Ш в словах»
Подготовил учитель-логопед
Хрипкова Е.В.
2020
Тема: « Дифференциация звуков « С» и « Ш » в словах.
Вид занятия: фронтальное подгрупповое
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С и Ш в словах.
Задачи: 1. Развивать фонематический слух.
2. Закреплять правильное произношение и различение на слух звуков С и Ш.
3. Определять место звуков С и Ш в словах .
4. Тренировать в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
5. Закреплять согласование существительных с числительными.
6 . Тренировать преобразовывать слова путем замены звука С на Ш.
Оборудование: зеркала, доска, таблицы-схемы, карточки-символы, предметные картинки.
Ход занятий:
- Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь за столы.
- Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим учиться четко и правильно произносить звуки С и Ш в словах.
Чтобы не путать эти звуки в речи , давайте вспомним, чем отличаются звуки друг от друга и что у них общего?
- Характеристика звуков на основе наблюдения за артикуляцией перед зеркалом, использование таблицы-схемы и тактильного контроля.
Логопед: Произнесите звук С перед зеркалом. Что вы слышите? ( свист). На что похож звук С ? ( на звук насоса). Произнесите звук Ш. На что похож звук Ш? ( на шипение змеи) Звук Ш –шипит.
- В каком положении губы при произнесении звука С, Ш? ( в улыбке на звук С, округлены на звук Ш- рисунок)
-Зубы? (сближены- рисунок)
Чем являются зубы для выдыхаемого воздуха при произнесении звука С? (преграда) Значит звук какой? (согласный). При произнесении звука Ш, есть ли во рту преграда? Какая?(язык в форме чашечки направлен к верхним зубам- на доске значок стрелки вверх).
Какой звук С твердый или мягкий, а Ш? ( твердый)
Где находится кончик языка при произнесении звука С , Ш?( на С кончик языка за нижними зубами- стрелочка вниз, на Ш – за верхними зубами, стрелка вверх)
Поднесите кисть руки к губам и произнесите звук С, какая воздушная струя выходит изо рта, ? (холодная-рисунок снежинки) Поднесите кисть руки к губам и произнесите звук Ш, какая воздушная струя выходит изо рта, ? ( теплая-рисунок солнышко)
Положи те руку к горлышку, дрожит ли оно? ( нет, звук С –глухой, Ш тоже на схеме зачеркнутый колокольчик)
Чем похожи звуки С и Ш? Оба они какие? ( согласные, глухие, твердые)
- Дифференциация звуков С и Ш.
а) Ребята, посмотрите на доску , давайте попробуем пройти звуковую дорожку с опорой на стрелки поочередно , если стрелка указывает вверх произносим звуки Ш, если вниз-С
б) А сейчас я раздам каждому карточку-символ с изображением насоса или змеи. Я буду называть слова, если в слове есть звук С, поднимите карточку с изображением насоса , если в слове есть звук Ш –поднимаем карточку с изображением змеи.
Слова: санки, самолет, шуба, весы, шорты, душ, нос, самокат, шина, кошка, камыш, бусы, носок, шиповник, пылесос.
в) Сейчас мы разделимся на 2 команды: у кого была картинка –символ насос, становится командой Свистелочки, а у кого картинка-символ змея, становятся командой Шипелочки. Дети выходят изо стола на ковер и строятся в ряд.
Каждый из команды по очереди должен придумать и назвать слово с соответствующим звуком С или Ш, определить его место в слове.
За каждое правильно названое слово команда получает фишку, победит та команда, кто больше назовет слов.
г) Ребята, а вы знаете , что звуки С и Ш могут встречаться в одном слове?
Давайте по очереди за мной повторим эти слова.
( Саша, суша, сушка, стишок, Сашка, Сашенька, смешной, сошка, штангист, шахматист, сушилка, Ксюша, Стеша, смешинка, веснушка, машинист, шест, штангист, пастушка, пастушок, сладкоежка, сшитый, пушистый, шоссе, шасси, стоишь, кусаешь, смеешься, боишься, стучишься, свалишься, носишься)
д) Давайте сосчитаем слова от одного до пяти:
Сушка, пастушок, шест, штангист, веснушка, шахматист)
е) Физминутка.
Выучи стихотворение и покажи движением.
Утром выйти поспешу, (Быстрый шаг на месте.)
Травку вялую скошу.( Махать, имитируя движения косаря.)
Босиком пройдусь немножко ( скользящие движения ногами по полу назад.)
И обую босоножки.
(наклон вниз, имитируя движение « застегивания обуви»)
Ребята давайте вспомним и назовем какие слова у нас встретились в стихотворении со звуком с и ш в одном слове?
( поспешу, скошу, босоножки)
ж) А сейчас мы поиграем с вами игру «Назови ласково».
Я вам буду говорить слова со звуком С, а вам нужно назвать это слово ласково, так чтобы в нем появился звук Ш.
Стих-стишок
Стекло-стеклышко
Солнце-солнышко
Сынок-сынишка
Пастух-пастушок
Соловей-соловушка
Сова-совушка
Хвастун-хвастунишка
з)Замените в словах звук С на звук Ш. Какое слово получится?
Каска-кашка
Миска-мишка
Суметь-шуметь
Крыса-крыша
Басня-башня
Сутки-шутки
Сок-шок
Мыс-мышь
- Итог.
Наше занятие подошло к концу. Ребята, какие звуки мы учились произносить правильно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка"
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка". Ранний возраст....

Конспект открытого занятия «Ловись, ловись рыбка!»
Данное занятие знакомит детей со свойствами воды, с понятием «большой», «маленький», с частями тела рыбки....

План-конспект занятия по познавательному развитию (экология) для первой младшей группы на тему: "Ловись, ловись рыбка"
План-конспект занятия в первой младшей группена тему: "Ловись, ловись рыбка" План-конспект занятия по познавательному развитию (Экология) в первой младшей группе на тем...

Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"
Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"...

План-конспект занятия по познавательному развитию (Экология) в первой младшей группе на тему: "Ловись, ловись рыбка"
План-конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Ловись, ловись рыбка» Цель: Развитие познавательно – экологических способностей у детей...

Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе «Лови – не лови»
Цель: Формировать привычку у детей сохранять и укреплять здоровье, занимаясь физической культурой в коллективе.Задачи:Обучающие:- Упражнять детей в ходьбе и беге друг за другом, в ходьбе на носка...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л с ловах и чистоговорках"
В конспект индивидуального занятия представлены игры и упражнения по автоматизации звука [Л]....

