Перспективное планирование по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Иванова Ольга Александровна

Предназначен для учителей - логопедов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР

                             Составила: учитель-логопед МБДОУ № 324 Иванова О. А.

Месяц, неделя

Лексическая тема

Тема занятия по развитию связной речи

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Детский сад. Знакомство друг с другом.

Диагностика речев.  развития

Пересказ рассказа «В раздевалке», по демонстрируемым действиям  

-формировать умение  составлять предложения по демонстрируемым действиям;  пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям;

- систематизировать знания о детском саде;

- активизировать словарь по данной теме.

2 неделя

Игрушки.

Диагностика речев.  развития

Составление рассказа по демонстрируемым действиям «Как мы играли»  

-- продолжать формировать навыки составления предложений по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ;

- систематизировать  знания по теме «Игрушки»;

- активизировать словарь по теме;

- развивать умение подбирать местоимения к именам существительным

3 неделя

Овощи.

Пересказ описательного рассказа об овощах, с опорой на схему

- формировать навык пересказа рассказа с опорой на схему описания:

-соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами; узнавать овощи по описанию;

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме «Овощи».

4 неделя

Фрукты

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

- упражнять  детей в подборе существительных к прилагательным;

- формировать навык составления рассказа с опорой на схему;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять употребление притяжательных местоимений.

Октябрь

1 неделя

Грибы

Составление описательного рассказа о грибах с опорой на схему.

-  формировать навык составления рассказа с опорой на схему;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- активизировать словарь детей по теме « Грибы»;

- развивать умение узнавать предмет по описанию.

2 неделя

Сад, огород (обобщение).

Пересказ рассказа с использованием сюжетных картин «Богатый урожай»

- формировать у детей  умение пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; обучать логическому построению высказывания;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад – огород».

3 неделя

Осень (лиственные деревья)

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.

- формировать у детей  умение пересказывать рассказ с опорой на картинки;

- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

- активизировать словарь по теме «Осень»;

- воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

4 неделя

Перелётные птицы.

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

- формировать у детей умение пересказывать рассказ используя сюжетные картинки;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- воспитывать любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость  на литературное произведение.

5 неделя

Одежда, обувь, головные уборы.

Составление опи-сательного рассказа об одежде с опорой на схему

- формировать навык  составления описательного рассказа о предметах одежды с опорой на схему описания;

-активизировать словарь по теме «Одежда»;

- развивать умение узнавать предмет по описанию.

Ноябрь

1 неделя

Дикие животные

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кто как живёт: заяц, белка, волк»

- формировать у  детей умение выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов;

- упражнять в подбору прилага-тельных к существительным по теме;

-обучать  составлению загадок о животных.

2 неделя

Мебель

Составление рассказа по сюжет-ной картине «Одни дома» с придумы-ванием начала рассказа

- формировать у  детей навыки составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих действий;

- выделять событийную основу и существенные детали изображения;

- развивать навыки планирования развёрнутых высказываний.

3 неделя

Моя малая родина (город, улица).

Пересказ с помощью опорных предметных картинок рассказа «Зоопарк»

-продолжать формировать умение пересказа по опорным предметным картинкам;

- упражнять в восстановлении последовательности рассказа;

- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей.

4 неделя

Моя семья

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества),

- формировать навык  составления связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

-формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию;

Упражнять в установлении причинно-следственной связи изображённых событий.

Деккабрь

1 неделя

Зимушка – зима

(изменения в природе)

Пересказ рассказа «Общая горка» составленного по картине с проблемным сюжетом

- продолжать формировать навык пересказа рассказа, составленного по сюжетной картине;

-развивать у детей навык планирования связного высказывания;

- активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

2 неделя

Зимующие птицы

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

- продолжать формировать умение составлять описательные рассказы;

- упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию.

-развивать наблюдательность.

3 неделя

Хвойные деревья

Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»  с опорой на предметные картинки (Уроки Ушинского)

- формировать у детей умение  пересказывать рассказ, соблюдая целостность, связность, плавность и объём, используя предметные картинки;

- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

4 неделя

Новый год.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением рассказа

- продолжать формировать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картин;

- формировать навык соблюдения последовательности изложения;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- воспитывать умение слушать рассказы других детей.

Январь

1 неделя

Зимние каникулы

Пересказ  р. н. сказки «Морозко» с опорой на серию сюжетных картинок.

- продолжать формировать у детей умение подробно пересказывать текст, воспроизводя реплики главных героев;

- упражнять детей в логическом изложении высказывания;

- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

2 неделя

Зимние забавы. Зимние виды спорта.

Составление  рассказа по картине и опорным словам «Зимние забавы» (рис. 20 -21 в Нищ.)

- упражнять  детей в рассматривании сюжетных картин, выделяя существенные и второстепенные признаки, качества, действия;

-формировать умение  составлять рассказ по сюжетной картине.

3 неделя

Знакомство с народной культурой и традициями.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драма-тизации

- формировать навык пересказывать текст подробно, точно воспроизведя реплики главных героев;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-воспитывать у детей артистизм.

4 неделя

Природа и животные Арктики и Антарктиды.

Составление описательных рассказов о животных Севера с использованием схемы.

- продолжать формировать умение  составлять описательные рассказы; согласовывать слова в предложениях;

- упражнять в отгадывании животных по их описанию.

Февраль

1 неделя

Профессии. Инструменты

Составление описательных рассказов о людях разных профессий с использованием схемы

- формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

 составлять подробные описательные рассказы4

- воспитывать уважение к труду взрослых.

2 неделя

Транспорт (безопасность)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Вежливость»

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин;

- воспитывать у детей уважение к пожилым людям;

- закреплять правила поведения в транспорте.

3 неделя

День защитника отечества. Моя

Родина.

Составление рассказа по серии сюжетных картин  «Граница Родины – на замке»

- продолжать упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных  картин по заданному плану;

- расширять знания детей о военных профессиях;

- упражнять в подборе имён прилагательных к именам существительным по теме;

- воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на её защиту.

4 неделя

Домашние животные и домашние птицы

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок»

-  формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

 пересказывать художественный текст;

-расширять знания детей о домашних животных;

-развивать самостоятельную связную речь.

Март

1 неделя

Ранняя весна. Международный женский день.

Составление описательных рассказов о маме по собственному рисунку

- упражнять  детей в составлении описательных рассказов о людях, используя их портреты и фотографии;

- развивать монологическую речь и связные высказывания детей.

2 неделя

Растения и животные южной климатической зоны.

Составление описательных рассказов о животных по плану-схеме.

- продолжать упражнять в составлении описательных рассказов; в отгадывании птиц и животных по их описанию;  в подборе синонимов;

- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

3 неделя

Посуда

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

).

- продолжать упражнять в подробном  пересказе художественного текста;

- формировать навык построения связных монологических высказываний;

- закреплять знания детей о предназначении различной посуды.

4 неделя

Продукты питания

Пересказ рассказа по серии сюж. картин «Откуда хлеб пришёл»

- продолжать развивать связную речь при  пересказе рассказа, составленного по серии сюжетных картин;

- закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ;

- расширять словарь детей по теме.

Апрель

1 неделя

Весна. Изменения в природе.

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюж. картин

- продолжать развивать связную речь детей  через развитие навыка целенаправленного восприятия серии картин;

- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

- активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

- упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам.

2 неделя

День космонавтики

Составление рассказа по картинкам «Кос-монавт в космосе».

- упражнять  детей в рассматривании сюжетных картин, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия;

- расширять словарь детей по теме «Космос».

3 неделя

Комнатные растения и их вегетативное размножение и строение.

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

- развивать связную речь детей через  составление рассказа по сюжетной картине;

- упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к живой природе.

4 неделя

Труд людей в саду и огороде.

Составление рассказа по серии сюж. картинок «О том, как девочка выращивала помидоры».

- продолжать формировать навык  последовательности изложения;

- активизировать словарь прилагательных по теме;

- упражнять в рассказывании, с ука-занием  времени и места  действия.

5 неделя

Бытовая техника

Составление описательного рассказа о предмете бытовой техники.

- продолжать развивать связную речь через составление описательных рассказов о предметах бытовой техники;

- упражнять в согласовании слов в предложении;

- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

Май

1 неделя

День  Победы

Пересказ рассказа Л. Кассиля  «Сестра»

- формировать умение связно и последовательно пересказывать текст;

-расширять знания детей о мужестве во время войны;

- образовывать форму мн.  ч.  существительных  и прилагательных;

- развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.

2 неделя

Рыбы и млекопитающие.

Составление рассказа по серии сюж. картинок «Рыбаки».

-продолжать развивать связную речь через составление рассказа по серии сюжетных картин;

- активизировать и расширять словарь по теме.

3 неделя

Насекомые и пресмыкающиеся.

Составление опи-сательного рассказа о насекомых с использованием схемы (№ 32).

-  продолжать упражнять в  рассматривании предметов окружающей действительности;

- закреплять знания о частях тела насекомых;

- активизировать и расширять словарь детей по теме.

4 неделя

Лето. Цветущие растения леса, сада, луга.

Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло…»

- продолжать развивать связную речь у детей через составление повествовательного рассказа по сюжетной картине;

- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;

- воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию связной речи у детей с ОНР

Перспективное планирование  по развитию связной речи в средней и старшей группах у детей с ОНР....

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме: "Кем быть?"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме: "Кем быть?"...

Игры по развитию связной речи у детей старшей группы

В материале представлена картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников....

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы.Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок"

                                Пояснительная запискаМассовое явление, связанное с низким уровнем речевого развит...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....