Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Канаева Жанна Борисовна

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. 
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 Петроградского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи


Канаева Жанна Борисовна

учитель-логопед ГБДОУ № 17

Санкт-Петербург

2020

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Методическая разработка. 

Содержание 
Введение 
1.Характеристика детей с ОНР. 
2.Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями. 
2.1Взаимосвязь логопеда с воспитателями. 
2.2.Взаимодействие логопеда с психологом. 
2.3.Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем. 
2.4.Взаимосвязь логопеда с инструктором по физической культуре. 
2.5.Работа с родителями. 
Заключение 
Список используемой литературы 

ВВЕДЕНИЕ 

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. 
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. 
В логопедической группе коррекционное направление является ведущим, а образовательное–подчиненным. 
Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. 
Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом. 

Характеристика детей с ОНР 

ОНР–общее недоразвитие речи – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. 

У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена. 

Формирование сенсорной, интеллектуальной ,эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности – недостаточная устойчивость внимания ,ограничение возможности его распределения , при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память ,страдает продуктивность запоминания, общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций ,отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения ,особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его основные части. 

Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями. 

Наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, что позволяет полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. 
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования. 
Совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса. 
То обстоятельство делает особенно важными вопросы разработки критериев,содержания и процедуры оценивания не только хода и результатов коррекционно-педагогического воздействия. Но и профессионально-личностных качеств специалистов, осуществляющих это воздействия. 
Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельность которого имеет достаточно широкие и разнообразные функции: 
диагностическая; 
коррекционно-педагогическая 
консультативная; 
координирующая; 
контрольно-оценочная 
организационно-методическая; 

Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы. 
Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда как организатора и координатора коррекционно–педагогических влияний, приведенная модель позволяет выделить шесть линий взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса. 

Линии 1 (логопед-ребенок с нарушениями речи), 2 (педагогический коллектив ДОУ) - ребенок с нарушениями речи) и 3 (родители- ребенок с нарушениями речи) предусматривают оказание собственно коррекционно-речевой помощи ребенку с нарушением речи. В рамках линий 4 - (логопед–педагогический коллектив ДОУ), 5-(логопед- родители) и 6(педагогический коллектив ДОУ – родители) осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно-педагогического процесса. 
Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекцинно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ОНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической по мощи. Частные задачи достаточно специфичные для каждого из участников. Так, для логопеда число таких задач включены: 

-обследование воспитанников группы; 

-изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; 

-систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуально и групповой программами; 

-оценка результатов работы с детьми ОНР; 

-формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды; 

-координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми. 

В число частных задач педагогического коллектива входят: 
-обеспечение дошкольникам с ОНР комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой помощи ребенка; 

-проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе; 

-повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье. 

Особого внимания требует рассмотрение частных задач,решение которых возлагается на заведующую и методиста (старшего воспитателя) ДОУ. Наиболее значимыми среди них являются: 

-соблюдение требований приема и комплектование группы для детей с ОНР; 

-осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников; 

-создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ; 

-насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповой комнаты- учебными пособиями и специальным оборудованием; 

-организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с ОНР; 

-привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; 

-обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (группы) для детей с ОНР. 

Несмотря на вполне закономерные различия в задачах 
деятельности близких ребенку взрослых –педагогов и родителей. В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса. 

Взаимосвязь логопеда с воспитателями. 

Педагогический эффект зависит и от творческого профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями. 
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду для группы соответствующего возраста. 
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе. 
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность. 
Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние –после полдника. Помимо этого воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи /мышление, память, внимание, восприятие./ сенсомоторных навыков. 
Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса- это необходимые условия работы для детей с ОНР. 

Взаимодействие логопеда с психологом. 

Логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника. 
Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка. 
Логопед и психолог,занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности,также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению. 
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий проводимых логопедом и воспитателями. Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики владеет не только педагог-психолог, но и логопед. 
Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика. 
1. Наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию. 
2.  Любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием. 
Тем самым объединяется деятельность психических функций,а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание. 
Такимобразом, начинает работать механизм психофизического функционального единства. 
3. Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. 
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда –создать у ребенка установку на успех. 

Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем. 

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с ОНР необходима тесная связь с музыкальным руководителем. 
Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях еженедельно. 
Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. 

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи 
-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; 
-развитие слухового и зрительного восприятия; 
-увеличение объема памяти; 
-развитие двигательного и артикуляционного праксиса; 
-развитие двигательных кинестезий; 
-развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций; 
-формирование дыхательных навыков; 
Таким образом, для получения положительных результатов обязательно взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем. 

Связь логопеда с инструктором по физической культуре. 

Основными задачами инструктора по физической культуре являются – 
- забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание. 
- улучшение функций нервной системы сердечно-сосудистой системы, дыхания др. укрепление опорно-двигательного аппарата. 
- комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики. 
-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем. 
-развитие общей сенсомоторной и рече-двигательной моторики. 
- развитие пространственно-координационных и ритмических способностей. 
- формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции. 
- обогащение познавательной сферы. 
- развитие коммуникативной инициативы и активности. 
-осуществление координации и взаимодействия логопедической и психопедагогической работы. 

Робота с родителями. 
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются: 

-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. 

-в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. 

В отличие от первого /ознакомительного этапа/,акцент в содержании встреч переносится с информационно-ознакомительной части на практическую, т.е. осуществляется включение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы. 
Эффективность работы с родителями определяется не только умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Проведение с ними:

  1. дифференцированной (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно- педагогической подготовки родителей),
  2. индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка, в совокупности помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращение семьи вактивногосубъекта коррекционного процесса осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. 
    В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства 
    - специальные логопедические уголки 
    -информационные стенды 
    -тематические выставки книг 
    папки-передвижки- 
    Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе уже должны быть освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний. 

    Заключение. 
    Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье. 
    Взаимодействие всех специалистов, педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи и родителей, способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе. 
    Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности. 
    Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. 

    Литература 

    1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003. 
    2. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998. 
    3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005. 
    4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007. 
    5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007. 
    6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

ГОДОВОЙ ПЛАН работы ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений г. Троицка на 2019-2020 учебный год

Предстаавлен план подробный работы городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов...