Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей речевой группе на тему "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Нилова Наталья Валентиновна

Закрепление знаний детей по лексической теме "Животные жарких стран". Дети отправляются в путешествие в Африку. Занятие на развитие лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_lgs_rechi.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей

в старшей речевой группе

Тема: «Животные жарких стран»

Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Животные жарких стран»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- расширять и активизировать лексический словарь по теме;

-учить классифицировать предметы по существенным признакам, сравнивать их;

- учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже;

-учить согласовывать существительные с глаголами в ед. и мн. ч. в настоящем времени;

-учить правильно образовывать в речи существительные в ед. и мн. ч. в именительном падеже;

- учить составлять простые предложения;

- закреплять умения составлять загадки с использованием ТРИЗа.

Коррекционно-развивающие:

-развивать мелкую и общую моторику;

- развивать логическое мышление;

-развивать слуховое внимание, память;

- развивать творческое воображение, эмоциональную восприимчивость.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки;

- прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.

Оборудование: предметные картинки, глобус, магнитный набор для составления схем предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Логопед:

Собрались все дети в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать (дети садятся на стульчики).

2. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Я предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие необычным способом - при помощи волшебного глобуса. Отправимся мы с вами в Африку и узнаем, какие животные там обитают.

«Волшебный глобус я кручу,

Попасть в Африку хочу»

3. Вводная беседа.

А вот и Африка (логопед показывает Африку на глобусе). На что она похожа? (ответы детей)

Африка – это материк. В Африке жарко. Там есть тропики, саванны, пустыни. В тропиках много деревьев, экзотических фруктов. В саваннах растительности мало, встречаются лишь редкие деревья и кустарники, земля там покрыта травой. Еще в Африке есть пустыни, там много песка, нет воды, растительность очень скудная -  кактусы и колючки.   В Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке живет много разнообразных животных, которых мы не встретим у нас. Но многих животных мы уже знаем.

Сейчас мы вспомним некоторых из них при помощи пальчиковая гимнастики.

Пальчиковая гимнастика (дети делают самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку, от пятого к первому)

Носит бедный носорог

На носу тяжелый рог.

А тяжелый бегемот

Без забот идет-бредет.

По песку бредет верблюд

(Смена рук)

И ему не жарко тут.
Кверху голову задрав,

Щиплет листики жираф.
И на ветках обезьяны

Чистят вкусные бананы.

4. Развитие лексико-грамматический категорий

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки. Каких еще животных мы не вспомнили?

Дидактическая игра: «Какой, какая?» (согласование существительных с прилагательными)

Логопед показывает картинку.

Кто это?

- Это черепаха.

 Какая она?

- Она (Черепаха) маленькая, медлительная, твердая, бронированная, морская, сухопутная, неуклюжая, неповоротливая, клетчатая и т.д.)

-Это тигр (он сильный, большой, полосатый, смелый, свирепый, быстрый, хвостатый, мягкий, плюшевый, саблезубый, клыкастый, желтоглазый, золотой и т.д.)

- Это слон (он огромный, серый, длинноносый, сильный, большеухий, добрый, выносливый и т. д.).

Физкультминутка. Игра на внимание «Жирафы, слоны, обезьяны»:

Жираф – поднимаем руки вверх

Слон – выставляем руки вперед

Обезьяна– подпрыгиваем на месте

(Логопед называет животных в различной последовательности, ребята выполняют соответственные движения)

Игра «На кого (что) похоже?»

Логопед: Ребята, а давайте сочиним загадки про животных жарких стран. Я предлагаю вам сегодня придумать загадку про крокодила

Давайте вспомним, какой крокодил?

А что (кто) бывает таким же?

                         

КРОКОДИЛ

Какой?

Что (кто) бывает таким же?

Зеленый

Огурец, трава

плавучий

Плот, корабль

зубастый

Волк, щука

Логопед: Я запишу ваши ответы в специальную табличку. Добавляем слова-связки, и смотрите, что у нас получилось:

Зеленый, но не огурец (трава)

Плавучий, но не плот (корабль)

Зубастый, но не волк.

Логопед: Теперь можно придумать загадку, используя действия, которые умеет делать этот объект.

 Игра: «Что делает?»

Логопед: Давайте сочиним загадку про слона.

Слон что делает?

 А еще кто (что) так делает?

 СЛОН

Что(Кто) делает?

Что (Кто) делает также?

Топает

Конь

Обливает

Душ

Трубит

Труба

Получилась загадка:

Топает, но не конь

Обливает, но не душ

Трубит, но не труба

Логопед: Молодцы, ребята! Как здорово вы умеете сами придумывать загадки.

Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными. Человек и животное могут быть похожи внешне или поведением.  

Например: «Топает, как слон». Про кого так можно сказать?  (Про человека с тяжелой походкой). Или: «Ползет как черепаха». Про кого так можно сказать?  (Про человек, который очень медленно ходит). У него «Львиная грива». О ком так говорят? (О человеке, у которого на голове пышная, прическа, много волос)

Да. Правильно. Молодцы!

Дидактическая игра «Один, много». Составление простых предложений.

Логопед: Я буду показывать вам картинку, а вы мне скажите, кто изображен на ней. А потом составьте предложение с одним из этих слов.

Логопед показывает картинки с изображением одного или нескольких животных. Дети называют животных в единственном или множественном числе.

 (Лев -  львы; слон – слоны; жираф – жирафы и т. д.)

Логопед: Давайте составим предложения с этими словами по схеме (логопед выкладывает схему предложения на магнитной доске)

(Лев быстро бегает.  Жирафы мало спят. Крокодил умеет плавать).

Логопед: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова:

«Волшебный глобус я кручу,

Вернуться в детский сад хочу!»

5. Итог занятия.

Логопед: Ну вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? На каком материке мы были? Что вам больше всего понравилось? Каких животных жарких стран вы запомнили? (ответы детей).

Логопед: Ребята, мы только вернулись из путешествия, а жители Африки нам уже прислали посылку по почте. Смотрите, какая коробка. Что же там? Давайте посмотрим (все вместе открывают коробку, а там бананы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»

Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей  по теме «Посуда»....