Мастер-класс «Развитие графомоторных навыков дошкольников»
план-конспект занятия по логопедии

Несмачных Марина Анатольевна

Мастер-класс

«Развитие графомоторных навыков дошкольников»

Графомоторный навык-это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обучение детей письму-задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача- учиться писать.

И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо- сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта.

Этапы формирования графомоторных навыков.

             Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому отмечает М.М. Безруких(1), дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития.

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги , проволоки и др. материалов.

 

Для детей младшего дошкольного возраста

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с грецким орехом, маленьким массажным мячом, колючих мячей, карандашей, бигудей. Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

Рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек»«ленточек»«ниточек» «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки»«бублика»«обруча» «воздушного шара» , каран Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

Доставание бусин ложкой из стакана.

Способствуют развитию моторики пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (CD “Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой) , со стихами и без них. (музыка)

Например:

Игра «Палочка» (Дети встают в круг. Педагог ставит палку на середину круга, придерживая её рукой. Затем он называет имя ребёнка или номер его и отпускает палку. Ребёнок, услышав своё имя или номер, хватает палочку, пока она не упала. (Такую же игру можно проводить с мячом, подбрасывая его и называя имя ребёнка.)

Конструирование из кубиков , в том числе ЛЕГО.

Собирание пазлов, мозаики.

Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.

Игра «Кто быстрее». (Наматывание верёвки на палочку.)

Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.

Работа с прищепками, тестом.

Разбор мелких предметов, круп.

Оригами.

Плетение из верёвочек.

Составление бус.

Упражнения для старших дошкольников 

Различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Усложненные раскраски

Упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв


Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям.

Работа с трафаретами.

Штриховки, раскрашивание.

Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.

С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради.

Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв , знакомство с написанием цифр.

Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.

Интересными пособиями являются «Волшебные обводилки» Г. М. Зегебарт Г.М. и «Волшебные рисунки» Алиции Зарин.

Вышеназванные пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировку.

 «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.

 

Литература.

 

    1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.-М., 2001.

  1. Голубина Т.С. Чему научит клеточка.-М., 2004
  2. Зарин А. Волшебные рисунки: Графомоторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма.- Спб.: КАРО, 2004.
  3. Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. «-изд.-М.: Генезис, 2010.
  4. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.-Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори.-М.:Генезис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.65 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx723.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие графомоторных навыков дошкольников»

Графомоторный навык-это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обучение детей письму-задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача- учиться писать.

И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо- сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта.

Этапы формирования графомоторных навыков.

             Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому отмечает М.М. Безруких(1), дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития.

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги , проволоки и др. материалов.

Для детей младшего дошкольного возраста

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с грецким орехом, маленьким массажным мячом, колючих мячей, карандашей, бигудей. Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

Рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек»«ленточек»«ниточек» «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки»«бублика»«обруча» «воздушного шара» , каран Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

Доставание бусин ложкой из стакана.

Способствуют развитию моторики пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (CD “Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой) , со стихами и без них. (музыка)

Например:

Игра «Палочка» (Дети встают в круг. Педагог ставит палку на середину круга, придерживая её рукой. Затем он называет имя ребёнка или номер его и отпускает палку. Ребёнок, услышав своё имя или номер, хватает палочку, пока она не упала. (Такую же игру можно проводить с мячом, подбрасывая его и называя имя ребёнка.)

Конструирование из кубиков , в том числе ЛЕГО.

Собирание пазлов, мозаики.

Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.

Игра «Кто быстрее». (Наматывание верёвки на палочку.)

Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.

Работа с прищепками, тестом.

Разбор мелких предметов, круп.

Оригами.

Плетение из верёвочек.

Составление бус.

Упражнения для старших дошкольников 

Различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Усложненные раскраски

Упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв


Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям.

Работа с трафаретами.

Штриховки, раскрашивание.

Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.

С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради.

Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв , знакомство с написанием цифр.

Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.

Интересными пособиями являются «Волшебные обводилки» Г. М. Зегебарт Г.М. и «Волшебные рисунки» Алиции Зарин.

Вышеназванные пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировку.

 «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.

Литература.

 

    1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.-М., 2001.

  1. Голубина Т.С. Чему научит клеточка.-М., 2004
  2. Зарин А. Волшебные рисунки: Графомоторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма.- Спб.: КАРО, 2004.
  3. Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. «-изд.-М.: Генезис, 2010.
  4. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.-Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори.-М.:Генезис

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников»

Слайд 2

Графомоторный навык- определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет : рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет

Слайд 3

Этапы формирования графомоторных навыков Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии: В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку. В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков .

Слайд 4

Этапы формирования графомоторных навыков Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии: В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Слайд 5

Комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью I. Формирование тонко-координированных движений руки; II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки; III.Формирование зрительно-моторной координации.

Слайд 6

Задачи графомоторных навыков: развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации; развитие пространственного восприятия, пространственного представления; развитие мыслительных операций; увеличение объёма внимания, памяти; развитие речи; создание условий для подготовки руки к письму.

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика Л.Яртовой

Слайд 8

Игра «Палочка»

Слайд 9

«Волшебные обводилки » Г.М. Зегебарт

Слайд 10

«Волшебные рисунки» Алиции Зарин

Слайд 11

Мастер-класс «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

развитие графомоторного навыка дошкольника

развитие графомоторного навыка дошкольника...

Перспективное планирование работы с педагогами "Развитие графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из соленого теста"

Перспективное планирование работы с педагогами с целью повышения педагогической компетености в вопросах развития графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из солёного теста....

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков дошкольника через элементы рисования"

В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простей...

Развитие графомоторных навыков дошкольника через элементы рисования

Развитие графомоторных навыков дошкольника через элементы рисования...

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков дошкольника через элементы рисования"

Данная консультация будет полезна родителям старшего дошкольного возраста при подготовке к школе, так как развитая мелкая моторика важна в процессе обучения....

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...