Рабочая программа к курсу "Развитие речи" (ОНР 2-3 уровень, первый год обучения).
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Карякина Наталия Васильевна

Данная программа разработана с учетом требований ФГОС. При составлении программы был учтен речевой онтогинез, возрастные особенности и уровень недоразвития речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕЛЬФИН» №52 ГОРОДА КАНСКА.

Принята решением ППк

от «___»______________20___г.

Протокол №____

Утверждаю:

Заведующий ДОУ

_______________/____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(старший дошкольный возраст ОНР 2/3 уровня,  первый год обучения)

Автор-составитель:

Карякина Н.В.

учитель-логопед

Канск – 2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель –  формирование самостоятельной связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующие социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с ОНР 2-3 уровня.

Характеристика коррекционного курса.

Данный курс направлен на:

  1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие связной (монологической) речи.

Описание места коррекционного курса.

Данная Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» (далее Курса) является частью Программы коррекционно-развивающей работы АОП для детей с ТНР, реализуемой в старшей группе комбинированной направленности.

Содержание данного Курса связано с Рабочей программой коррекционного курса «Произношение», так как на занятиях Курса закрепляются навыки правильного звукопроизношения, отработанные на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения. Так же, содержание данного Курса связано со всеми образовательными областями, предусмотренными для детей с ТНР: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, продолжают систематически уточняться, расширяться и закрепляться на занятиях по развитию представлений о себе и окружающем мире, конструированию, формированию элементарных математических представлений); «Социально-коммуникативное развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, получают практическое применение и продолжают развиваться и совершенствоваться в общении со взрослыми и сверстниками, что позволяет ребенку преодолевать речевой негативизм, успешно развивать коммуникативную функцию речи, игровую деятельность, положительно влияют на их социализацию); «Художественно-эстетическое развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, совершенствуются на музыкальных занятиях во время пения, участия в инсценировках, выступлениях,  что в свою очередь развивает творческие способности детей; на занятиях по продуктивным видам деятельности продолжает развиваться диалогическая речь, совершенствуется лексико-грамматический строй); «Физическое развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, закрепляются на занятиях по физическому развитию, например при уточнении лексического значения слов, совершенствовании граммстроя, проговаривании речевок).

Кроме того, речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, продолжают развиваться и совершенствоваться в процессе общения с воспитателями во время прогулок, в свободной деятельности; а так же в условиях семьи.

Форма организации занятий – индивидуальная и подгрупповая.

Частота, продолжительность и время  проведения занятий –  2 раза в неделю, 20-25 минут, первая половина дня.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

К целевым ориентирам данного Курса относятся следующие характеристики возможных достижений детей:

ОНР 2 уровня

ОНР 3 уровня

Лексическое развитие:

- понимает и употребляет слова, обозначающие предметы, действия, обобщающие понятия;

- соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией.

- понимает и употребляет названия предметов, действий, признаков, обобщающие слова;

- использует новые слова и словосочетания, существительные с уменьшительным и увеличительным значением, относительные и притяжательные прилагательные;

- умеет объяснить переносное значение слов, подбирать существительные к прилагательным,  подбирать антонимы и синонимы;

- понимает многозначность слов.

Грамматический строй речи:

- употребляет модели простых предложений, согласовывает основные члены предложения;

- понимает и использует простые предлоги;

- понимает и использует простые грамматические категории (продуктивные формы):

  • ед. и мн. числа существительных,
  •  повелительного и изъявительного наклонений глаголов,
  • именительного, родительного, дательного, творительного и винительного падежей существительных в единственном числе;

- употребляет модели простых предложений, согласовывает основные члены предложения;

- понимает и использует простые предлоги.

- правильно употребляет предложно-падежные формы имен существительных и прилагательных  единственного и множественного числа;

- правильно употребляет глагольные формы;

- правильно употребляет простые и сложные предлоги;

- активно употребляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения с союзами: а, но, потому что, поэтому.

Связная речь:

- умеет отвечать на вопрос простым предложением и задавать простой вопрос;

- составляет несложные рассказы

-пересказывает короткие сказки с помощью взрослого и внешних опор.

употребляет развернутую, фразовую речь;

- составляет повествовательный рассказ на основе событий заданной последовательности;

- составляет предложения с разными видами придаточных,

 - составляет рассказы по картинке, серии картинок, по представлению, по демонстрации действий,

- умеет преобразовывать деформированный текст,  включать в рассказы начало и конец сюжета, элементы фантазии.

Система оценки развития планируемых результатов.

Во время прохождения Курса предусмотрены: входящая, текущая, итоговая диагностики.

Входящая и итоговая диагностики осуществляются  с применением таких методов и приемов, как интервьюирование, беседа, словесные игры, настольно-печатные игры, игры малой подвижности, наглядные пособия. На основании полученных данных определяется речевое заключение и разрабатывается (корректируется) АОП. 

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Данная Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» имеет разделы, связанные между собой:

- развитие/совершенствование лексического компонента  речи;

-  совершенствование грамматического строя речи;

- развитие диалогической/ монологической формы речи.

Работа по ним на занятиях Курса ведется параллельно.

Ребенок с ОНР 2 уровня

Ребенок с ОНР 3 уровня

Развитие лексического компонента  речи

Совершенствование лексического компонента  речи

- расширение, уточнение и активизация в речи существительных, глаголов, простых прилагательных по изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим;

- обучение пониманию и употреблению простых обобщающих понятий по лексическим темам;

 - обучение использованию порядковых числительных (один, два, и слова «много»).

- развитие умения подбирать обобщающие слова и называть части предметов;

- расширение словарного запаса существительных, глаголов, прилагательных на основе ознакомления с окружающим миром;

- закрепление в словаре количественных и порядковых числительных один – пять, первый – пятый;

- формирование понимания и употребления существительных с уменьшительным  (рука - ручка) и увеличительным (голос - голосище),  противоположным (жадность -щедрость) значением;

- формирование умения использования слов с противоположным значением (сильный – слабый, стоять – бежать, далеко – близко) и сходными (веселый – радостный, прыгать – скакать,  грустно – печально);

- формирование навыка понимания многозначности слов.

Совершенствование грамматического строя речи

Совершенствование грамматического строя речи

- обучение пониманию и задаванию вопросов с словами: Кто? Что? Чего? Кого? Кому? Чему? На чем? Где? Куда? Откуда? Чем? Чей? Где?и употреблению существительных в косвенных падежах в единственном числе (продуктивные формы):

  • -винительный падеж существительных ед. числа с окончанием –у (я беру… куклу, мишку, зайку);
  • предложный падеж с окончанием –е и предлогами В, НА;
  • родительный падеж существительных мужского и женского рода ед. числа без предлога и с предлогом У (у кого нет мяча? Мяча нет у мальчика);
  • дательный падеж существительных мужского и женского рода ед. числа с окончанием –е, -у (Кому подарили игрушки?);
  • творительный падеж существительных муж. рода ед. числа с окончанием –ом.

- обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени единственного и множественного числа;

- обучение употреблению глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа;

- обучение согласованию местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными в именительном падеже;

- обучение употреблению форм ед. и мн. числа существительных в им. падеже;

- обучение пониманию и употреблению формы рода (мужского и женского);

- обучение пониманию и употреблению глаголов прошедшего времени;

- обучение образованию существительных с помощью продуктивных ум.-ласкательных суффиксов –ик, -ок, -чик;

- обучение пониманию и употреблению в речи простых предлогов (У, В, НА, ПОД, НАД, С, ИЗ);

- обучение умению строить простое двухсловное предложение, простое предложение из 3-4 слов, правильно употребляя изученные продуктивные формы косвенных падежей;

- обучение составлению предложений из 3-4 слов по картинке и по демонстрации действия;

- обучение дополнению предложений недостающими словами.

- формирование навыка употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах (без предлога, с предлогом);

- обучение правильному употреблению в экспрессивной речи  возвратных и невозвратных глаголов (моет – моется, одевает – одевается, причесывает – причесывается);

- формирование навыков  употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида;

- обучение различению и правильному употреблению в экспрессивной речи предлогов (С-ИЗ, ПО-НА, К-ОТ, В-ИЗ, НАД-ПОД, ЗА – ПЕРЕД, ЗА – У, ПОД – ИЗ-ПОД, ЗА – ИЗ-ЗА, ОКОЛО– ПЕРЕД, ИЗ-ЗА – ИЗ-ПОД); предлогов со значением местоположения и направления действия (висит  В шкафу – пошел В лес) с использованием графических схем;

- формирование навыка изменения  существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в косвенных падежах;

- формирование навыков употребления словосочетаний, включающих количественные числительное (один – пять);

- формирование навыка употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до-);

- обучение образованию и подбору однокоренных слов (зима, зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка);

- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффикса – ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффикса -ов-, ев-;

- обучение правильному  употреблению притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффикса -и- (с чередованием) волк – волчий, заяц – заячий, медведь – медвежий

- обучение  построению простого распространенного предложения, предложений с однородными членами;

- формирование навыка построения сложносочиненных предложений;

- обучение употреблению сложноподчиненных предложений с использованием  союзов: ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, КОГДА, ТАК-КАК.

Развитие  диалогической речи и подготовка к овладению монологической речью.

Развитие связной  (монологической) формы речи.

- формирование умения договаривать словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках;

- формирование умения отвечать на вопросы по предметным, сюжетным картинкам, по демонстрации действий;

- формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов;

- формирование навыка пересказа;

-  обучение пересказу хорошо знакомой сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой;

- формирование умений составить рассказ, состоящий из 3-4 простых предложений с помощью взрослого, ориентируясь на игрушки, картинки.

- развитие навыка пересказа с помощью картинного плана, по вопросам, по опорным словам;

- формирование умения составлять повествовательный рассказ на основе событий заданной последовательности;

- формировать умение составлять сложносочиненные предложения с разными видами придаточных предложений;

 - формирование умений составлять рассказы по картинке, серии картинок, по представлению, по демонстрации действий;

- формирование умений преобразовывать деформированный текст,  включать в рассказы начало и конец сюжета элементы фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения.

Составлена на основе общеобразовательной программы  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».                      ...

Рабочая программа к курсу "Развитие речи" (ОНР 3-4 уровень, второй год обучения).

Данная программа разработана для реализации в условиях подготовительной группы комбинированного вида и предусматривает развитие лексики, грамматики и связной речи детей с ОНР 3 и 4 уровня (второй год ...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Произношение" (старшая группа, первый год обучения)

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" предназначена для реализации в группах комбинированной направленности для детей с ТНР 1-го года обучения. Включает в себя пояснительную ...