Новые пути взаимодействия с родителями дошкольников, имеющих нарушения речи
статья по логопедии

Установка на работу с родителями, как на работу с единомышленниками, станет залогом эффективности коррекционной работы в целом, потому что доверительное(равноправное) отношение к ребенку и родителям, без постоянного укора в адрес последних, что они делают все не так, выведет взаимодействие ДОУ и семьи на новый уровень, а системный характер взаимодействия с родителями даст положительный результат в виде грамотной, фонетически правильно оформленной речи ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые пути взаимодействия  с родителями дошкольников, имеющих нарушения речи

Бредихина Л.А., Гвелебиани Н.В.

МБДОУ детский сад № 33 «Клубничка», г. Тамбов, bredihina67@mail.ru

В современной жизни, при вечной занятости мам и пап, стало меньше уделяться внимания общению родителей с собственными детьми. Мир скоростей, зарабатывания денег, обустройства быта и постоянная нехватка времени снижает уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи у детей. С кем чаще всего общается ребенок? С телевизором и огромным потоком самых разных мультфильмов, одни из которых, бесспорно, способствуют развитию, а другие, наоборот, задерживают формирование мыслительных и речевых центров у ребенка.Всё это грозит языковой катастрофой ребенку-дошкольнику. И, как правило, все чаще возникают нарушения в речи детей: недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи).

Найти новые пути и формы работы с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения – процесс трудный, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно.Родителей детей с речевыми нарушениями, используя свой многолетний опыт общения с ними, можно разделить на три категории:

-родители, которые жалуются на дефицит свободного  времени и полностью надеются на педагога, но при этом у них большие требования к речи ребенка;

- родители, которые не слышат и не обращают внимания на нарушения речи, не выполняют рекомендации учителя-логопеда и воспитателей группы;

- родители, которые понимают и адекватно оценивают состояние речи ребенка, рады помогать учителю-логопеду, но не знают как, или не имеют необходимых знаний и навыков.

Поиск новых форм взаимодействия педагога с родителями продиктованне столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны родителей, сколько обеспокоенностью сторон (учителя-логопеда, воспитателя и родителей) о своевременном всестороннем и, конечно же, глубоко индивидуальном развитии ребенка. Создание в дошкольном учреждении благоприятной воспитательной среды поможет раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Что для этого нужно? Общение на равных!Общение, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут быть и помощниками при проведении любой деятельности с детьми, и экспертами, если воспитатель проводит занятие, и непосредственными участниками различных мероприятий.  

Выстроить такую модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями непросто. При построении такой модели все силы педагогов, принимающих участие в коррекционной работе с детьми, должны быть направлены на построение хороших, доброжелательных и доверительных взаимоотношений родителей и детей, так как развитие личности ребенка зарождается именно в семье.Существует ряд проблем, которые возникают у родителей при взаимодействии с  собственными детьми:

- гиперопека, которая не дает самостоятельности ребёнку, сдерживает его стремление к личному познанию окружающего мира;

- недостаточное владение родителями специальными психолого – педагогическими навыками воспитания детей;

- отсутствие умения правильно оценивать проблемы в развитии ребёнка.

В связи с этим особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития собственного ребенка.Одной из основных характеристик такойинтерактивной формы работы является диалоговое общение, которое помогает найти наиболее важные, для каждого участника педагогического процесса, пути решения проблем.Установка на работу с родителями, как на работу с единомышленниками, станет залогом эффективности коррекционной работы в целом, потому что доверительное(равноправное) отношение к ребенку и родителям, без постоянного укора в адрес последних, что они делают все не так, выведет взаимодействие ДОУ и семьи на новый уровень, а системный характер взаимодействия с родителями даст положительный результат в виде грамотной, фонетически правильно оформленной речи ребенка. В самом начале этого взаимодействия учитель-логопед проводит мониторинг речевого развития детей определенной возрастной группы, выявляет воспитанников с нарушением речи и ставит родителей в известность о состоянии речи каждого ребенка. После проведения психолого-медико-педагогических комиссии знакомит родителей с заключениями детей и предлагает им пройти анкетирование, которое поможет выявить уровень педагогической компетенции родителей. Педагог внимательно изучает полученные данные и выбирает формы общения с родителями.

К современным формам общения с родителями, продиктованным и занятостью родителей, и обучением в условиях карантина, и разной степенью педагогической подготовленности могут стать не только родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, но и

- консультации по телефону;

 -общение с родителями в групповых чатах;

 - размещение учебного материала на личных мини сайтах учителя-логопеда или воспитателя комбинированных групп ДОУ;

- выпуск буклетов на различные темы для закрепления материала;

- общение через Skype в соцсетях;

- проведение мастер-классов по выполнению заданий учителя-логопеда;

- совместные деловые игры.

Потенциал современных технологий огромен и очень удобен в использовании. Можно пересылать родителям презентации, артикуляционные гимнастики, тексты для автоматизации звуков, статьи и прочее. Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. Доступность-одно из главных достоинств интернета. Современным мамам и папам проще открыть свой гаджет, посмотреть информацию и выполнить задание с ребенкомбыстро, с малой затратой времени, чем работать в логопедических тетрадях. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Очень удобно, на мой взгляд, пользоваться и электронной почтой, если нужно переслать большие по объему артикуляционные и пальчиковые гимнастики. Это быстро и удобно, так как не тратится время на заполнение тетрадей и подбор упражнений.

Что дает такое взаимодействие с родителями? Они становятся полноправными участниками коррекционного процесса не от случая к случаю(например, только в выходные), а постоянно. Они видят и понимают удачи и неудачи своего ребенка, стараются помочь ему и на равных общаются с ним, и с участниками коррекционного мини пространства (учителем-логопедом и воспитателем). Педагогам такое взаимодействие помогает решать коррекционные задачи быстрее, что очень важно для полноценного развития личности ребенка.

Литература

  1. БабынинаТ.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2. Кочетова Н.А., Желтикова И.А., Тверенина М.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Цветкова Т. В. Социальное партнёрство детского сада с родителями.  М.: ТЦ Сфера, 2013. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....

Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга. ...

Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации ФГОС ДО через проектную деятельность...

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

Особенности работы дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы

Данная презентация предназначена для родителей. В ней раскрываются особенности работы  дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы. Что бесспокоит родителей...

«Эмоциональные минутки» Игры и упражнения в структуре КНОД старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

laquo;Эмоциональные минутки" позволяют детям на ранних этапах коррекции звукопроизношения сменить вид деятельности  во время занятия. В более продвинутом варианте - коментировать проце...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...