Формирование фонематического восприятия у детей
методическая разработка по логопедии
Формирование фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование фонематического восприятия у детей | 346.16 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста"
Учитель-логопед: Мельникова С.А.
МБДОУ
2
Формирование фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) является ведущим направлением в преодолении различных нарушений речи: стойкое исправление речи может быть осуществлено при опережающем формировании фонемовосприятия. "При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов писала Левина Р.Е. . Такими узловыми образованиями Левина Р.Е. считала фонематическое восприятие и звуковой анализ - операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) сочетание звуков, слогов и слов. В дошкольный период выделяют 5 этапов формирования фонематического восприятия:
Этапы формирования фонемовосприятия
3
I ЭТАП: Этапы узнавания неречевых звуков
ЦЕЛЬ: развитие и тренировка физического слуха, сравнение акустических восприятий.
Усложнения:
- увеличение количества звучащих предметов (5-6);
- наличие зрительной опоры (+, -);
- уменьшение контрастности звучащих предметов.
Значение:
- развивается ведущий анализатор в усвоении речи окружающих - слуховой;
- формируется умение воспринимать звук, шум, выделять заданный;
- развивается слуховое внимание, слуховая память.
4
II-ЭТАП: "Различие одинаковых звукокомплексов"
Усложнения:
- увеличение количества звуков в звукокомплексе;
- зрительная опора (+,-); картинки атрибуты.
Значение:
- развивать умение выделять отличие в звучание:
- воспроизводить отличающиеся звукокомплексы.
5
III- ЭТАП: Различие слов близких по звуковому составу
ЦЕЛЬ: - развитие слухового внимания;
- формирование понятия о рифме.
IV ЭТАП: Дифференциация слогов.
ЦЕЛЬ: Развитие умения различать слоги сходные по артикуляции или по звучанию.
V ЭТАП: Дифференциация
6
фонем
ЦЕЛЬ: - развитие артикулярного праксиса;
- создание акустико - артикуляторного образа звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....
формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....
Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...
Роль родителей в формировании фонематического восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Консультация-игра для родителей дошкольников 6-7 лет с нарушениями зрения...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»
Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...