Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
консультация по логопедии

Мещерякова Татьяна Анатольевна

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetiko-fonematicheskoe_nedorazvitie_rechi.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

      К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

      Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

  • дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
  • дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
  • дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

      Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15-20 звуков.

      Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре ("пуговица" - "пувица", "сковорода" - "кода") и звуконаполняемости слов ("книга" - "нига", "мост" - "мот").

      В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого ребёнка узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.