Картотека расслабляющих упражнений.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Эти упражнения снимают утомление у детей психоэмоциональное и мышечное напряжения.Способствуют восстановлению у детей комфортного психологического состояния.
Успокаивают возбужденных детей.Проверено на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО «Академия дополнительного профессионального образования»
Программа повышения квалификации
«Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста»
Дисциплина: Средства логопедической ритмики
Практическое задание 2, модуль 2
Картотека расслабляющих упражнений.
Выполнил:
слушатель Трофина Т.В.
Преподаватель:
к.п.н. Минеева О.А.
г. Курган – 2016
Цель работы: сформировать представление о методах и приемах обучения в логопедической ритмике.
- Картотека расслабляющих упражнений.
Цели:
1. Снятие утомления и предупреждение у детей.
психоэмоционального и мышечного напряжения.
2. Восстановление у детей комфортного психологического состояния.
3. Успокоение и организация возбужденных детей.
4. Развитие у дошкольников навыков элементарной саморегуляции.
Рекомендации к проведению:
1. Данные игры и упражнения проводятся как индивидуально, так и коллективно. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1-2 минут. Общая длительность игр и упражнений в среднем составляет до 10 минут.
2. Можно сопровождать релаксационные минутки инструментальной музыкой - спокойной и медленной, как фоновое сопровождение.
3. Поза детей должна быть благоприятствующей расслаблению.
Варианты поз разнообразные:
- лежа на кровати, на ковре (при соблюдении гигиенических требований), раскинув вдоль туловища руки и свободно вытянув и разведя в стороны ноги;
- сидя на мягком кресле с подлокотниками;
- сидя в «позе кучера»: дети садятся на стул прямо, распрямляют спину, а затем расслабляют все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под прямым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены – поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока;
- свободная поза, соответствующая содержанию игры.
1.«Палуба»
Цель: расслабление мышц ног.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки сцеплены за спиной. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
а другую расслабляем
2. «Качели». Цель: расслабление мышц ног.
Ход игры: детям предлагается покататься на качелях стоя. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
3.«Петрушка прыгает» Цель: мышечное расслабление.
И.п.: стоя. Ход игры Ведущий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Корпус, колени и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.
4.«Слон». Цель: расслабление мышц ног.
И.п.: Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном
Ход: Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”
5.«Тёплый животик»
Цель: расслабление мышц живота.
И.п.: Дети лежат на спине.
- А теперь поработаем с животом. Спокойно сглотни слюну и почувствуй, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи, груди, живота (с 5 секундными паузами). Живот теплый, теплый. Приятно, спокойно…
6.«Передай мяч»
Цель: снятие излишней двигательной активности.
И.п.: сидя на стульях или стоя в кругу. Ход игры: дети стараются как можно быстрее передать мяч соседу, не уронив его. Можно также быстро передавать мяч, повернувшись спиной в круг или с закрытыми глазами, а так же используя несколько мячей.
7.«Змея». Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов.
И.п.: дети стоят. Руки опущены.
Ход игры: выбираются с помощью считалки или по желанию 2 капитана будущих команд. Каждый капитан поочередно выбирает себе игрока и говорит ему: - Я змея, змея, змея. Хочешь стать моим хвостом? Если игрок согласен, он пролезает между ног у капитана, встает позади него и берет его за талию. Затем капитан с «хвостом» подходит к другому игроку и предлагает то же самое. Выигрывает тот капитан, чей хвост оказывается длиннее.
8.«Рисуем движения». Цель: снятие напряжения и развитие координации.
И.п.: Дети стоят, или сидят на стульях.
Ход игры: (форма – индивидуальная и групповая). Ребенок воспроизводит действия с воображаемым объектом, например, «красим забор», «погладим котенка», «курочка пьет водичку», «музыканты».
9.«Почесать спинку». Цель: снятие напряжения, повышение групповой сплоченности детей, развитие концентрации внимания.
И.п.: дети встают в два круга – внешний и внутренний так, чтобы каждый ребенок был напротив ребенка в другом ряду.
Ход игры: По команде все дети из одного круга одновременно поворачиваются направо. Ту же команду выполняют дети из другого круга. Каждый видит спину своего сверстника. Все начинают делать друг другу приятный и бодрящий массаж (похлопывание, растирание, постукивание и др.)
10.«Солдат и тряпочка». Цель: релаксация, переключение мышечного тонуса.
И.п.: Дети стоят.
Ход игры: Дети по показу взрослого принимают позу солдата: полностью выпрямиться, вытянуться в струнку, как будто деревянный солдат, руки вдоль туловища (10 сек). По сигналу дети становятся мягкими и подвижными, как тряпочные куклы: наклониться вперед, расставив в стороны ноги, руки болтаются как тряпки (10 сек). Затем следует слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Потом опять нужно показать солдата – прямого, негнущегося. Смена позы повторяется до полного расслабления, показателем которого является легкость при переключении позы и качественное выполнение образов «солдата» и «куклы». Теперь нужно встряхнуть руками, как будто стряхнуть с них капельки воды. Стряхнуть капельки воды с волос, со спины с живота, с кистей рук, с ног.
11.«Лимон».
Цель: расслабление мышц рук.
И.п.: стоя.
Ход: Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
И руку расслабляю. (Выполнить это же упражнение левой рукой.)
12.«Вибрация»
Цель: расслабление мышц рук.
И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены, голова прямо. Выполняют движение по тексту.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
13.«Пара»
Цель: Релаксация на попеременное движение с напряжением и расслаблением рук.
И.п.: Дети стоят по кругу парами. Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
14.«Снежная баба».
Цель: расслабление всего организма
И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены, голова прямо. Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. нежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
15. «Ленивая кошечка».
Цель: релаксация с сосредоточением на дыхании.
И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены, голова прямо. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
16. «Подышем»
Цель: нормализация дыхания.
И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.
Подышим глубоко и медленно. Глубоко вдыхай через нос с закрытым ртом, как - будто ты вдыхаешь здоровье, счастье, удачу. А выдыхай долго, губы вытянуть трубочкой, весь воздух из себя, как облако пара, которое отделяется от тебя, унося болезни, трудности, неудачи. Остается только чувство покоя, уверенности.
17.«Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Вернуться в И.п., расслабить мышцы:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Вернуться в И.п., расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Вернуться в И.п., расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно — Расслабление приятно!
18.«Рот на замочке»
Цель: расслабление мышц лица.
И.п. Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.
Ход: Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться,
Ничего не рассказав (4—5 с).
Губы все же я расслаблю,
А секрет себе оставлю.
19.«Улыбка и поцелуй». Цель: расслабление мышц лица. И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Ход: Давай перейдем к лицу. Начинаем со рта. Сначала улыбнись, так широко, как только можно, улыбнись «до ушей». Еще шире! Подержи так и расслабься. Повтор 3-4 раза. Теперь сожми губы, как-будто ты хочешь поцеловать кого-то. Сожми губы сильно-сильно! Подержи так и расслабь. Повтор 2-3 раза.
20.«Поиграем глазами». Цель: расслабление глазных мышц. И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Ход: Перейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время держишь глаза закрытыми. А теперь зажмурь их еще крепче – представь, что ты моешь голову, и не хочешь, чтобы мыльная вода попала в глаза. Зажмурь сильно, еще сильнее! Здорово! И - расслабь. Повтор 4-5 раз.
21. «Поиграем с бровями».
Цель: расслабление бровей. И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Ход: Поиграем с бровями. Глаза закрыты, а брови поднимаются как можно выше, как- будто сильно-пресильно чему-то удивился! Готов? Брови выше-выше! Подержи так и расслабь. Повтор 3-4 раза. Теперь почувствуй полное расслабление всего лица. Пауза 15 сек.
22.«Злюка успокоилась»
Цель: расслабление мышц лица
И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.
Ход: Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)
23.«Птички»
Цель: расслабление всего организма.
И.п.: стоя.
Ход игры:Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
24.«Летний денек»
Цель: расслабление всего организма
И.п.:Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем,
глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим:
бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан
25.«Замедленное движение»
Цель: расслабление всего организма.
И. п.: Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает
напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!
26.«Тишина».
Цель: расслабление всего организма. И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
«Плечики».
Цель: расслабление плеч.
И.п.: стоя, ноги узкой дорожкой, руки опущены вдоль туловища.
Теперь поработаем с плечами. Много напряжения и тяжести хранится в наших плечах. Люди говорят о трудностях «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Готов? Потяни плечи вверх. Очень высоко, а еще выше, выше! Подержи так и расслабь. Ощущаешь тепло и тяжесть в плечах. Повтор (3-4 раза) с паузами в 20 сек.
27.«Все спят»
Цель: мышечное расслабление. И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях, или лежат на ковре кто как хочет.
Ход игры: Ведущий предлагает детям «заснуть» в любой позе. Педагог подходит к детям, пытается их разбудить, тормоша за руки, плечи. Но все бесполезно. Дети не просыпаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-181607-1543667697.jpg)
Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии.
Учим ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-364607-1392533216.jpg)
Релаксация как система расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".
Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых...
Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии.
Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-593726-1424620841.jpg)
Расслабляющие упражнения для мышечной и эмоциональной раскованности
В данном материале представлены игры которые помогают детям расслабиться и быть раскованными....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-500068-1413472405.jpg)
Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-288730-1431350565.jpg)
Консультация для воспитателей "Релаксация как система расслабляющих упражнений, или ВОЛШЕБНЫЙ СОН"
Цель упражнений: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299633-1379678771.jpg)
Релаксация как система расслабляющих упражнений
Методические указания: Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа: 1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 – этап - мышечная релаксация по...