Статья "Профилактика оптической дисграфии"
статья по логопедии

Мамина Марина Викторовна

Этапы профилактики оптической дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии

у дошкольников с ТНР.

Составила учитель-логопед Мамина М.В.

      В настоящее время многие специалисты серьёзно озабочены проблемой школьной неуспеваемости у детей вследствие нарушения формирования навыков письменной речи. По данным психолого-педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. Спустя пять лет обучения часть из них оказывается среди неуспевающих учеников, страдающих стойкими и специфическими нарушениями письма (дисграфия).

           Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности логопеда ( в частности школьного). Но в школе этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факторы , вызвавшие указанные расстройства , к моменту поступления ребёнка в школу могут отойти на второй план. А мы, работая в детском саду и наблюдая ребёнка ежедневно можем предположить возникновение у него тех или иных нарушений в усвоении навыков письменной речи и предупредить их. Да и  опыт  обучения детей с дисграфией в школе, описываемый в литературе, свидетельствует о необходимости применения коррекционных мероприятий до начала школьного обучения, поэтому практическую значимость приобретает ранняя диагностика и профилактика  дисграфии.  

            В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений, которые приводят к таким нарушениям как  искажённое восприятие и воспроизведение букв ( неправильное восприятие и воспроизведение пространственного расположения букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов и т.п.), замены и смешения графически сходных букв.

           Учитывая это, работа по предупреждению возникновения оптической дисграфии должна вестись по нескольким направлениям.

        ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  1. Развитие зрительного восприятия, узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного, и внимания.
  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Формирование буквенного гнозиса. Дифференциация зрительных образов букв.
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводок, штриховок, работы с ножницами, пластилином и т.д.
  8. Развитие тактильных ощущений.
  9. Развитие конструктивного праксиса.
  10. Развитие графических навыков.

Остановимся подробнее на одном из важнейших этапов:

ФОРМИРОВАНИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ                    ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ БУКВ.

          В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому на этом этапе одновременно проводилась работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными буквами, по узнаванию букв в разных условиях их написания.

Для лучшего запоминания зрительного образа букв мы соотносили букву с каким-либо сходным по форме предметом: О – с формой рта при произнесении звука О , Ж – с жуком , Ф – с филином и т.д. А затем мы вместе с детьми придумывали, на что ещё похожа эта буква. Для дифференциации образов букв мы использовали на занятиях стихотворения и загадки о буквах.

Например: Только Е передохнула,

                    Как тотчас же на неё

                    Пара птенчиков вспорхнула –

                    Получилась буква  Ё.

          Для развития буквенного гнозиса детям предлагались следующие упражнения:

  1. Узнавание зашумленного изображения букв.
  2. Узнавание контурного изображения букв.
  3. Игра  «Буква сломалась».
  4. Поиск букв, наложенных друг на друга.
  5. Нахождение букв в геометрических фигурах.
  6. «Оживление» букв
  7. Изготовление букв из природного материала.
  8. Обведение букв по трафарету, шаблону.
  9.  Нахождение букв в изображении различных предметов.
  10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, стилизованные, строчные.
  11. Нахождение в ряду букв буквы, отличающейся от остальных.
  12.   Определение правильно написанной буквы. Здесь используются пособия  «Покажи правильную букву». (среди букв правильно и зеркально изображённых), «Буквы-зеркалята»
  13.    Определение буквы по её перевёрнутому вверх ногами изображению.
  14.   Чтение слов по полбуковке.                                                                                                                                  

    Конечно, в неразрывной связи с этой работой происходит и развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

     Здесь детям предлагались следующие упражнения:

  1. Выкладывание букв из счётных палочек

При выполнении всех заданий необходимо фиксировать внимание детей на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

  1. Выкладывание на столе букв из мелких предметов ( деревянных божьих коровок, сердечек, бусинок и т.д.
  2. Выкладывание букв на ковролине из небольших одинаковых предметных картинок ( в соответствии с лексической темой, изучаемой на данной неделе.).
  3. Выкладывание букв горохом по пластилиновой основе.
  4. Выкладывание букв из шнурка, ниточки, проволочки.
  5. Конструирование букв из элементов на ковролине с использованием ленты-липучки.
  6. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эта работа осуществляется как по образцу, так и по представлению.
  7. Реконструирование букв.                                                                      

Например из буквы И можно сделать букву П , передвинув только одну палочку.

Поначалу реконструкция букв происходить в наглядно-действенном плане, а затем отвлечённо, то есть по представлению.

  1. Написание графических диктантов

Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

4 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх. При правильном выполнении задания получается буква П, которую дети могут заштриховать или раскрасить.

Работа эта интересна, требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированности зрительно-пространственного восприятия.

  1. Определение буквы,  написанной   на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.( с закрытыми или открытыми глазами).
  2. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слово на заданный звук, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.

  1.  Ощупывание букв, выполненных из липучки, наждачной бумаги, меха и т. д. и наклеенных на картонную основу.

            При дифференциации сходных букв основная задача логопеда – научить детей выделять опорные, сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы.

        На  этом этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения ребёнком письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы : элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз, а не наоборот. Следовательно, здесь очень важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только   готовым видом пусть даже и правильно написанных ребёнком букв.

        Основной принцип всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.  

         Детям предлагались следующие виды упражнений:

  1. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
  2. Дописать букву.
  3. Срисовать букву по предложенному образцу (по клеточкам) .
  4. Узнать перевёрнутые вверх ногами буквы и написать их правильно.
  5. Из всех представленных букв выбрать правильно изображённые и написать их.
  6. Написать заданную букву пальцем по рассыпанной манке.

         В процессе выполнения этих заданий также  развиваются графо-моторные навыки, столь необходимые для дальнейшего правильного письма.  Их развитие мы начинаем задолго до изучения букв, тогда, когда начинаем работу по развитию мелкой моторики (при выполнении массажа и самомассажа пальцев и ладоней рук, при лепке, раскрашивании, выполнении различных шнуровок, в пальчиковых играх).

             Таким образом, работа по профилактике оптической дисграфии охватывает многие направления логопедической работы.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
  2. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1996.
  3. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., 1999.
  4. РГПУ им.Герцена. Методы изучения и преодоления речевых расстройств (межвузовский сборник научных трудов). СПб., 1994.
  5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 2004.
  6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб., 2005.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Комплекс упражнений для предупреждения оптической дисграфии

Комплекс игровых упражнений может быть полезен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов и родителям....