Комплекс артикуляционных упражнений с элементами ручной модели артикуляции.
картотека по логопедии

Григорьева Надежда Леонидовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации по использованию ручной модели артикуляции как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста  с дизартрией

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика – это работа по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В литературе описаны приемы развития мелкой моторики у детей с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Эти авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук. В исследованиях Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова отмечена связь взаимодействия ручной моторики и орального праксиса.

Новым и интересным направлением этой работы является сочетание артикуляционной гимнастики с ручной моделью артикуляции.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение ручной модели артикуляции будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

С дошкольниками можно проводить коррекционно-логопедическую работу с использованием метода ручной модели артикуляции. Коррекционная работа строится на основе принципа последовательного формирования произносительных навыков и состоит из трех традиционных этапов.

На первом этапе нашей работы, при формировании точных движений органов артикуляции, детей стоит разделить на подгруппы с учетом характера нарушенного звукопроизношения.

При составлении последовательности логопедической работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей опираемся на: 1) онтогенетическую последовательность, 2) особенности формирования фонологических противопоставлений у детей с нарушениями речи. Между изучением близких звуков мы включаем звуки, которые отличаются от пары оппозиционных звуков.

При обучении детей выполнению артикуляционной гимнастики с элементами ручной модели артикуляции работа строится дифференцированно с учетом специфики речевого нарушения и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Каждый раз необходимо внимательно следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными. Если у ребёнка наблюдается перенапряжение, мы проводим расслабляющий массаж (самомассаж, пальчиковая гимнастика, поглаживания). Добиваться синхронности и точности действий речевых органов и кистей рук. Для привлечения внимания и развития интереса детей можно использовать перчатки, на которых приклеены «глазки».

Перед включением руки в работу, сначала повторяем артикуляционную гимнастику по традиционной методике. Затем педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями руки в перчатке, рука ребёнка в работу не вовлекается. Следующий шаг – одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка. И только после этого ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику с элементами ручной модели артикуляции самостоятельно.

На следующих этапах логопедической работы при постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, работа идет индивидуально с каждым ребёнком.

Для постановки звуков используется классические приемы постановки: по подражанию, механическим, смешанным способами. Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально.

Перед постановкой, детям не сообщается звук, который у него должен получиться и это для него оказывается сюрпризом. Далее мы закрепляем звук, выполняя задания: повтори (закрепление артикуляционного образа буквы); повтори ещё раз и послушай (закрепление акустического образа звука); посмотри в зеркало и повтори (закрепление зрительного образа звука). После этого мы предлагаем ребёнку ручную модель артикуляции звука. При постановке свистящих звуков мы берем за основу артикуляционную позу «Горочка». При постановке шипящих – артикуляционную позу «Чашечка». При постановке сонорных звуков [Л], [Л’] берем за основу артикуляционную позу «Иголочка», [Р], [Р’] – моторчик (дрожащая иголочка).

Ручную модель артикуляции этих поз мы предлагаем детям и на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Л.В. Лопатина экспериментальным путем доказала успешность автоматизации звука при дизартрии путем формирования кинестетической и кинетической основы движений, осуществления кинестетического анализа и синтеза ручных и артикуляционных движений, превращения отдельных двигательных навыков в серийно-организованные движения.

Мы предлагаем использовать следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: для снижения эффекта коартикуляции звуков работу начинаем с автоматизации в обратных слогах, затем в слогах разной структуры, где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем автоматизируем в предложениях, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале мы исключаем звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того, весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например, 2 слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т. п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т. д.

Одно из главных преимуществ применения метода ручной модели артикуляции при автоматизации и дифференциации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

Комплекс артикуляционных упражнений для развития артикуляции и правильного произношения звуков у детей дошкольного возраста.

Материал представляет собой комплексы артикуляционных упражнений для выполнения с ребенком., будет полезен воспитателям, логопедам и родителям....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...