Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Александровна Шевченко

Это конспект по автоматизации звука "Р", активизации словарного запаса ребенка, закрепления навыков словообразования и словоизменения, развития фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, развитие внимания и мышления ребенка, развитие связной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23  города Пензы

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя-логопеда Шевченко Натальи Александровны

Тема:  Автоматизация звука «Р» в словах и фразах.

Форма проведения: индивидуальное занятие. Ребенок с ОВЗ, имеющий ОНР III уровня, возраст 6 лет.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: формирование звуковой стороны речи, автоматизация звука «Р».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: активизировать словарный запас, закреплять навыки словообразования и словоизменения, согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными, подбирать слова-антонимы, продолжать автоматизировать звук «Р» и знакомить с буквой Р.

2. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику,  развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и положительное отношение к занятию, самостоятельность и контроль за собственной речью.

Оборудование: профиль звука «Р», картинки предметные и разрезные, фигурка Буратино, игрушки, магнитная удочка, тазик с водой, песок,  фасоль.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и цели

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Орг. момент

Цель: вызвать интерес к занятию.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать артикуляционную моторику.

Характеристика звука «Р»

Цель: закрепить правильный артикуляционный уклад.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: Автоматизация звука «Р» в словах и фразах. Согласование числительных с существительными.

Игра «Ушки на макушке»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Динамическая пауза. Цель: развитие общей и мелкой моторики.

Игра «Приготовь обед»

Цель: Автоматизация звука «Р», образование относительных прилагательных.

Упражнение «Выложи букву Р из фасоли»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Упражнение «Расскажи про Буратино»

Цель: Согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова – антонимы, автоматизировать звук «Р» во фразах.

Заключительная часть.

Цель: подвести итог совместной деятельности и оценить работу ребенка.

- Здравствуй, Ярослав! Сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Он еще не умеет выговаривать звук «Р», а ты уже научился. Давай поможем ему научиться  произносить этот звук. Для этого мы выполним артикуляционную гимнастику. А Буратино мы пригласим в зоопарк.

1. Нас встречает добрый слон, длинный хобот тянет он.

2. Улыбнулись нам подружки, большеротые лягушки.

3. Широко разинув рот, нас встречает бегемот.

4. Жираф вытянул вверх шею, очень он гордится ею.

5.Зебры резвые лошадки бойко скачут по площадке.

6. А у зебры есть полоски, их рисуем кистью плоской.

7. Дятел на суку сидит, он по дереву долбит.

8. Тигр рычит в железной клетке, и боятся его детки.

- Мы побывали в зоопарке, а сейчас давай расскажем Буратино про звук «Р». Какой это звук? Где находится язычок, когда мы произносим звук «Р»? Где выходит воздушная струя, какая она? Что делает язычок?

Правильно, молодец. Ветерок, выходящий изо рта сильный, он заставляет язычок дрожать, как листочек на дереве. Подуй, как ветерок и сдуй листочек с ладошки.

- Буратино хочет с тобой поиграть в рыбалку. Это у нас будет озеро. (Ставлю на стол тазик с теплой водой.)

Там водится рыба. Попробуй поймать рыбку и посчитать. Возьми удочку и скажи, что ты будешь делать? Где ты будешь ловить рыбу?

- Лови рыбку и считай, сколько рыб ты поймал?

- Теперь подумай, кто будет лишний? Почему ты так думаешь?

- Сейчас мы поиграем в игру «Ушки на макушке». Я буду называть разных рыб, если в названии рыбы есть звук «Р» - ты опускаешь руки в воду, если нет звука «Р», то держишь руки над водой. Приготовься слушать!  Карп, лещ, щука, карась, сом, налим, плотва, ерш, окунь, красноперка, судак, сазан, форель, пескарь  В слове пескарь звук «РЬ» - мягкий.

Назови рыб, в названии которых есть звук «Р».

Две сестрицы, две руки рубят, роют, строят.

Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.

Месят тесто две руки: левая и правая.

Воду моря и реки загребают, плавая.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Буратино проголодался и хочет попросить тебя приготовить обед. Что мы приготовим из рыбы?

Суп из рыбы (какой?)

Котлеты из рыбы (какие?)

Суп из гороха (какой?)

Каша из гороха (какая?)

Салат из краба (какой?)

Пюре из картофеля (какое?)

Запеканка из творога (какая?)

Сок из моркови (какой?)

Сок из груши (какой?)

сок из граната (какой?)

сок из винограда (какой?).

Молодец! Ты приготовил обед, как шеф-повар.

Буратино еще не умеет читать и не знает буквы, научи его писать букву Р, напиши букву на песке пальцем, а теперь выложи ее из фасоли.

- Буратино очень рад встрече с тобой и хочет, чтобы ты составил о нем небольшой рассказ – описание.

Расскажи, какой Буратино? Во что он одет?

Буратино не злой, а ….

Буратино не плохой, а ….

Буратино не грустит, а ….

Кому помог Буратино? От кого он спас своих друзей?

- Вот и подошло к концу наше занятие и нам пора прощаться с Буратино. Ты сегодня очень старался и помог Буратино научиться произносить звук «Р».

Он говорит тебе спасибо и дарит тебе «золотой ключик», который похож на букву Р.

- Здравствуйте.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

- Звук «Р» - согласный, звонкий, твердый. Язычок находится за верхними зубками у альвеол. Воздушная струя выходит через рот, она сильная. Язычок дрожит.

Ребенок дует на листочки.

- Я буду ловить рыбу в озере.

- Я поймал одну рыбку.

- Я поймал две рыбки.

- Я поймал три рыбки.

- Я поймал четыре рыбы.

- Я поймал пять рыб.

- Я поймал одного краба.

- Я поймал одну ракушку.

- Лишний будет краб, потому что он живет не в озере, а в море.

Ребенок то опускает руки в воду, то поднимает над водой.

- Карп, карась, ерш, красноперка, форель, пескарь.

Ребенок повторяет движения и сопряжено проговаривает текст

Ребенок берет картинку и отвечает, что он приготовит из продукта:

- суп рыбный

- котлеты рыбные

- каша гороховая

- пюре картофельное

- запеканка творожная

- сок морковный

- сок грушевый

- сок гранатовый.

Ребенок пишет букву пальцем на песке, а затем выкладывает букву из фасоли.

- Буратино – это деревянный человечек. Он одет в красную курточку, зеленые шорты, красные башмачки, на голове у него красно-белый полосатый колпак. Буратино добрый, хороший, веселый, радостный, потому что он нашел золотой ключик. Он помог своим друзьям, освободил их от злого Карабаса    Барабаса.

- Спасибо. До свидания, Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"

Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [Ж] с использованием ММП

На протяжении всего заняти ребенок ребенок "путешествует" вместе с пчелкой. Яркие картинки,веселые анимации помогают с легкостью закреплять речевой материал....