«Инновационные методы работы с дошкольниками по развитию связной речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филиппова Елена Анатольевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_filippova_e.a.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №18

Раменский муниципальный район Московская область

Адрес: 140125, Московская область,                                   Телефон: 8(496)4698547

Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная            E-mail: ds18ostrov@mail.ru

Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений.

Тема: «Инновационные методы работы с дошкольниками

по развитию связной речи»

   

Подготовила  

учитель-логопед Филиппова Е.А.

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с инновационными

активизирующими речь техниками и научить применять данные методы в работе с

дошкольниками по развитию связной речи.

Задачи:

  • знакомство педагогов с активизирующими речь техниками через применение развивающей сказки как основного мотивационного метода.  
  • создать условия для сотворчества педагогов в поиске новых нестандартных вариантов решения поставленной проблемы.
  • формировать умения работать в команде.

Принципы организации:

1. Научная и методическая обоснованность идеи, цели, задач;

2. Демонстрация авторских методов;

3. Соблюдение этапности в проведении мастер – класса;

4. Разнообразие способов передачи информации;

5. Использование интерактивных и дидактических средств для полного освоения

слушателями представленного материала;

6. Вовлеченность всех участников мастер – класса в процесс продуктивной

деятельности, взаимодействие с широкой аудиторией;

7. Соответствие принципам и подходам ФГОС дошкольного образования;

8. Организация обратной связи;

9. Рефлективность всех участников мастер – класса.

Оборудование: разрезные картинки животных: медведь, мышь, лиса, лось, белка, ёж, цветные мелки, клей, цветной песок, листы бумаги, видеопроектор.  

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить Вам систему работы

по развитию связной речи «Инновационные методы работы с дошкольниками

по развитию связной речи».

Речь возникает только из потребности высказаться. Высказывания взрослого

человека всегда порождаются какими-то определёнными побуждениями, а у детей они определяются наличием сильных эмоций,  связанных с впечатлениями, с интересом или чем – то аналогичным по силе, то есть первое условие для речевого развития  - наличие потребности в общении. Следовательно, к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом, приводят нарушения мотиваций речевой деятельности. Особую сложность в плане речевого общения имеют дети с общим недоразвитием речи, у которых расстроена звуковая культура речи, лексико-грамматический строй, связная речь, речевое мышление, воображение, речеслуховая память.  

Педагоги, родители и другие взрослые часто сталкиваются с тем, что дети,

вместо того, чтобы что-либо выразить словами, пожимают плечами, молча указывают пальцем, дёргают «собеседника» за подол одежды, то есть заменяют словесное общение на определённую систему жестов. И  когда потребность ребёнка удовлетворена  - у него уже не возникает желание, чтобы что-то сказать, то есть не возникает потребности в дальнейшем речевом развитии.

Следует отметить, что коммуникативные намерения зависят и от комфортности

общения с конкретным собеседником. Этот фактор настолько сильно влияет на

позитивность и эффективность высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах может сократить, усечь  высказывание или блокировать речевую активность вообще. Не всё, что взрослые считают важным, с удовольствием детьми принимается и обсуждается.

Ребёнок добровольно говорит только то, что для него интересно и важно. Если дети отвлекаются или молчат, то это может означать, что они и предложенная взрослым тема, существуют как бы параллельно, то есть детей эта тема не интересует. Очень часто ошибка педагога заключается именно в том, что внимание воспитанников на занятии привлекается повышением голоса, замечанием плохого поведения. Необходимо искать способы заинтересовать дошкольника, а не пытаться силой заставить его слушать.

Ребёнок может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к обсуждению.

Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показывают, что они очень любят говорить о ярких впечатлениях из личного опыта, о тех вещах, которые дети в непосредственном опыте пережили. Им нравится почти всё, что можно делать руками.

Дети с удовольствием комментируют происходящее, можно сказать, что им нравится прежде всего то, что вызывает у них восхищение, удивление, радость, предвкушение чего – то интересного, позитивные эмоции.  В то же время, дети не любят описание картин, рассказы о достопримечательностях, художниках, писателях, призыва к монологической речи, к долгим нудным пересказам.  

Как ни странно, они не любят призыва к полным ответам, хотя формирование

умения отвечать полным ответом на вопросы является важным разделом по развитию их речи.

На памятку

Для того, чтобы создать благоприятные условия для общения с дошкольниками как друг с другом, так и со взрослым, можно применить следующие способы:

1.  Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.

2. Соблюдение определённой системы правил, которые постепенно вводятся в учебно-воспитательный процесс воспитателем, например:  

  • любое мнение обсуждается, но не осуждается и не критикуется;
  • если знаешь сам, скажи другому;  
  • делись с друзьями;  
  • останови друга, если он делает что-то плохое, если он не прав - скажи ему об этом;  
  • умей спокойно принять помощь, советы и замечания;  
  • не ссорься и не спорь по пустякам.  

На изучение одного правила рекомендуется посвятить неделю (в беседах, обсуждении проблемных ситуаций). Они повышают мотивацию и активность детей на занятиях.

Воспитание осознанного отношения к правилам включает три основных компонента: знание правил, понимание их значимости и справедливости, соблюдение правил, то есть соответствие всех поступков детей данным правилам и соморегуляция поведения.

3. Активное участие дошкольников в организации и деятельности на занятии.

Специалисты говорят, что в соответствии с ФГОС ребёнку может быть предоставлен относительно свободный выбор картинного материала, который используется в непосредственной образовательной деятельности и относительно свободно дети могут выбирать тему беседы, которая на данном занятии будет рассмотрена.

4. Проведение рефлексии (обсуждение каких - то моментов занятия, выяснение мнения детей и т.п.).  

В дошкольном возрасте развитие речи, как средства коммуникации, является очень

важным разделом работы в детском саду. И сегодня, в  мастер-классе, вы увидите одно из основных направлений в этой области - формирование коммуникативных умений при помощи активизирующих речь техник.

Для того, чтобы вы могли легко выделить эти приёмы в ходе мастер-класса,

предлагаю с ними ознакомиться. Итак, активизирующие речь техники (их выделила Л. А. Волкова):

1. «Абсурд»- предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не обидном виде.

Например: На картинке нарисован бегемот. Педагог спрашивает: «Кто это?».

Дети: «Бегемот». Педагог: «Да нет же, мне кажется, что это заяц! Почему вы

думаете, что это бегемот?». И естественно, дети уже замотивированы в том, чтобы

объяснить педагогу, что это бегемот, а не заяц.

2. «Провокация» - побуждение словами, действиями или наглядными средствами

добровольно вступить в обсуждение, высказаться.

Например: педагог говорит: «Я снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и мне

хочется плакать…». И дети конечно же захотят развеселить снеговика.

3. «Интерпретация» - предложение сказать об этом по - другому. Например:

педагог: «Улица – это линия, по которой стоят дома. Улица – это дома,

расположенные вдоль дороги, что ещё?». Этот приём включает в себя

активизацию творческого мышления.

4. «Побуждение к сравнению и умозаключению» - сопоставление по существенным признакам, обобщение понимания словами. Например, чайник и кастрюля, чем они отличаются друг от друга и чем они похожи. Этот вопрос предполагает дальнейший рассказ о том, что такое чайник и что такое кастрюля.  

5. «Проектирование» - планирование деятельности средствами обсуждения или

определение условий, при которых результат будет достигнут. Например:

педагог говорит: «Давайте построим дворец Снежной королеве. Какой этот

дворец будет? Что будет во дворце? Что нам нужно для работы? Кто за такую

работу возьмётся?».

6. «Моделирование» - выведение на понимание основных характеристик объекта,

явления; описание моделей, изображение с комментированием. Например:

педагог: «Сегодня мы будем рисовать детский бассейн. Что обязательно

должно быть в бассейне? Зачем это нужно? Что ещё мы можем добавить?

Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своём рисунке». То есть дети

смоделировали, нарисовали и рассказали.

7. «Конструирование» - составление из частей целого словесным способом.

Например: педагог говорит: «Соедините части картинок так, чтобы

получилось, например, бабочка». Дети выполняют. «А теперь расскажите, как вы

догадались, что эти части подходят». То есть рассказ детей о том, как ребёнок

достиг данного результата с помощью деятельности по конструированию.  

8. «Ассоциации» - основаны на творческом воображении уже существующих

объектов. Например: педагог: «Что вам напоминает кора берёзы?», или

«Когда я говорю слово «радость» - о чём вы думаете?».

9. «Аналогия» - поиск и словесное обсуждение таких же или очень похожих

объектов, ситуаций. Например: педагог: «Кто видел, как мама дома печёт

пирожки? А как она это делает, расскажите». Затем, рассказанное,  закрепляется в

продуктивной деятельности.

10.  «Эвристическое фантазирование» - создание своих объектов, явлений, которых в природе может не быть; обмен мнениями, обсуждение, совместное создание, комментирование, оценка. Например: педагог: «Представьте, что вы попали на другую планету, там естественно, всё выглядит по другому, не так как на Земле. Опишите, что вы видите».

Выскажу предположение (гипотеза): активизирующие речь техники являются

эффективным методом для формирования мотивации и потребности в общении детей дошкольного возраста как основы развития связной речи.

Итак, начнём. В институт «Чудес» поступил заказ на разработку нового сказочного

проекта «Самые невероятные приключения животных в лесу». Для осуществления этого проекта приглашаются специалисты кафедры «Чародеи» - они будут непосредственно отвечать за практическую часть заказа, и приглашаются специалисты кафедры  «Волшебников» - они отвечают за теоретическую часть проекта.. Ваша задача, уважаемые Волшебники, выделить активизирующие речь техники и оценить их эффективность в  развитии коммуникативных качеств, а помогут вам в этом специально разработанные мной методички.  

Логопед: «За высокими горами, за глубокими морями, в одном сказочном лесу жил

был кто?» (на слайде картинка «Заяц»).  

Чародеи отвечают: «Заяц».  

Логопед применяет активизирующую речь технику «Абсурд».

Логопед: «Да нет же, нет, это лиса!»

Чародеи начинают доказывать, что это заяц. Примерный диалог:

- Это заяц, у него уши овальные и длинные.

- А… Тогда это ослик, точно ослик! У ослика уши овальные и длинные.

-Да нет же, это заяц. У него хвостик маленький.

- Тогда это медведь, у него тоже хвостик маленький. И так далее. К диалогу

привлекаются зрители.  

Логопед: «Убедили. Всё таки  это заяц!».

Логопед: «В центре этого леса было красивое озеро (на слайде озеро). А что такое

озеро?».

Применяется активизирующая речь техника «Интерпретация».

Примерный диалог:

- Озеро – это водоём.

- Хорошо. А ещё озеро это что? Посмотрите на его дно на картинке, что вы там

видите?

- Озеро – это водоём, на дне которого песок и камни.

- Правильно. А ещё?

- Озеро – это водоём, где плавают рыбки и пьявки.

- Молодцы. А ещё, что такое озеро? И так далее. К диалогу могут привлекаться

зрители.  

Этот приём включает в себя активизацию творческого мышления.

Логопед: «Зайка каждый день приходил на это озеро и встречал там своих друзей.

Давайте посмотрим, с кем дружил Зайка».

Логопед раздает Чародеям, разрезанные по диагонали или вертикали  

на 2, 3, 4 части предметные картинки: ёжик, медведь, белка, лось, мышка, лиса.

Логопед: «Соедините части картинок так, чтобы получились животные».

Чародеи выполняют задание.

Логопед: «Расскажите, кто у вас получился, и как вы догадались, что эти части

подходят».  

Педагог применяет приём «Конструирование».

Примерный диалог:

- Объясни, как ты соединил эти части?

- Я соединил правую половинку картинки с левой. У меня носик мишки соединился, он стал целым, и туловище стало целым, даже рубашка у медведя на пуговицы застегнулась! И так далее.

Предметные картинки животных появляются на слайде.

Логопед: «Молодцы! Дружно они жили… И вот однажды, звери решили построить в  лесу сказочный терем, чтобы жить всем вместе. Давайте подумаем, каким он будет?».

Приём  «Проектирование».

Примерный диалог:

- Итак, давайте решим, каким будет наш терем, маленьким или большим?

- Терем будет большим.

- Какие в нём будет одно помещение или много?

- В нём будет помещение для каждого зверя.

-А где звери будут спать? А где они будут есть? А где они будут играть, общаться?  

Чародеи отвечают на вопросы, планируют свою деятельность.

- Этот терем  будет необычным. У зверей много разных увлечений.  

Они любят петь, танцевать, читать, рисовать, заниматься спортом, творчеством.

Поэтому давайте подумаем, что там будет для того, чтобы нашим животным было

комфортно и интересно.

На слайде -  картинка «терем».

Логопед: «Однажды, мимо сказочного терема пробегал волк. На слайде появляется

волк. Увидел он, как дружно живут в нём звери и разозлился на них за то, что его не пригласили строить терем. Стал серый грозно стучать в дверь и требовать, чтобы его впустили. А звери ему отвечают: «Нет, волк, мы не пустим тебя, потому что ты злой»».  

Логопед: «Когда я говорю слово «злость», о чём вы думаете?». К диалогу

привлекаются зрители.  

Применяется активизирующая речь техника «Ассоциации».

Логопед: «Давайте подумаем, как помочь волку успокоиться и стать добрым».

Приём  «Провокация».

Примерные ответы Чародеев: пожалеть его, сказать добрые слова, погладить волка.

Логопед уточняет, какие именно добрые слова нужно сказать волку.

Логопед: «Волк станет добрым? (Да). А  когда я вам говорю слово «доброта», о чём вы думаете? Чародеи отвечают.  

Волк стал добрым, и звери впустили его жить в свой терем. Но вот чего - то возле

терема не хватает…  Мы же знаем, что в каждом дворе есть игровая площадка, и наши звери тоже захотели сделать игровую площадку возле своего жилища. А мы им в этом поможем!».

Мастер предлагает участникам взять листы бумаги и  фломастеры.

Логопед: «Давайте подумаем, что может находиться на площадке?». Участники

высказываются.

Педагог применяет приём «Моделирование».  

Логопед: «Я предлагаю создавать площадку в парах, мне кажется, так будет веселее. Не забывайте, что у нас лес волшебный, и площадка тоже будет волшебной. Карусели на ней могут быть разной формы, разного цвета, похожие на любые предметы».  

Участники выполняют задание. Работы Чародеев выставляются на панно.

Логопед: «Теперь примите решение в парах, кто из вас расскажет о своих изобретениях».

Логопед: «Наступил вечер. На небе появились звёзды (на слайде -  звёздное небо), а звери стояли возле своего терема на игровой площадке и мечтали, о том, как было бы хорошо попасть на какую – нибудь другую планету. Не успели они об этом подумать, как перед ними появилась летающая тарелка. Оттуда вышли добрые инопланетяне (на слайде - картинка летающей тарелки и инопланетян)  и предложили зверям совершить путешествие на «Розовую планету»».

Включается космическая музыка.  

Логопед: «Сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте, что наши звери

приземлились на Розовую планету. Откройте глазки».

Мастер применяет активизирующую речь технику «Эвристическое фантазирование.

Логопед: «Ну а теперь расскажите, что видят животные на Розовой планете?»

Примерные вопросы для диалога:

Там есть почва? Небо? Облака? Живые существа? Растения? Какая там почва? Какого она цвета? Какая она на запах? Какие там растения по величине, форме, что они напоминают? Есть ли там жители? Какие они по характеру  и так далее. Даже на самые необычные ответы участников логопед отвечает: «Да, бывает. Так может быть на такой планете, она же волшебная!». Если Чародеи называют всё в розовом цвете, то можно сказать, что на планете много розового цвета, но там есть и другие цвета.  

Логопед: «Конечно, Розовая планета необычная, красивая, но наши звери вспомнили о своей родной планете Земля и лесном тереме и решили вернуться обратно домой. На память, жители Розовой планеты что – то подарили нашим зверям? Что они им подарили?».

Логопед: «Вот наши животные снова оказались в своём лесу. Подойдя к дому, они

увидели, что к ним в гости зашёл большой лохматый пёс (На слайде картинка пса).  

Логопед: «Заяц посмотрел на пса и на волка и громко воскликнул: «Как же вы

похожи!» Расскажите, чем же похожи волк с псом». На слайде – волк и пёс. К диалогу могут привлекаются зрители.  

Приём «Побуждение к сравнению и умозаключению».

Логопед: «А ёж посмотрел ещё внимательнее на волка и пса и сказал: «Нет, вы

совершенно не похожи!». Расскажите, чем отличаются волк и пёс».

Логопед: «Пёс рассказал печальную историю о том, что хозяин выгнал его из дома и теперь ему негде жить. Звери с радостью приняли его в своё жилище. У всех было весёлое настроение и тут волк на радостях, что у него появился такой замечательный друг – пёс, громко воскликнул: «А не устроить ли нам праздничное чаепитие с пирожками?! Я помню в детстве, как моя мама пекла вкусные, ароматные пирожки. А кто из вас видел, как мама

печёт пирожки? Расскажите об этом»». На слайде  картинка чаепития.  

Ведущая применяет приём «Аналогия».

Примерные вопросы для диалога:  

Из чего пекут пирожки? Что сначала делают? Какие бывают начинки у пирожков?

Какой формы бывают пирожки? Какого размера? И так далее.

Логопед: «Пирожки пекли все дружно, помогали друг другу. Потом накрыли

праздничный стол, поставили самовар и сели праздновать. Так и жили – поживали звери в Чудо лесу, долго, дружно и счастливо!».

Итак,  заказ института «Чудес», новый сказочный проект «Самые невероятные

приключения животных в лесу» выполнен! Уважаемые Чародеи, интересно ли вам было? Испытывали ли вы трудности при составлении проекта? Что нового вы узнали? Какие приёмы показались Вам наиболее интересными?  А теперь я обращаюсь к Волшебникам.

Удалось ли вам выделить техники, активизирующие речь? Расскажите о них. Эффективны ли эти приёмы? Развитию каких коммуникативных умений они способствуют? (например, такие, как: активно вступать в диалог; умение задавать вопрос; слушать и понимать речь; строить общение с учётом ситуации; легко входить в контакт; ясно и последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета; регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами) Участники ведут диалог с мастером. Проводится рефлексия. Замечательно! Подтвердили ли мы гипотезу, что активизирующие речь техники являются эффективным методом для формирования мотивации и потребности в общении детей дошкольного возраста как основы развития связной речи.

Всех Благодарю за внимание!

Литература.

1. Использовались активизирующие речь техники Л. А. Волковой.

2. АлябьеваЕ.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Метод. рекомендации. М., 2009.

3. АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.

4. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011

5. БородичА.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

6. Васильева-ГангусЛ.В. Азбука вежливости: сказки. М., 1989.

7. ВолосовецТ.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.:2008.

8. ГлуховВ.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи. М., 2004.

9. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. М., 2011.

10. Шорыгина ТА. Беседы об этикете с детьми 5-6 лет. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....