Конспект занятия по обучению грамоты "Звук и буква "М""
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект по обучению грамоты,  в котором прослеживаются разные методы и приёмы знакомства со звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект39.59 КБ
Файл Конспект88.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Звук и буква М»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «М»»

Задачи:

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [М], [М‘]  и графическим образом буквы М.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [М], [М‘].

3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: картинки с предметами со звуком «М», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «М», карта маршрута, образец печатания маленькой и заглавной букв.

Ход занятия

1.Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать  букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: мышка и мишка. Давайте собираться в путь.

2. Работа над дыханием и голосом

Ой, ребята, посмотрите,  сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

               Дидактическая игра «Назови звук».

Вот мы и добрались  до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам , ребята, предстоит отгадать “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадки:

Маленький рост, длинный хвост.

Серенькая шубка, острые зубки.

(Мышка.)

Правильно, ребята, это  мышка. Давайте мы с вами нарисуем по клеточкам мышку.

3. Графический диктант «Мышка».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Педагог достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая). Вот и наша полевая мышка Мила будет нашим проводником и дальше пойдёт с нами в страну букв. Но у  полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными  ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

 Перед ребятами карта, которая помогает найти маршрут в разные кладовые.

Цель: ориентировка по карте в помещении группы.

1 кладовая.

На карточках нарисованы картинки:  машина, мышка, медведь, морж, малина, миска, море, мяч…

Дети называют слова, выделяя  первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]       Мммедведь. [Мь]

Педагог: Да  именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Вопросы по схеме:

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

- Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки  [М] и [Мь] какие? (согласные).

- А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

2 кладовая.

5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Ребята, мы справились с заданием, а теперь нам надо найти путь во вторую кладовую. Дети ориентируются в пространстве.

Дети на столах работают с разрезными картинками ( составлем картинку из 2 частей): мед ,мороженое, помидоры, самолет, машина, метла, мышка, мишка.

Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы:  слова, где звук М и МЬ встречается в начале слова -  собирают на зеленый коврик; слова, где  звуком М и МЬ встречаются в середине слова -  на коричневый.

3 кладовая

Ребята мышка Мила устала и хочет с вами немного поиграть.. Давайте встанем в круг. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (М) в этом слове: мягкий или твёрдый.   Если мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.

Слова: мак, мел, морковь, миска, мост, мишка, морс, мышка.

 4 кладовая

Куда же нам теперь идти, давайте посмотрим на карту и  выполним ещё одно задание. Посмотрите, наши проводники что-то заскучали.

6.Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.

Ребята, звуки «м и мь» мы слышим, а видим мы что?  Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – М.

Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог  показывает на карточке букву М.

: Ребята, соберите букву М из элементов, которые лежат у каждого на столе.  А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика.        

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

Дети конструируют  букву: из камней и скрепок.

Педагог: Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.

            . 5 кладовая

А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.

8. Игра «Камень и вата» 

Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапу он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «М». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?

C:\Users\Екатерина\Desktop\hello_html_33a7888a.gif

9. Итог занятия.

 Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?  Чему научились? Что было для вас трудным?



Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Знакомство  с  буквой  «Ф»»

                                                                                     Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Знакомство с буквой «Ф»»

 

Задачи:

1.Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'], познакомить с буквой Ф.

2. Продолжать учить детей выделять звуки [ф, ф'] в словах,  развивать фонематическое восприятие,  умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.

3.Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза, умение выполнять звуковой анализ слов.

     4. Формировать представления о родственных словах.

     5. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие.

     5. Воспитывать желание заниматься, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование:

  • Две куклы: Фома и Филя.
  • Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
  • Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф'].
  • Звуковые фишки: красные, синие, зелёные.
  • Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
  • Тетради в клетку. Простые карандаши.

Ход занятия:

1Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Работа над родственными словами

Логопед: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.

Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.

3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков

Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

4. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].

5Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух

Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.

6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов

Детям предлагают встать на ковер.

Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов

Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].

Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове

Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.

Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)

Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)

12. Знакомство с буквой Ф

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.

Логопед: На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

13. Печатание буквы Ф

Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.

Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

14. Запись слогов в тетради

Логопед: Вы научились писать букву Ф.

Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.

Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?

Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.

Молодцы, а теперь найдите все буквы «Ф» на картинке.

C:\Users\Екатерина\Desktop\1371288_25.png

15. Итог

Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...