Конспект индивидуального логопедического занятия "Цирк"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме:" Цирк - автоматизация звука Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsirk_individualnoe_zanyatie.docx624.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №12 г.Моздока РСО-Алания

Тема: «Цирк»

Автоматизация звука «Р» с слогах, словах и предложениях

       Конспект  индивидуального  логопедического занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

Выполнила: учитель-логопед

старшей логопедической группы №11

Василенко Галина Анатольевна

г.Моздок, 2016г        

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Цирк»

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить артикуляционный и оптический образ звука (Р), умение определять
наличие звука в словах;

- автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках;

- закреплять умения проводить звуковой анализ слова: определение позиции звука в слове;
- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия
профессий;

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
существительных родительного падежа;

- активизировать словарь по теме «Цирк»;

2. Коррекционно - развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, голос, речевое дыхание;

- развивать мимику, артикуляционную и мелкую моторику; внимание, память,
мышление.

4. Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятия;

 - положительный эмоциональный настрой, самоконтроль за речью, активность в течение всего занятия;
5. Здоровьесберегающие:

- соблюдать правильную посадку;

 - соблюдать режим охраны зрения;

- чередовать статические и динамические задания;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  • ноутбук, презентация «Цирк»;
  • ватные шарики для упражнения «Фокус»;
  • игрушки: клоун, мяч; мячик-массажер; поделка - лицо клоуна;
  • предметные картинки: со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова;
  • «звуковая дорожка» (дорожка -  сенсорная, выполнена из разных круп, ниток);
  • картинки к игре «Что с чем, или кто с кем, дружит? »; картинка тигра с тумбами;
  • схема и картинки для характеристики звука Р;
  • мнемотехника – карточки
  • угощение

Ход занятия.

Организационный момент:

Логопед: Поздоровайся с гостями. Доброе утро всем!

  • Послушай загадку, попытайтесь отгадать и ответить, что это?

         «Это сказочный сверкающий шатер,

          Это кольцами играющий жонглер,

          Это пестрые летящие мячи,

          Это гнущие подковы силачи,

          Это лошади танцующие вальс,

          Это клоун рассмешить сумевший нас»

Это-  цирк.

  • Правильно, мы сегодня отправимся в цирк на представление. (Слайд 1 - цирк)
  • Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика : « Артисты цирка» (слайды)

  1. -        На цирковой арене нас будут встречать веселые артисты, а мы будем широко улыбаться им.

Упражнение «Улыбка» Ты сейчас тяни губки. Я увижу твои зубки. Улыбайся, веселей! Цирк ждёт к себе гостей..

  1. - А сейчас наш язычок превратится в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели». Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

  1. -Представим, как на цирковой арене нас будет встречать фокусник. Упражнение «Фокус».

С тобой в цирке побываем, За фокусами понаблюдаем, Но и сами мы с усами, Фокусы покажем сами.

  1. -        После нас будут приветствовать цирковые лошадки. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка». Но, лошадка, но, лошадка Но, лошадка поскачи. Едут, едут на лошадках, Едут наши циркачи.

  1. А ешё в цирке будет играть оркестр и гармошка. Упражнение «Гармошка»

Рот пошире открывай, На гармошке поиграй.

6.-  А ещё в цирке будет играть оркестр и барабанщики.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д-Д, д-д-Д,

Барабанщик барабанит, д-д-Д, д- д-Д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д.

- Молодец, ты хорошо «размял» свой язычок.

- На чем можно ехать в цирк? ( на машине, автобусе)

 - Сейчас заведем моторчик и поедем в цирк.

  Сенсорные - дорожки. (разные виды круп, нитки)

Заводит моторчик - мотор рычит р- р- р. (по звуковой дорожке ведёт пальчиком и произносит звук Р-р-р.)

Автоматизация звука «Р» изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Характеристика звука [Р].Анализ артикуляции: ( по карточкам)

- Какой звук ты сейчас произносил? (Р) -Что делают губы? (губы улыбаются) -Что делают зубы?( зубы разомкнуты)

Что делает язычок? (поднимается к бугоркам за верхние зубы и дрожит)

Какая воздушная струя? ( воздушная струя сильная) . Послушай слово «цирк». Какой звук я выделяла? (звук Р) -Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый) (по карточкам) Со звуком «Р» мы сегодня поиграем и в цирке побываем.

Пальчиковая гимнастика: «Мячик –массажёр»  ( с мячиком - массажером)

         «Чтобы четко говорить

           И звук «Р» произносить,

           Надо с пальцами дружить.

           1,2,3,4,5 -буду с мячиком играть:

           Покатаю, покручу

           И в руках его сожму».

  • Вот мы и в цирке, (звучит музыка ). Представление начинается.

1)Автоматизация звука в слогах:

  • Нас встречает клоун  Рома, (игрушка ) (слайд - клоун с воздушными шарами).
  •  Он продаёт воздушные шары, но чтобы их купить, нужно прочитать слоги на воздушных шарах.

(ра, ро. ру, ры, ар, ор,ур, ыр)

-2) Представление продолжается. (Слайд - попугай) На арене попугай Кара. Попугай совсем недавно научился произносить слоги с трудным звуком «Р». Поможем ему? Я буду показывать карточки с цифрами, а ты повтори слоги за попугаем столько раз, какую цифру я покажу.

  • Кра (цифра 3), бры (цифра 2), дро (цифра 4), тру (цифра 5), кры (цифра 3)
  •  Молодец! Ты хорошо умеешь рычать.

Автоматизация в словах:

3)Игра «Большой - маленький»

  • На арене выступает фокусник   (слайд- фокусник)

Он может из большого предмета сделать маленький. Поможем ему.

Большое ведро, а маленькое - ведёрко

Торт-тортик,

Карандаш - карандашик        

  1. Игра: « Один и много» (с мячом)

--Фокусник ещё может из одного предмета сделать много: Один помидор - много помидоров, одна ромашка - много ромашек, один арбуз - много арбузов, одна ракета - много ракет, один друг-много друзей, одна ворона - много ворон        

-А сейчас выступает клоун Рома (слайд- клоун)

5) Мимическая        гимнастика: «Клоун»

-Я могу быть весёлым. ( упражнение «Веселый клоун»)

-Могу удивляться.(упражнение «Клоун удивляется»)

 -Возьму загрущу.(упражнение «Грустный клоун»)

-И опять улыбнусь.(упражнение «Весёлый клоун»)

-Тут зачем- то рассержусь.( Упражнение «Клоун сердится»)

 -И опять развеселюсь.(упражнение «Весёлый клоун»)

Автоматизация в предложениях:

-А что делает клоун в цирке? (всех смешит). Послушай, правильно ли он говорит и исправь его ошибки.

6) Игра: «Бывает, не бывает»

--Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова) -Сахар грызёт Иру. ( Ира грызёт сахар) -Дорога едет по грузовику. ( Грузовик едет по дороге) -Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник) -Забор красит Рому. (Рома красит забор)

7) Игра: «Что с чем или кто с кем дружит? »(картинки)

- Сейчас клоун будет тебя смешить, а ты послушай, подумай и скажи правильно, полным ответом: «Что с чем, или кто с кем, дружит? ». Картинки помогут тебе найти правильный ответ:

• Простынка «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

  • Груша «дружит» с фруктами или мясными продуктами?
  • Туча «дружит» с грозой или с козой?
  • Труба «дружит» с крышей или крысой
  • Врач «дружит» с градусником или парусником?

8) Игра: « Скороговорки» (мнемотехника)

А ещё у клоуна Ромы есть скороговорки. Давай расскажем их: -Очень рад баран: у барана барабан. -У сороки и вороны в сковородке макароны.

- У Егора огород, там морковка и горох, в огороде у Федоры: огурцы и помидоры. -Трое трубачей в трубы трубят.

9) Игра: «Повтори за мной» (кинезиологические упражнения)

Правой рукой зажать нос, левой рукой взять правое ухо. Хлопнуть в ладоши и поменять: левой рукой зажать нос, а правой рукой левое ухо. Хлопнуть и поменять.

10) Зрительная гимнастика: «Цирк»

           Глазами поведи вокруг-

           Перед тобой арены круг.

           На арену вниз смотри-

           Там борцы - богатыри.

           Вверх глаза подняли –

           Гимнастов увидали.

           Влево, вправо посмотрели:

           Как качают их качели.

11) Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.

Звучит музыка. («Парад  але»)

-В цирке играет цирковой оркестр, (слайд)

  • Какие музыкальные инструменты есть в оркестре. Посмотри внимательно и назови только те инструменты, в названиях которых есть звук [р]: труба, барабан, пианино, гитара, бубен, гармошка.
  • Молодец! Правильно назвала инструменты!

-Как называется человек, который играет на гитаре? Отвечай полным ответом. (На гитаре играет гитарист).

-- Кто играет на барабане?(На барабане играет барабанщик).

  • Кто играет на гармошке? (На гармошке играет гармонист).
  • Кто играет на трубе? (На трубе играет трубач)

12) Развитие звукового анализа.

  • А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигр, (слайд)
  • Тигр должен забраться на одну из трех тумб. Если звук [ Р] в слове находится в начале слова, заберется на первую тумбу, если звук [ Р] в середине слова- на вторую тумбу, если звук [ Р] в конце слова- на третью тумбу.

Логопед показывает картинки: помидор, рысь, забор, морковь, рубашка, груша…

13) Автоматизация в предложениях, (мнемотехника)

Логопед: -Вот и подходит к концу наше путешествие в цирк. Давай расскажем, кто выступал в цирке.

«Первым в цирке выступал клоун Рома .Он продавал воздушные шары. Вторым выступал попугай Кара с цифрами. Третьим выступал фокусник с картинками. Четвертым выступал клоун Рома с играми . В цирке играл оркестр. В конце выступал дрессированный тигр. Он прыгал с тумбы на тумбу. Мне очень понравилось в цирке!»

14)  Итог занятия.

  • Какой же звук мы брали с собой в цирк? (звук «Р»)

-Понравилось ли тебе в цирке? Кто больше всего  понравился?

-Клоун Рома прощается с тобой. Давай сделаем ему подарок. (улыбка клоуна)

-Молодец, ты очень хорошо справился со всеми заданиями! Клоун Рома приготовил угощение – конфетка.

C:\Users\User1\Desktop\фото занятия\20180205_102823.jpg

C:\Users\User1\Desktop\фото занятия\20180205_102553.jpg

     C:\Users\User1\Desktop\фото занятия\20180205_103008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...