Особенности диалогической речи у дошкольников с ОНР
статья по логопедии

Бахман Оксана Михайловна

Особенности диалогической речи у дошкольников с ОНР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности диалогической речи у дошкольников с ОНР

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи   (далее - ОНР) было сформулировано в результате многолетних исследований различных форм речевой патологии Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии  в 50-60-х годах XX века.  Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Благодаря этому стал возможен единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребёнка.

Р.Е. Левина писала: «Под общим недоразвитием речи у детей                           с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование  всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так  и  к смысловой  сторонам речи». Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными и недостаточно удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией, вне которой она становится зачастую непонятной.

Ю.Ф. Гаркуша говорит о том, что наличие общего недоразвития    у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия детей, и создаёт серьёзные проблемы в процессе их развития и обучения.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития, для каждого из которых диалогическая речь будет иметь свои особенности.

Первый уровень речевого развития характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи» и отличается крайней ограниченностью в речевых средствах общения. Строить диалог с чужими людьми — как взрослыми, так и детьми — ребёнку практически невозможно.

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи» и характеризуется возросшей речевой активностью ребёнка. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные          с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Диалог строится, но он ещё неполноценный.

Третий уровень речевого развития характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Владея речью на данном уровне, дети могут общаться с окружающими, но диалоговое общение характеризуется рядом особенностей, которые будут подробно рассмотрены ниже.

Т.Б. Филичева указывала, что в настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития.               К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Экспрессивная речь детей служит средством общения, если со стороны окружающих взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.  

Дошкольники   с общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи, но владеют бытовой и диалогической речью.

Речь дошкольника с общим недоразвитием речи носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, но у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.

Г.В. Чиркина на основании результатов  исследований выделила три группы дошкольников с ОНР по состоянию диалогической речи. Дошкольники первой группы умеют вступать в диалог, поддерживают его, используют не только вопросы, но и комментирующие и побуждающие реплики. Дети второй группы редко проявляют инициативу в общении, но поддерживают его, если            к ним обращается взрослый или сверстник. Если тема общения близка                      и интересна, то дети активны, но на вопросы предпочитают отвечать односложно. Дети третьей группы замкнуты, проявляют речевой негативизм, редко инициируют общение, не поддерживают его (особенно со сверстниками: приоритет отдаётся общению со взрослым), а если и участвуют, то используют безадресные вопросы.

В исследованиях Л.Г. Соловьевой обнаружены два типа нарушения коммуникативного общения со взрослым у детей с ОНР. Первый тип характеризуется слабой активностью детей в процессе диалога, малой употребляемостью инициативных и побуждающих реплик, преобладанием односложных ответов, в силу чего диалог носит односторонний характер                    и существует только за счёт инициативы собеседника. Дети стеснительны, скованны и предпочитают позицию слушателя.

Второй тип коммуникативной недостаточности противоположен первому и характеризуется достаточной активностью детей, что выражается в наличии инициативных и побуждающих реплик, изменением позиций «говорящий — слушающий» за счёт появления собственных инициатив. Но при этом за счёт импульсивности дети не способны быть внимательными к собеседнику, что влечёт за собой неадекватные вербальные реакции (преждевременные, перебивающие) и как следствие — нарушение структуры диалога.

Эти данные очень важны с точки зрения вариативности картины речевых особенностей при ОНР и выстраивании коррекционных программ.

В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной  указывается, что у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, связанные с  комплексом речевых и когнитивных нарушений и проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы и преобладании у детей 4-5 лет ситуативно-деловой формы общения, что не соответствует возрастной норме.

Особенности диалогической речи дошкольников с ОНР также выявлены    в исследованиях Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой.  Исследователи выявили у детей с ОНР: неумение правильно строить предложение; неумение слушать собеседника; неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса; неумение давать реплики; частое отвлечение от поставленного вопроса; невладение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.  

Таким образом, исследования различных учёных доказывают, что диалогическая речь дошкольников с ОНР имеет ряд специфических особенностей, наличие которых позволяют учёным констатировать факт                    её недоразвития у многих детей с ОНР. Недостаточная информативность, нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний,                 их недостаточный объём, наличие лексико-грамматических нарушений                     не позволяют детям полноценно овладевать диалогическими умениями.                  В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются                 с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Состояние диалогической коммуникативной компетентности у детей с ОНР может быть полярным: от пассивности и занимания роли «слушающего»                 до чрезмерной активности с неумением выслушивать собеседника. Все это тормозит процесс развития связной речи (в частности диалогической)                         и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

 Можно сделать выводы, что диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения и характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, пояснение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. В спонтанном диалоге репликам                           не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм.

Диалогическая речь формируется в процессе общения ребёнка  с взрослыми людьми и ровесниками. Диалог допускает использование просторечных слов, жаргонизмов и пр., что делает его довольно доступным для использования. Чем быстрее ребёнок овладеет диалогической формой речи, тем быстрее он сможет перейти к следующему этапу формирования речи – монологическая речь. Диалог  является  естественной  средой развития личности  ребёнка.  Участие  в  диалоге  требует  от  него следующих  умений: слушать  и  правильно  понимать  мысль,  выражаемую собеседником; формулировать  в  ответ  собственное  суждение  и  правильно выражать  его средствами  языка;  поддерживать  определённый эмоциональный  тон; контролировать  нормативность  своей  речи,  вносить соответствующие изменения в ходе общения сверстниками. Овладение диалогической речью находится в прямой зависимости от овладения детьми лексической и грамматической сторонами речи: наличие слов разных лексических групп и умение сочетать их между собой путём словоизменения и оперирования синтаксическими конструкциями предложений  расширяет возможности ведения диалога с помощью вопросительных, побудительных и повествовательных предложений, реплик разных видов, умения поддержать беседу и т. д.

Общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне. ОНР становится серьёзным препятствием на пути овладения и формирования языковых навыков и речевых норм. Нарушения диалогической речи являются характерными для дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Состояние диалогической речи  разными авторами  оценивается  различно, но все исследователи отмечают, что дети с ОНР имеют различные трудности в овладении диалоговой речью. В зависимости от уровня речевого развития диалоговая речь при ОНР отличается рядом особенностей в виде несформированности или недоразвития умений начинать, поддерживать и заканчивать диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности диалогической речи дошкольников

Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, студентам. Диалогическая речь - является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического...

Об особенностях диалогической речи детей 5-7 лет.

Особенности формирования и развития диалогической речи детей. Методологические рекомендации для педагогов....

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приёмы.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Оcновной и первоначальной являетcя коммуникативная функция - назначение речи быть cредством общения. Выделяютcя две оcновные cферы общения до...

Консультация для педагогов "Особенности диалогической речи у детей с ОВЗ"

Владение диалогом   -   одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой  коммуникации, на основе которой...