Стань музыкою, слово … или удивительный мир мелодекламации.
методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Евгения Петровна Климовская

Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста,   как  эффективная педагогическая технология в развитии эмоционально- творческих способностей и воображения детей, а также развития музыкального, поэтического слуха и чувства слова.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Стань музыкою, слово … или удивительный мир мелодекламации.

Мелодекламация как средство развития речи и эмоционально- творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста, а также развития музыкального, поэтического слуха и чувства слова. 

(Методическая разработка для музыкальных руководителей и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.)

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей.  А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. В  современном дошкольном музыкальном образовании существует особый  вид деятельности, который  называется – мелодекламация. 

Обратимся к этимологии слова «мелодекламация». Нетрудно распознать в нем два корня: древнегреческий μέλος, что означает «песнь, мелодия» и латинский declamatio – «упражнения в красноречии», «выразительное произнесение текста». Их совмещение дает самое широкое, общее толкование: мелодекламация есть музыкальное чтение или чтение нараспев. Сделаем небольшой экскурс в историю. Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр — тексты балладного плана. С  появлением поэтов «Серебряного века» мелодекламация прочно закрепилась  в России.

         В настоящее время она имеется множество разновидностей от речевок,  ритмодекламации  до рэпа. В современной музыкальной методике обучения дошкольников мелодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.  Как уже упоминалось, мелодекламация –это  синтез  поэзии,  музыки  и  движения, помогающий  дошкольнику  лучше  прочувствовать  красоту поэтического слова, музыкального материала, а так же реализовать себя через пластику движений. Доказано, что речевая интонационная природа слова во многом сходна  с  мелодическими  интонациями  в  музыке.  Художественное  слово помогает детям лучше понять музыку, ее содержание, настроение, характер, а пластика  движений  усиливает  эффект,  позволяющий  воспринять эмоционально  данный  вид  музыкальной  деятельности.  Кроме того, он является эффективным средством развития правильного дыхания, выразительности, эмоциональности речи детей дошкольного возраста. Дает возможность более точно сформировать восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, логического и словесного ударения.

Огромное значение имеет эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, разучивании стихов, т. к. это облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

При использовании на занятиях приема – мелодекламации – обучение и развитие происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это им или трудно. Дети интуитивно усваивают манеру говорить, ходить, действовать, подражать. Непроизвольное обучение не нарушает их психологического состояния, потому, на занятии есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, фантазии, речевое общение, движение. При помощи мелодекламации, можно легко и весело учиться, радостно и увлеченно играя.

Подбирая художественно-поэтический  материал  для    мелодекламаций, прежде всего необходимо помнить, что он должен быть:

-доступным;

-соответствовать возрасту ребенка;

-быть познавательным и интересным;

-содержательным и развивающим;

-эмоционально-насыщенным

  Музыкальный материал должен:

-соответствовать поэтическому слогу;

-передавать общее настроение художественного слова;

-представлять собой художественную ценность;

-усиливать эффект восприятия.

Подбирая движения к авторской мелодекламации очень важно помнить о том, что движения должны быть:

-выразительными, развивающими у детей пластику;

-изобразительными (жесты, мимика, пантомимика);

-понятными, подчеркивать идейную направленность данного музыкального и поэтического материала.

Особую роль в создании мелодекламаций играют средства выразительности такие, как: мелодия, темп, ритм, тембр, регистр, динамика, характер, структура, тесситура, форшлаги, акценты и т.д. Они являются связующим звеном, позволяющим объединить все   три вида деятельности в мелодекламацию, что очень важно.

Регулярное использование мелодекламаций способствует развитию ритмической структуры звуковой среды, развивает в детях чувство ритма, музыкальность, эмоциональную компетентность,  внимание,  память, ассоциативное мышление и воображение.

Во время исполнения мелодекламаций следует учитывать речевое интонирование, артикуляцию, осмысленность речи.

В практической деятельности использование    цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в форме презентаций,  видеоклипов,  слайдов,  позволяют  детям  более эмоционально воспринять   предлагаемый   материал    мелодекламации.

Использование тонких, грамотно выстроенных и точно прочувствованных моделей мелодекламаций, позволяет получить прекрасный результат. Гармоничное слияние музыки, текста и пластики движений,  помогает создать  единый  художественный  образ,  подобно  мини-сценке  или  мини-спектаклю .В  плане  подачи  материала,  мелодекламацию  можно  представить оригинальным  образом  с  помощью  не  только  презентаций  на данную тематику, но и использовать различные предметы-трансформеры такие, как: легкие шарфики,  мишуру, вейлы, цветные  веревочки,  шарики, колечки, атласные бантики, цветные ленточки, султанчики и т.д.

Мелодекламации можно использовать в музыкальной деятельности, как фрагмент занятия, в игровой ситуации воспитателями групп, на праздничных

утренниках и развлечениях, дома с родителями, а так же в самостоятельной игровой деятельности. Спектр применения мелодекламаций богат и разнообразен, очень важно поощрять детское творчество и инициативность в процессе данной деятельности.

Таким образом, мелодекламация  является доступным  и  эффективным средством развития коммуникативно-личностных качеств и эмоционально-творческих способностей дошкольников. В заключении хочется отметить, что подобных творческих занятий, мои дошколята во всем видят музыку и им созвучны стихи Исаковой с песне Георгия Струве  «Музыка»:

Я хочу увидеть музыку
Я хочу услышать музыку
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка
И капели — это музыка
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей
Видишь, лист кленовый кружится
Тихо кружится под музыку
Видишь, тучка в небе хмурится
Будет музыка дождя
И у ветра, и у солнышка
И у тучи, и у дождика
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя
Птичьи трели — это музыка
И капели — это музыка
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей
Я хочу увидеть музыку
Я хочу услышать музыку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД "Музыка" для детей 6-7 лет. Актерский тренинг "Стань артистом".

Тренинг предназначен для развития творческих способностей детей, выразительности движений, их пластичности и координации. Формирует музыкальность ребенка....

Музыка слова

Музыка слова...

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в стану вежливых слов»

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в стану вежливых слов»...

Конспект ОД "Путешествие в стану Игралия" ОО "Художественно-эстетическое" раздел "Музыка"

Конспект ОД разработан для детей  6-7 лет. Цель: формирование и совершенствование музыкальных способностей детей средствами музыкально-игровых технологий во всех видах музыкальной деятельнос...