Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи для детей 5-6 летнего возравста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

Комплексная НОД,  позволяющая  познакомить детей с деревом "ель" и отработать основные лексико-грамматические категории. НОД  содержит  проблемные ситуации,  решение которых способствует  формированию творческого мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoaya_nod_les._el.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная НОД

 по  экологическому  воспитанию  и  формированию  лексико-грамматического  строя  речи

Группа:  старшая  логопедическая                  

Возраст  детей:  5,5 лет                                        

Тема.   Лес. Хвойные  деревья (ель).

Задачи:  1.  Закрепить   и  расширить  знаний  о  ели  и  традициях,  связанных  с  этим

                       деревом.

  2.  Расширять и уточнять словарный запас:

        - Упражнять в образовании  и  употреблении  родственных  слов  (ель).

        - Многозначное  слово   «иголки»

                     3.  Практическое  усвоение единственного  и  множественного  числа   имён

                       существительных  именительного  и  родительного  падежей.

   4.  Упражнять в образовании  и  употреблении  существительных  с  

      уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

                     5.  Закрепить умение составлять   простые  предложения с  предлогами.

                     6.  Развивать  мышление,  зрительное  восприятие, слуховое  внимание,

      мелкую  моторику.

                     7. Воспитывать  бережное  отношение  и  любовь  к  родной  природе.

Оборудование: три зелёных треугольника,  картинки-символы «Чего  нельзя  делать  в

                     лесу»;  предметные  картинки:  ель – ели,  ветка – ветки,  шишка -  шишки,

                     иголка – иголки;  большая  и   маленькая  ели;  картинки  двух  новогодних

                    ёлок (для сравнения);  сюжетная  картинка «Около  ёлки»;  еловые  шишки

                   (по  две  на каждого  ребёнка);   шаблоны  ёлки,  разрезные картинки  ёлки,  

                    палочки (для   выкладывания  ); мяч

                 

Предварительная  работа: экскурсия  в  лес,  рассматривание  настоящей  ели,

                   чтение  стихов  и  рассказов  о  ели.  

                     

Ожидаемый  результат:   усвоение  единственного  и  множественного  числа

                  существительных:  ель, ветка,  шишка, иголка;  употребление  в  речи

                  родственных  слов  и  существительных  с  уменьшительно-ласкательными

                 суффиксами (по теме);   положительное  отношение  к  природе,  желание  её

                 беречь.

                                                                                                                       

                 

Ход  НОД

  1. Организационный  момент.

Мотивация -   конверт  с  письмом.

Логопед:  - Дети,  нам  пришло  письмо  с  загадкой.  Я  не  смогла  её  отгадать,  помогите  мне,  пожалуйста.

                           Что  же  это  за  девица?

                            Не  швея,  не  мастерица

                            Ничего  не  шьёт,

                            А  в  иголках  круглый  год.

                                                                   (Ёлка)

  1. Развитие  слухового  внимания -  выкладывание  ёлки  из  треугольников  с

      опорой  на  инструкцию  логопеда.

       Логопед: - Чтобы  узнать,  верно  ли  вы  отгадали  загадку,  нужно  выполнить

       задание:  выбрать  самый  большой  треугольник  и  положить  его  внизу,   затем

       выбрать  треугольник  поменьше и  положить  его над  большим  и  сверху –

      самый  маленький.  Что  получилось? (Ёлка).  Загадку  отгадали  правильно!

  1. Развитие  логического  мышления - игровое  упражнение «Если  исчезнет  лес…»

Логопед: - Сейчас  мы  отправимся  в  лес.  Лес – это  наше  богатство. Что  даёт  нам  лес?  Кто  живёт  в  лесу?

      (Дети  отвечают  на  вопрос,  логопед  одновременно  с  ответами  рисует  схему:

                         грибы

                         ягоды            

                         цветы

        лес            животные

                         птицы        

                         насекомые

                               чистый  воздух (облачко)

    Логопед: - Ребята,  что  будет,  если  исчезнет  лес?   (Логопед  закрывает

    изображение  леса на  схеме  листом  бумаги)

            Дети: - Не  будет  грибов,  цветов, …

            Логопед: -  Как    нужно  относиться  к  лесу?  (Вывод:  лес  нужно  беречь!)

     

  1. Беседа  о  правилах  поведения  в  лесу,  составление  предложений  по

   картинкам  - схемам : «Чего  нельзя  делать  в  лесу,  а  что  можно»

   Логопед: - Перед  тем,  как  отправиться  в  лес,  вспомним,  как  нужно  вести  себя

    в  лесу.  Чего  нельзя  делать  в  лесу,  а  что  можно?

            (Дети  отвечают,  опираясь  на  картинки-схемы)

   Дети:  - В лесу  нельзя  шуметь,  можно  слушать  птиц.

- В  лесу  нельзя  ломать  ветки, можно  сажать  деревья.

- В  лесу  нельзя мусорить, можно  убирать  мусор.

- В  лесу  нельзя  жечь  костры,  можно играть  на  полянке.

           Логопед:  - Пора  в  путь!

                                  (Под  музыку  дети  идут  в  « лес» -  декорации: 2-3 ёлки)

   

  1. Рассказ  логопеда  о  ёлке.

Логопед: - Вот мы  и  в  лесу. Какие  деревья  тут  растут?  (Ёлки).  Присядьте  на  пеньки  и  послушайте  мой  рассказ.

          Давным-давно люди  считали  ель  хозяйкой  растений,  зверей  и  птиц. Они  верили, что  ель  защищает  человека  от  бед.  Чтобы  отблагодарить  и  задобрить  ель,  люди  украшали  её.  С  тех  пор каждый  год  мы  украшаем  ёлку.  

         Издавна  ель  использовали  в хозяйстве.  Из  неё  делали  избы, инструменты (например,  лопаты). Хороша  ель для  изготовления  музыкальных инструментов-

  • балалаек,  гуслей, пианино.

 

Вопросы  по  рассказу:

  • Почему  с  давних  пор  люди  любят  ёлку?

              -     Что  делают  из  ёлки?

       

  1. Упражнение  в  образовании  и  употреблении  родственных  слов.

Логопед: - Мы  в  лесу.  Какие  деревья  здесь  растут?  (Ели).  Как  можно  назвать  этот лес,  какой  он? (Еловый).

  • Подумайте,  как  ещё  можно  назвать  еловый  лес?  (Ельник). Значит,  где  мы?   (Мы  в  ельнике).

Рассматривание  еловой  ветки:

  • С какого дерева  ветка? Какая  ветка? (еловая).
  • Какие  шишки? (еловые).
  • Какие  иголки?  (еловые).
  • Как  ласково  назовём  ёлку?  (ёлочка).
  • Украсим  ёлку  игрушками. Какие  игрушки?  (ёлочные).

  1. Многозначное слово «иголки».

А) Логопед: - У  ёлки  есть  иголки.  У  кого  ещё  есть  иголки?  (У  ежа).

  • Кому  ещё  нужны  иголки? (Швее,  портнихе).

                           (Показ  картинок:  еловые,  ежовые,  швейная  иголки).

              -  Как вы  думаете,  почему  их  называют  одним  словом?   ( Если  дети  

                  затрудняются:  Чем  они  похожи?)   ( Все  иголки  острые,  длинные,  тонкие).

              Б) Составление  предложений  со  словом  «иголка».

  • Какие  иголки  у  ежа?  У  ежа  колючие  иголки.
  • Какие  иголки  у  ёлки?  У  ёлки  зелёные  иголки.
  • Чем  шьёт  портниха?  Портниха  шьёт  иголкой.

  1. Употребление  существительных  с  уменьшительно - ласкательными

     суффиксами - игра  «Большая  и  маленькая  ёлки».

      Логопед: - Я  буду  говорить  про  большую  ёлку,  а  вы  про  маленькую.

           (Логопед  показывает  картинки  большой  и  маленькой  ёлки,  называет часть

       большой  ёлки,  дети  по  очереди  подбегают  к  логопеду и  называют  такую  же

       часть, но  у  маленькой  ёлочки).

        Логопед:                                  Ребёнок  (подбегая  к  логопеду):

        Это  ёлка.                                Это  ёлочка.

        Это  ветка.                              Это  веточка.

        Это  иголка.                            Это  иголочка.  

        Это  шишка.                            Это  шишечка.

  1. Употребление  единственного  и  множественного  числа  существительных –

      игра с  мячом  «Один - много».

     А) именительный  падеж

     Логопед:  - В  лесу на  поляне  можно играть.  Сейчас  мы  поиграем  с  мячом.  Я

     буду  бросать  вам  мяч  и  называть  один  предмет,  а вы  назовете  много

     предметов  и  бросите мяч  мне.

     Логопед:                             Ребёнок:

      Ёлка                                   ёлки

      Ёлочка                               ёлочки

      Ветка                                 ветки

      Веточка                             веточки

      Иголка                               иголки

      Иголочка                           иголочки

      Шишка                              шишки

      Шишечка                          шишечки

      Б)  родительный  падеж

      Логопед:  - Вспомните  и  назовите,   чего  много  у  ёлки.  (У  ёлки  много  веток,  

      иголок,  шишек.)

10.  Физкультурная  минутка.

   А) Пальчиковая  игра  «Ёлочка»

       Ёлка  быстро  получается,  

       Если  пальчики  сцепляются.

       Локотки  ты  подними.

       Пальчики  ты  разведи.

          (Локти  в стороны,   прямые  пальцы  переплести)

   

  Б)  Упражнения  с  еловыми  шишками:

  • сжимание/разжимание  (одновременно  двумя  руками,  поочерёдно)
  • покатать  между  ладонями

           В) Координация  речи  с  движением.

              Логопед: - Что  прячется  в  еловых  шишках?  (семена)

                 - Что вырастет  из  этих  семян? (ёлки)

В лесу  родилась ёлочка,                              присесть,  обхватить  колени  руками.

В  лесу  она  росла,                                        медленно  встать,  подняться  на                                Зимой  и  летом  стройная,                           носки,  потянуться.

Зелёная  была.                                                Покачивание  из  стороны  в  сторону.

  1. Составление  простых  предложений  с  предлогами по  картинке  «Около

       ёлки».

    А) Рассматривание  картинки:

- Кто  (что)  изображено на  картинке?

            Б) Составление  предложений:

  • Расскажите,  кто  где  находится.

(Если  дети затрудняются – вопросы).

   Дети:   Белка  сидит  на  ёлке.

               Сова  сидит  на  ёлке.

                Птица  летит  над   ёлкой.

                Заяц  сидит  за  ёлкой.

                Лиса  сидит  около  (у)  ёлки.

                Грибы  растут  под  ёлкой.

Логопед: -  Маленькие  слова   на,  над,  за, около,  у, под   помогают  понять,  кто  же  где  находится.  

       

  1. Развитие  зрительного  восприятия,  мышления – сравнение  двух  ёлок.

      Логопед (показывает  картинки  двух  похожих  ёлок):  - Скоро  новый  год,  мне

       прислали  две  одинаковых  открытки.  (Логопед  подчеркивает,  что  ёлки

       одинаковые, хотя  на  самом  деле они  отличаются.  Если  дети  не высказывают

       возражений, логопед  задаёт  вопросы:  одинаковы ли ёлки?  Есть ли  какое-

      нибудь  отличие?)

      Логопед:  -  На  самом  деле  ёлки  разные! А  я-то  думала,  что  одинаковые.

      Посмотрите  и  расскажите,  чем  они  отличаются?  (снежинки – свечи,  шары –

     бусы, звезда – пика,  мешок – коробка).

 

  1. Игровое  упражнение  « Что  ты  можешь  сам  сделать,  чтобы  не  обидеть  ёлочку».

Логопед:  - Ёлка – замечательное  дерево,  но  часто  люди  обижают  ёлку: ломают  ветки,  а  то  и  срубают  на  новый  год.  Придумайте,  как  сделать,   чтобы  и  группу  украсить к  празднику,  и  ёлочку  не  обижать?

  (варианты:  нарисовать  ёлку,  сделать  из  бумаги, украсить  искусственную ель,

   нарядить  ёлку  не  в  группе,  а  живую  на  улице).

13.Развитие  мелкой  моторики – продуктивная  деятельность.

Логопед:  - Пора  возвращаться  из  леса  в  группу.  Попрощаемся  с  ёлочками.

                (Дети  прощаются,  уходят  под  музыку  «домой»)  

Логопед: - Вот  мы  и  в  группе.  В  память  о  нашей  прогулке  в  еловый  лес  предлагаю  изобразить  ёлку.  Выбирайте  сами  как:

  • сложить  ёлку  из  спичек;
  • обвести  шаблон;
  • сложить  разрезную  картинку;

               

14.Итог.

    Логопед:  - Замечательные  ёлочки  получились.

  • Вспомним,  куда  мы  с  вами  ходили? (в  еловый  лес)
  • Какое  настроение  у  вас  после  прогулки  в  лес?
  • Как  вы  относитесь  к  ёлочке.

В итоге был создан альбом «В лесу родилась елочка…» с лексико-рамматическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно-тематическое планирование с учетом ФГТ на летний период (старший дошкольный возраст)

Материал содержит примерное комплексно-тематическое планирование с учетом новых требований к дошкольному образованию на летний оздоровительный период...

Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»

Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реа...

Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности на летний оздоровительный период

Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной деятельности на летний оздоровительный период на август месяц в МБДОУ №63...

Сценарий летнего познавательного досуга для детей младшей группы «Летние загадки для малышей»

Описание: Сценарий разработан для детей 3-4 лет, проводится в конце учебного года (для закрепления имеющихся знаний у детей), с использованием компьютерной презентации с ответами на загадки, в м...

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...

Сценарий летнего праздника для детей дошкольного возраста «ЛЕТНИЕ ИСТОРИИ»

Cценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста с участием героев детского мультфильма «Маша и Медведь», танцами, музыкально-ритмическими композициями (по показу), весёлыми кон...

Комплексно-тематический план воспитательно образовательной программы на летний период 2019 год

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВЕСЬ ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...