ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Лучанинова Татьяна Юрьевна

Во второй половине дня воспитатель проводит коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель-логопед. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от грамотной совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА

Лучанинова Татьяна Юрьевна, учитель-логопед

МАДОУ «Центр-детский сад №115»

Организация коррекционной и образовательной деятельности всеми педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в рамках определенной лексической темы на каждую неделю учебного года – обязательное условие интеграции усилий всех педагогов в свете требований ФГОС ДО. Именно это позволяет достигнуть нужного уровня актуализации словаря детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с ТНР включает в себя организацию и проведение коррекционной работы по заданию логопеда. Цель ее - развитие познавательной деятельности, речи, закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. С целью повышения эффективности коррекционной работы, воспитатель организует работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Вечерняя работа воспитателя по заданию логопеда проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально. В зависимости от того на какой стадии постановки и закрепления звуков находится ребенок, воспитатель следит за поставленными звуками и грамматически правильностью речи в повседневной жизни.

Эффективность коррекционного процесса зависит от методически правильно организованной совместной работы учителя – логопеда и воспитателя.

ДЕКАБРЬ     1 неделя    

Лексическая тема: «ЗИМА, ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Инструкция воспитателя5wg0uekjbg5r51f55

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Мы слепили первый ком.

Ком большой-большой, как дом.

Но зато второй комок

Меньше был, как теремок.

Третий – точно, как избушка

Возле леса на опушке.

А четвёртый – как палатка,

Хоть он круглый был и гладкий.

Пятый сделали! Ура!

Как для Жучки конура.

А шестой комок… Я знаю,

Словно дом для попугая.

И седьмой, меньшой комочек –

Как цыплёнок, как звоночек.

Ну-ка, дети, не зевайте.

По порядку их считайте.5wg0uekjbg5r51f55

Шагают на месте. Показывают руками большой ком.

Шагают на месте, показывают ком поменьше.

Опускают руки ниже талии, показывают ком ещё меньше.

Показывают ком, опустив руки вниз.

Приседают, показывают маленький комок.

Садятся на корточки, показывают ладонями совсем маленький комок.

Сжав ладони, показывают крошечный комочек.

Шагают на месте.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем несладкий!

Загибают пальчики на одной руке.

«Лепят» снежок, меняя положение ладоней.

Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.

Грозят указательным пальчиком.

3. Развитие мимики и дыхания

1.Вьюга

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.

2.Погреемся

И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 — вдох; 2 — быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3—4 раза.

3.Греем ручки

И.п.: о.с. 1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза.

4.Снежки

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза.

но опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1.Какое слово отличается от других?

Лёд, мёд, лёд, лёд.

Каток, платок, каток, каток.

Снежинка, машинка, снежинка, снежинка.

2. Назови примету зимы или зимующую птицу на звук С: снежинка, санки, снеговик, сорока, снег, синичка, снегирь, сугроб; на звук М: метель, мороз; на звук Л: лыжи, лёд

3. Раздели слова на слоги: сне-гирь, зи-ма, ме-тель, сви-ри-стель, мо-роз, су-гроб, сне-го-вик, снег, лёд, си-ни-ца, сне-жин-ка.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Назвать по порядку зимние месяцы.

2) Упражнение «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — ....   Летом день длинный, а зимой — .... Летом солнце яркое, а зимой — .... Весной лед на реке тонкий, а зимой — .... Снег мягкий, а лед — ....  Одни сосульки длинные, а другие —.

3) «Семейка слов».  Подобрать однокоренные слова к слову  СНЕГ (снежок, снежки, снеговик, снежинка, Снегурочка, подснежник, снегирь, снегоуборочная машина).

4) Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая. Снег (какой?) — .... Снежинки (какие?) — .... Лед (какой?) — .... Погода (какая?) — .... Снегирь (какой?) -….

5) Что делает?

Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) — ....Мороз (что делает?) — ... .Дети на зимней прогулке (что делают?) — .... Метель (что делает?) — ....

6) Упражнение «Назови ласково»:

Снег — ...      Солнце — ... Лед — ...       Зима — ...Воробей -…. Синица -….

7) «Посчитай»: 1 ворона, 2 вороны. 3…, 4…., 5 ворон; сорока;  воробей, снегирь, снежинка.

  1. 8) Игра «Чей? Чья? Чьи?»
  2. Клюв вороны – вороний клюв, хвост воробья -…., крыло голубя -…

9) Один-много: ворона – вороны- много ворон, снежинка – снежинки – много снежинок, снегирь, воробей, сугроб.5wg0uekjbg5r51f55

6. Развитие связной речи

1) Чтение литературных текстов с обсуждением:

И.С. Никитин «Встреча зимы», Е.Трутнева «Первый снег», Г.Скребицкий «Зима».

2) Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о зиме.

3) Художественная литература:

С.Одоевский «Мороз Иванович».

В.Осеева «На катке».

С. Воронин «Моя береза. Зимой».

7. Развитие ВПФ

1.Что лишнее?

Панама, кепка, ушанка, косынка.

Сапоги, валенки, унты, сандалии.

Шуба, сарафан, дубленка, пуховик.

Синица,воробей, грач, снегирь.

Август, декабрь, февраль, зима.

2. Хитрые вопросы: Если шубу положить на снег, снег под ней растает? Во что превратится снеговик без холода? Чего больше снегопадов или снежинок?

3.Загадки

Летит — молчит,

Лежит — молчит,

Когда умрет, тогда заревет.

(Снег)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прикатила.

(Зима)

Как будто белой     скатертью

Он крышу застелил.

В серебряные платьица

Деревья нарядил. 

(Снег)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик

— Лужи застеклил.

(Мороз)

В огне — не горит,

В воде — не тонет.

(Лед)

Образец бланка тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя, для коррекционной работы во второй половине дня.

Индивидуально-подгрупповая коррекционная работа воспитателя с детьми

Дата__________ Лексическая тема_____________________Неделя_______

Содержание коррекционной работы

Игры, упражнения

Имя ребенка

Отметки воспитателя о выполнении задания

Развитие артикуляции

Координация речи с движением

Развитие мелкой моторики

Развитие мимики, дыхательные упражнения

Развитие фонематических процессов/слоговой структуры сложных слов

Развитие лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Развитие неречевых процессов (внимание, память, мышление)

Формирование правильного звукопроизношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листы коррекционной работы воспитателя с детьми во 2ую половину дня по заданию логопеда

Данные листы коррекционной работы предназначены для воспитателей логопедических групп детей с ОНР старшего возраста и подготовительного к школе возраста. Это альтернатива тетрадям, в которых учитель-л...

Работа воспитателя во вторую половину дня

В статье изложен материал из опыта работы воспитателя детского сада, о том, как можно интересно организовать совместную деятельность  с детьми во вторую половину дня....

Реализация здоровьесберегающих технологий посредством ритмопластики в контексте организации коррекционной работы воспитателя группы ЗПР

Актуальным направлением работы педагогов ДОО становится сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Ритмопластика как здоровьесберегающая технологии выполняет задачи охраны и укрепления здоровья де...

Организация коррекционной работы воспитателя

Консультация для воспитателей «Организации коррекционной работы с дошкольниками» Воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации л...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...