ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
статья по логопедии

Золотухина Нина Николаевна

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Описание опыта совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ в условиях инклюзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Золотухина Нина Николаевна

Учитель-логопед

Инклюзия – это одна из разрабатываемых в данный момент стратегий современного образования.

Инклюзивное дошкольное образование основывается на совместном пребывании в детском саду здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перед специалистами и руководством нашего ДОО, в период вхождения  учреждения в систему  инклюзии,  остро встала проблема   создания схемы взаимодействия между педагогами, специалистами ДОО и остальными участниками коррекционно-педагогического процесса. Это предполагало тщательную разработку и реализацию схемы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционно-развивающем образовательном процессе с детьми с ОВЗ для обеспечения их речевого, познавательного и личностного развития. Основной целью данных мероприятий является создание равных стартовых возможностей детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников для их дальнейшего обучения и развития.  

Цель схемы взаимодействия:

 Комплексная психолого-логопедическая помощь ребенку с ОВЗ, направленная на коррекцию речевого развития и обеспечение его  психологического благополучия.

Задачи:

  1. Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
  2. Коррекция фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя, а также связной речи у детей с  ОВЗ;
  3. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ и его и способности к саморегуляции;
  4. Совершенствование социально-коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ;
  5. Формирование моторной сферы: мелкой моторики пальцев рук, общей, артикуляционной и мимической моторики.  

Аспекты совместной деятельности специалистов

Диагностика и анализ -  в рамках данного направления деятельности специалисты осуществляют совместную диагностику воспитанников, анализ результатов и корректировку планов.

Просвещение и профилактика - в рамках данного направления деятельности педагог - психолог и учитель - логопед проводят консультации для воспитателей и родителей воспитанников с ОВЗ по процессу коррекции речевого, личностного и психического развития ребёнка с ОВЗ. Основными формами работы являются родительские собрания, педагогические советы и семинары-практикумы в ДОО, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, речевые досуги. Специалисты совместно создают наглядные формы информирования родителей детей с ОВЗ и педагогов ДОО: это выставки, уголки для родителей, а также размещают статьи на сайте ДОУ и персональном сайте учителя-логопеда.

Коррекционно - развивающая работа, направленная на решение задач, заложенных в индивидуальных образовательных коррекционных программах.

Она включает в себя:

 -  проведение интегрированных занятий

В рамках данного направления учителем - логопедом и педагогом - психологом была разработана  программа интегрированных совместных занятий для воспитанников с ОВЗ подготовительной к школе группы, занимающихся на логопункте ДОУ. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Интегрированное построение занятий дает возможность детям развивать социально-коммуникативные умения, познавательную активность, применить на практике полученные на логопедических занятиях речевые умения и навык,  реализовывать свои творческие возможности.

На основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений речи нами используются традиционно логопедические и разные виды нейропсихологических приёмов коррекции с использованием  «Программы формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», разработанной Сиротюк А.Л.

Целями данной работы, помимо коррекции речевого развития, являются:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение приемов и тонкого анализа модальноспецифической информации;
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней. [1. с. 115]

В занятия включаются обязательные упражнения по преодолению повышенной утомляемости и истощаемости, формированию достаточной активности внимания и работоспособности (работа над 1 блоком) – дыхательные,  телесные, релаксация. Кроме непосредственно логопедического массажа, особенно эффективным является самомассаж  ушных раковин и пальцев рук, в том числе шестигранными карандашами, массажными мячиками, гладкими камнями разной температуры.

Психологом и логопедом разработаны и совместно используются комплексы кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга. Например, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, способствуют работе по преодолению синкинезий (непроизвольных содружественных движений). Для развития межполушарного взаимодействии на логопедических занятиях используются специальные комплексы пальчиковой гимнастики для выполнения обеими руками однонаправленных и разнонаправленных движений пальцами сначала поочерёдно, потом и одновременно. А также, используется выполнение артикуляционных упражнений в сочетании с одновременными движениями рук. На логопедических занятиях используются приемы нейропсихологической работы по формированию слуховых, зрительных, тактильных, двигательных (возникающих от движений), зрительно-пространственных процессов (2 блок).

Еще одно направление совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем ДОУ - реализация проектной деятельности. Например, создание Лэпбуков «Опасные растения и грибы Самарской области», «Природа – наш друг!», «Транспорт. ПДД»  направлено на формирование у детей с ОВЗ коммуникативной и познавательной сфер, эмоционального и личностного развития, активизацию и расширение словаря, развитию связной речи, а также на включение в коррекционно-педагогический процесс родителей.

Инновационным видом проектной деятельности является создание логопедических мультфильмов. Данный вид проектов оказался очень интересным и действенным средством включения детей с ОВЗ в совместную деятельность.  В проекте использовались рисунки детей на тему «Мой любимый уголок в Самаре», придуманные детьми вместе с родителями рассказы озвучивались ими самими, что стимулировало к использованию полученных на логопедических занятиях речевых навыков для достойного представления своего эпизода зрителям мультфильма. Вместе с психологом осуществлялась работа по созданию персонажей мультфильма. Каждый ребёнок рисовал себя, т.е. частично использовалась проективная методика под наблюдением психолога. Свою фигурку ребенок затем вырезал и осуществлял её движение методом перекладывания бумажных деталей и последовательного фотографирования. При создании логопедического мультфильма «Сокровища Самарской природы» использовалась  пластилиновая пластика, звуковой ряд создан с опорой на детскую песню. Каждый ребёнок выбирал себе персонажа, лепил его из пластилина и озвучивал. Данные проекты, кроме решения коррекционных задач, позволяют каждому ребенку с ОВЗ проявить себя в творчестве доступными средствами самовыражения, создают ситуацию успеха, способствуют созданию комфортных отношений взрослых и детей, приносят радость и желание раскрыть свои способности. Всё это способствует социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ средствами искусства.

Т.о., опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии  комплексного подхода учителя-логопеда и педагога-психолога к проблеме  погружения детей с ОВЗ в социальное пространство в рамках инклюзии и улучшения перспективы детей с разными стартовыми возможностями.

Литература

1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.  — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда  и педагога-психолога"...

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Материал направленный на повышение уровня взаимодействия между учителем-логопедом и педагогом-психологом....