Статья "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР"
статья по логопедии

Карих Эльвира Мадиховна

Статья рекомендована учителям-логопедам, воспитателям речевых групп, родителям.  В статье указываются виды мышления, их поэтапное развитие, основные мыслительные операции. Раскрываются особенности СЛМ у детей с ОНР, задачи по их развитию в системе коррекционной работы. Приводятся игры и упражнения, способствующие развитию словесно-логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР

      Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственное развитие – сложный процесс, включающий в себя познавательное  развитие,  накопление  разнообразных знаний и умений, овладение речью.  «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления.

                  Мышление – это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.

Виды мышления и их поэтапное развитие:

  • Наглядно-действенное (предметно-действенное) – формируется в 2.5 – 3 года, является ведущим до 4 – 5 лет.  Ребёнок входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта: видит предмет, трогает его, ощущает запах, слышит его звучание (если это возможно), выполняет какие-либо манипуляции с ним.
  • Наглядно-образное – формируется в 3.5 – 4 года, является ведущим до 6 – 6.5 лет. Проявляется воссозданием наглядных образов предметов и оперированием ими в уме. Большое значение имеет собственный опыт предметно-практической деятельности, знания ребёнка, его кругозор. Данный вид мышления  развивается в процессе рисования, тематического ознакомления с окружающим миром, прослушивания и обсуждения рассказов взрослого, рассказывания детьми из личного опыта.
  • Логическое мышление (словесно-логическое) –  формируется в 5.5 – 6 лет, становится ведущим с  7 – 8 лет и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей. Данный вид мышления характеризуется  использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами;  способностью к выполнению мыслительных операций.

Основные мыслительные операции:

  • анализ – разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез – выявление взаимосвязей и    объединение разъединённых частей;
  • сравнение – выявление схожих и различных качеств  предметов;
  • классификация – выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация – выделение определённой категории из общей массы;
  • обобщение – объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование – изучение конкретных предметов вне зависимости от других.

       Все виды мышления взаимосвязаны и, в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой вид мышления.

Особенности словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи:

  • недостаточное понимание детьми логико-грамматических конструкций;
  • замедленность усвоения причинно-следственных закономерностей;
  • затруднения в  усвоении временных и пространственных отношений;
  • низкий уровень формирования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации;
  • затруднения при определении и формулировании логической последовательности.

         Исходя из этого, одна из важнейших коррекционных задач в  системе логопедической    работы – это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка. Для реализации этой задачи необходимо включать дидактические игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления не только в содержание подгрупповых и индивидуальных занятий логопеда, но и использовать их на образовательных  занятиях, проводимых воспитателем, также в различных режимных моментах.

         Любое занятие должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей.  Должно так задавать вопрос или ставить  перед ребёнком какую-либо задачу, чтобы стимулировать включение как можно большего количества мыслительных операций. («Почему?» «Так ли это?»  «Как ты считаешь?»).

             

Задачи  по развитию словесно-логического мышления  в системе коррекционной работы

Научить детей:

  • описывать признаки предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • определять различные и одинаковые свойства предметов;
  • сравнивать предметы между собой;
  • прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • ориентировать в пространстве;
  • обобщать;
  • давать определения тем или иным понятиям.

Игры и упражнения, развивающие словесно-логическое мышление

Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание,                         память, воображение ребёнка.

  • Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.
  • Пословицы – служат аналогией и говорят о предмете или явлении в переносном смысле.
  • Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок. Ребёнок должен понять, как начали разворачиваться события, в какой последовательности развивались и чем всё это закончилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам  зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • «4-й лишний»
  • «Узнай предмет по заданным  признакам».  («У кого глаза на рогах, а дом на спине?»  «Снег, мороз, иней. Это?).
  • «Кто или что может быть узким и широким?  Большим и маленьким? Кислым и сладким?» И т .д.
  • Чем отличаются чашка от стакана? Стол от стула?  Сад от огорода?  Чем похожи?
  • «Когда ты завтракаешь: утром или вечером? Когда ужинаешь?»
  • «Чего не хватает?»
  • Небылицы, нелепицы («Исправь ошибку художника»).
  • «Продолжи ряд слов, назови одним словом».   Колбаса, каша, хлеб - … (еда).
  • «Подбери подходящее слово».  (Солнце:  книга, небо, слон, каша).
  • «Скажи наоборот».
  • «Вопросы на засыпку».  (Чего больше – зайцев или заячьих ушей?   Львица ждёт льва.  Кто задержался?  Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий, кто самый низкий, кто ниже жирафа? И т.п.).
  • «Быстрые ответы».  Кто  (что) это?  Отвечай быстрее. Вкусный, алый, сочный - … . Холодный, белый, пушистый - … .  Ползёт, шипит, извивается - … .  Клюёт, воркует, летает - … .  Оранжевый, сочный, полезный - … .
  • «Я знаю 5 видов одежды (мебели, транспорта и т.д.).
  • «Добавь словечко».  К указанному слову подобрать слово, которое будет с ним логически связано (как в предыдущей паре), подробно объяснить свой выбор.  Магазин – продавец, больница - …,  самолёт – аэропорт, корабль - …,  белка – дупло, медведь - … .
  • «Это правда или нет?»   Детям говорится одно суждение.  Они должны ответить «да», если суждение правильное и «нет», если суждение неправильное.  У птицы два крыла.  Кошка родила щенят.   Можно усложнить.   На какое-либо суждение, если оно правильное, дети должны ответить «нет» и наоборот.
  • «Кто кем (чем) был?»   Вариант А – Кошка была котёнком.  Вариант  Б -  Хлеб был тестом, мукой, зерном, колосом.  Можно в обратном порядке.
  • «Замри».  Эта игра учит понимать схематическое  изображение позы человека. Развивает координацию движения. Развивает символическое мышление, внимание.

             У ведущего карточки со схематичным изображением человечка в какой-либо позе. Дети бегают по комнате, по команде ведущего: «раз, два, три - замри» должны остановиться. Произнося эти слова, ведущий показывает детям одну из карточек. Дети должны принять такую же позу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"

Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

   «РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»          Занимаясь развивающими игр...

Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....