Индивидуальное занятие "Автоматизация звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Попленкина Жанна Викторовна

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах.

Задачи:

  • формировать умение удерживать язык в заданном положении;
  • формировать умение правильно произносить звук «Р» на материале слов;
  • формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, середине или конце);
  • Совершенствовать операции обобщения на материале игры «Четвертый - лишний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в словах

Тема: Звук «Р».

Форма работы: индивидуальная.

Этап работы: автоматизация звука «Р» в словах.

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах.

Задачи:

  • формировать умение удерживать язык в заданном положении;
  • формировать умение правильно произносить звук «Р» на материале слов;
  • формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, середине или конце);
  • Совершенствовать операции обобщения на материале игры «Четвертый - лишний».

Оборудование: игрушка: лев, крокодил; изображения помидора, груши, моркови, картофеля, лисы, сороки, зайца, медведя, барабана, карандашей, ручки, портфеля, сапогов, кроссовок, шорт, туфель; карта - путешествие, игральный кубик; карточки с изображением коровы, майки, бабочки, велосипеда, груш, солнца, собаки, букета, винограда, топора, сыра, барабана, крана, клоуна, часов, шарфа, крысы, рыбы, ромашки, корзины,  вороны, бобра, радуги; мешочек; карточки с изображением: девочка кормит рыбок, заяц с морковью, трамвай и троллейбус, мальчик ест арбуз, повар, дворник, девочка кормит кур, мальчик рубит дрова, дети убирают.

Орг. момент:

Приветствование ребенка. Представление гостя (лев).

Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости? Кто это? (ребенок отвечает: лев). Правильно, а покажи, как лев умеет рычать (ребенок показывает, как рычит лев). Наш гость хочет посмотреть чему ты научилась за это время. Давай ему покажем, какие упражнения ты умеешь делать.

Основной этап:

Артикуляционная гимнастика:

«Качели»:

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

А) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

Б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 «Лошадка»:

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Автомат»:

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук «т» носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

 Логопед: Молодец! Ты хорошо умеешь выполнять эти упражнения. Посмотри, Лев приготовил для тебя интересную игру (логопед показывает стимульный материал):

Упражнение «Четвертый - лишний»:

Найди в каждом ряду лишнюю картинку и назови ее. Скажи, почему ты выбрал именно эту картинку. Назови все картинки, которые расположены в первом и третьем рядах.

Игра: «Путешествие на гору звука «Р»»

Сейчас мы отправимся в путешествие, на гору звука «Р» и нам с тобой поможет туда добраться друг льва,  вот это животное. Кто это? (крокодил). Ты будешь кидать игральный кубик, и, какое на нем выпадет число, на столько клеток ты будешь передвигаться вперед. При этом, останавливаясь на определенной клетке, ты должен будешь отгадать определенную загадку.

Когда ребенок отгадывает загадку, логопед спрашивает, где находится звук «Р», в начале, середине или конце слова.

Он работать любит молча,

Как земли набравши в рот

Все туннели

Днем и ночью

Под землёю строит … (крот).

Белая корзинка, золотое донце.

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)

Красивая, пахучая,

А ножка колючая. (Роза)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (бобры)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (корова)

За дымком, за свистком

Братья бегают гуськом. (паровоз)

Кто далеко живёт,

Тот пешком не пойдёт.

Эй! Садись, не зевай!

Отправляется…. (Трамвай)

Жираф железный за окном

Многоэтажный строит дом. (Кран)

Цветное коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком. (рыба)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам.  (Верблюд)

По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет.  (Ветер)

Я под мышкой посижу,

И что делать укажу-

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.  (Градусник)

Не зверь, не птица, носок как спица.

Летит - пищит, сядет - молчит. (Комар)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.  (Морковь)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.  (Раки)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. (Жираф)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ... (Крокодил)

Внутри — пустой,

А голос — густой.

Сам молчит,

А бьют — ворчит. (Барабан)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился ... (парашют)

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ... (шары)

Физкультминутка

Тара-тара-тара-ра

Поднимайся, детвора!                          

Поднимайся, детвора —                        

В детский сад идти пора!                      

Туру-туру-туру-ру —                            

Поднимаем детвору.                              

Поднимаем детвору —                          

Туру-туру-туру-ру!                                

Тыры-тыры-тыры-ры!

Нету дома детворы.                              

Тра-тра-тра, тра-тра-тра —                    

В детский сад идём с утра.                    

Тро-тро-тро, тро-тро-тро —                        

В садик едем на метро.

Игра:  «Подскажи нужное слово»

Логопед: Сейчас мы поиграем еще в одну игру. Я буду говорить предложение, а ты, глядя на картинку, должен будешь его закончить.

Руслан рубит ... (дрова).

Трамвай и троллейбус — это ... (транспорт).

 Рая и Рома делают ... (уборку).

Юра кушает вкусный …(арбуз).

Ира кормит… (рыбок).

Кролик грызёт… (морковку).

Дворник убирают… (мусор).

Лера кормит… (кур).

 У Тамары папа… (повар).

Игра: «Волшебный мешочек»

Логопед: Посмотри, что еще с собой принесла нам Собачка. Это волшебный мешочек. Давай посмотрим, что в нем находится. (ребенок достает с мешочка карточку с изображением). Что нарисовано на этой карточке? (ребенок отвечает) А в этом слове есть звук «Р»? (ребенок отвечает) Вытягивай следующую карточку. Что на ней изображено? (ребенок отвечает) А в этом слове есть звук «Р»? Давай, сюда мы будем класть карточки, в изображениях, которых есть звук «р», а сюда – где нету звука «р».

Итог занятия:

 Какой звук ты сегодня учился произносить? А какое задание было для тебя самым трудным, а какой занятие тебе понравилось?

Ты – молодец, ты хорошо сегодня поработал на занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р

Презентация конспекта по звукопроизношению...

Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.

ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...

Занятие индивидуальное: "Автоматизация звука Р в слогах и словах"

Автоматизация звука Р в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах....

Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"

Тема:  Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....