ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ТМНР.
статья по коррекционной педагогике

Жак Ольга Валерьевна

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация включает в себя обмен информацией и является составной частью практически всех видов деятельности. Основной целью обмена информацией - обеспечить взаимопонимание участвующих в нем людей.

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР – это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах. При этом у детей с ТМНР можно отметить разный уровень сформированности речи: отсутствие речи, звукокомплексы, поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций, высказывание на уровне отдельных слов, фраз. Степень нарушения речи находится во взаимосвязи с уровнем общего психического недоразвития.

Учащийся с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Эти особенности и вызывают потребность использования АДК в образовательном процессе и в досуговой деятельности детей. Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе.

Цель дополняющей альтернативной коммуникации - улучшение коммуникативных возможностей  детей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь совсем отсутствует. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно; может применяться ситуативно;  может рассматриваться как помощь в овладении устной речью. В своей работе я использую следующие средства альтернативной коммуникации:

  • Язык жестов;
  • Графическая коммуникация (картинки, пиктограммы, фотография, цветная картинка, черно-белая, напечатанное слово);
  • Вспомогательные технические средства.
  1. Мимика, жесты и движения тела. «Плюс» использования данного вида альтернативной коммуникации в том, что жесты «всегда с тобой». Существует уникальный язык жестов и символов – МАКАТОН. МАКАТОН –  языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. МАКАТОН использует одновременно жесты, графические символы и речь. Следует помнить о том, что МАКАТОН – это НЕ вид терапии, это вспомогательная система, которая позволяет ребенку общаться. Параллельно с использованием МАКАТОНа, идет интенсивная логопедическая работа. МАКАТОН – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным. Главное отличие МАКАТОНа от других программ Альтернативной коммуникации – это использование двойных знаков (жест + символ) и, как следствие – комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации). МАКАТОН представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

У каждого ребенка, в работе с которым используется эта система, имеется свой словарь - каталог рисунков, соответствующий уровню его речевого развития. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности.

Опыт показывает, что жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь.

  1.  Графическая коммуникация. Картинки, т.е. рисунки и фотографии, обычно являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети. Дети уже в младенчестве способны узнавать предметы на картинках. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями обычной практикой является использование фотографий предметов из окружающей его среды. Наиболее важная функция фотографий – служить именами людей (или животных). Поскольку имя обозначает определённого человека, фотографии хорошо выполняют эту функцию.

Я использую отдельную фотографию человека (мама, папа, сам ребенок и т.д.), которую применяю совместно с фотографиями или графическими символами, обозначающими предметы, действия и т.д. Комбинирую фотографию ребёнка с другой фотографией или графическим символом, а не объединяю их, при этом возможно изменять действие, предмет и т.д., оставляя фотографию ребёнка, или комбинировать данное действие или предмет с фотографией другого ребёнка или взрослого.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (система коммуникации через обмен картинками). Это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками, как правило, для того чтобы попросить о чем-то. Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают некоторые.

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий - ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Цель ввода карточек ПЕКС - донести до ребёнка саму ценность коммуникации с другими людьми.

Обучать начинаю с просьб, так как просьбы — вид коммуникации, который первым возникает у обычных детей. Чаще всего первое слово "Мама!" — это просьба. Малыш стремится получить мамино внимание.

Для успешного обучения какому-либо навыку очень важно подобрать мотивационное поощрение. Для детей с РАС исключительно социальное поощрение (похвала) не является столь ценным. И если ребёнок хочет получить что-то из холодильника, что ж, это прекрасный повод научить его просить это! В дальнейшем, когда ребёнок будет активно пользоваться альтернативной коммуникацией или речью, мы можем снова позволить ему брать что-либо самостоятельно, ведь навык уже будет сформирован".

Так же на уроках я использую визуальное расписание. Обязательное применение визуального расписания помогает ребёнку спокойнее и увереннее себя чувствовать, что приводит к успешному обучению другим навыкам. Ребёнок, который знает, когда и какие события его ждут, лучше настраивается на работу и взаимодействие.

     

  1. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные  доски,  устройства  с  подсветкой  и  движущимся  указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью. Часто на логопедических занятиях я  использую специальные коммуникативные программы на персональном компьютере или сотовом телефоне, например, «LetMeTalk», «Сезам», «Пойми меня», «Аутизм. Общение», «Говори молча», «Коммуникатор ДАР». Эти и другие приложения находятся в свободном доступе для скачивания.

Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости.

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
  2. Горудко, Т. В. Поддерживающая и альтернативная коммуникация : учеб.- метод. пособие / Т. В. Горудко. – Минск: БГПУ, 2015. – 148 с.
  3. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
  4. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми [Текст] / А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. –Уфа, 2015. –С. 188-190с.
  5. Макатон. Основной словарь. Символы // Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014
  6. Сороко, Е. Н. Вспомогательные средства коммуникации / Е. Н. Сороко // Вспомогательные технологии в образовании : учеб. пособие / сост. : В.Э. Гаманович [и др.] ; науч. ред. : С. М. Кайсын, Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2014. – С. 75 – 112.
  7. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра», М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.
  8. Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014
  9. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: методический сборник /Е.А. Штягинова –Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жак О.В.

Г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №499 Красногвардейского района

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТМНР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация включает в себя обмен информацией и является составной частью практически всех видов деятельности. Основной целью обмена информацией - обеспечить взаимопонимание участвующих в нем людей.

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР – это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах. При этом у детей с ТМНР можно отметить разный уровень сформированности речи: отсутствие речи, звукокомплексы, поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций, высказывание на уровне отдельных слов, фраз. Степень нарушения речи находится во взаимосвязи с уровнем общего психического недоразвития.

Учащийся с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Эти особенности и вызывают потребность использования АДК в образовательном процессе и в досуговой деятельности детей. Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе.

Цель дополняющей альтернативной коммуникации - улучшение коммуникативных возможностей  детей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь совсем отсутствует. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно; может применяться ситуативно;  может рассматриваться как помощь в овладении устной речью. В своей работе я использую следующие средства альтернативной коммуникации:

  • Язык жестов;
  • Графическая коммуникация (картинки, пиктограммы, фотография, цветная картинка, черно-белая, напечатанное слово);
  • Вспомогательные технические средства.
  1. Мимика, жесты и движения тела. «Плюс» использования данного вида альтернативной коммуникации в том, что жесты «всегда с тобой». Существует уникальный язык жестов и символов – МАКАТОН. МАКАТОН –  языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. МАКАТОН использует одновременно жесты, графические символы и речь. Следует помнить о том, что МАКАТОН – это НЕ вид терапии, это вспомогательная система, которая позволяет ребенку общаться. Параллельно с использованием МАКАТОНа, идет интенсивная логопедическая работа. МАКАТОН – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным. Главное отличие МАКАТОНа от других программ Альтернативной коммуникации – это использование двойных знаков (жест + символ) и, как следствие – комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации). МАКАТОН представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

У каждого ребенка, в работе с которым используется эта система, имеется свой словарь - каталог рисунков, соответствующий уровню его речевого развития. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности.

Опыт показывает, что жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь.

  1.  Графическая коммуникация. Картинки, т.е. рисунки и фотографии, обычно являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети. Дети уже в младенчестве способны узнавать предметы на картинках. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями обычной практикой является использование фотографий предметов из окружающей его среды. Наиболее важная функция фотографий – служить именами людей (или животных). Поскольку имя обозначает определённого человека, фотографии хорошо выполняют эту функцию.

Я использую отдельную фотографию человека (мама, папа, сам ребенок и т.д.), которую применяю совместно с фотографиями или графическими символами, обозначающими предметы, действия и т.д. Комбинирую фотографию ребёнка с другой фотографией или графическим символом, а не объединяю их, при этом возможно изменять действие, предмет и т.д., оставляя фотографию ребёнка, или комбинировать данное действие или предмет с фотографией другого ребёнка или взрослого.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (система коммуникации через обмен картинками). Это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками, как правило, для того чтобы попросить о чем-то. Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают некоторые.

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий - ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Цель ввода карточек ПЕКС - донести до ребёнка саму ценность коммуникации с другими людьми.

Обучать начинаю с просьб, так как просьбы — вид коммуникации, который первым возникает у обычных детей. Чаще всего первое слово "Мама!" — это просьба. Малыш стремится получить мамино внимание.

Для успешного обучения какому-либо навыку очень важно подобрать мотивационное поощрение. Для детей с РАС исключительно социальное поощрение (похвала) не является столь ценным. И если ребёнок хочет получить что-то из холодильника, что ж, это прекрасный повод научить его просить это! В дальнейшем, когда ребёнок будет активно пользоваться альтернативной коммуникацией или речью, мы можем снова позволить ему брать что-либо самостоятельно, ведь навык уже будет сформирован".

Так же на уроках я использую визуальное расписание. Обязательное применение визуального расписания помогает ребёнку спокойнее и увереннее себя чувствовать, что приводит к успешному обучению другим навыкам. Ребёнок, который знает, когда и какие события его ждут, лучше настраивается на работу и взаимодействие.

C:\Users\User\Desktop\image-12-02-20-07-43-1.jpeg      C:\Users\User\Desktop\dVPQMLcnDS4.jpg

  1. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные  доски,  устройства  с  подсветкой  и  движущимся  указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью. Часто на логопедических занятиях я  использую специальные коммуникативные программы на персональном компьютере или сотовом телефоне, например, «LetMeTalk», «Сезам», «Пойми меня», «Аутизм. Общение», «Говори молча», «Коммуникатор ДАР». Эти и другие приложения находятся в свободном доступе для скачивания.

Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
  2. Горудко, Т. В. Поддерживающая и альтернативная коммуникация : учеб.- метод. пособие / Т. В. Горудко. – Минск: БГПУ, 2015. – 148 с.
  3. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
  4. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми [Текст] / А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. –Уфа, 2015. –С. 188-190с.
  5. Макатон. Основной словарь. Символы // Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014
  6. Сороко, Е. Н. Вспомогательные средства коммуникации / Е. Н. Сороко // Вспомогательные технологии в образовании : учеб. пособие / сост. : В.Э. Гаманович [и др.] ; науч. ред. : С. М. Кайсын, Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2014. – С. 75 – 112.
  7. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра», М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.
  8. Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014
  9. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: методический сборник /Е.А. Штягинова –Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР

Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.

Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ....

Альтернативная коммуникация в работе с ребёнком с ТМНР

Альтернативная коммуникация в работе с ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развитияОбучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них п...

Использование альтернативной коммуникации для детей со сложным дефектом

Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения. Одни люди совсем не могут говорить, речь других недостаточно...

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы  с детьми с интелектуальной недостаточностью по использованию альтернативной коммуникации...

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС....

"Использование альтернативной коммуникации в работе педагога-психолога с детьми со статусом ОВЗ"

Карточки PECS как средство альтернативной коммуникации с детьми со статусом ОВЗ...