Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Ершова Елизавета Григорьевна

Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ.

Впервые мы столкнулись  с непростым решением использовать альтернативную систему коммуникации (общение с помощью карточек PECS), когда в ГБДОУ появился воспитанник с комплексными нарушениями развития.

Мальчику было 4 года, он был не способен не только к эффективному речевому общению (полное отсутствие речи, не пытался имитировать, подражать, не использовал даже отдельные звуки ,ничего кроме крика),но и демонстрировал чрезвычайно агрессивное, непредсказуемое поведение: ребенок хватал все в подряд, бросал игрушки и другие предметы в педагогов и детей, если совершались попытки забрать их у него, кусался, дрался, царапался, при этом избегал зрительного  и тактильного контакта. Помимо этого постоянно пытался покинуть  пределы группы. Мама ребенка настаивала на его пребывании в учреждении, и было принято решение использовать альтернативную систему коммуникации, общение с помощью карточек PECS. Чтобы решить хотя бы частично проблему контроля поведения мальчика нам удалось добиться для него тьютора.

Основным нашим источником информации по данной методике   стала книга Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Эта система была разработана авторами для обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициированному общению. В основе системы – прикладной анализ поведения (его принципы), а также методика дополнительной  и альтернативной коммуникации. В книге даны подробные инструкции по этапам, представлены шаги обучения, даются полезные советы, а также представлены образцы таблиц и диагностических листов.

Цель программы: побудить ребенка спонтанно начать коммуникативное взаимодействие, что и требовалось в нашем случае.

Повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности, считают авторы. Сначала определяются стимулы (то, что ребенок любит, особенно сильно хочет и фактически всегда выбирает из ряда других предложений). Это могут быть не только игрушки, но и еда, действия с предметами, игрушками, другие раздражители (щекотка, прыжки, просто полежать). В нашем случае учитывая  присутствие других детей рядом с мальчиком, мы решили отказаться от большинства пищевых стимулов, но исключить их совсем у нас не получилось. У нашего ребенка выявилось достаточное количество других предпочтений (мыльные пузыри, игрушки, щекотка), поэтому мы решили, что особенных проблем с подкреплением у нас не будет. Стимулы могут меняться достаточно часто, поэтому мы старались подготовиться к этому ,основательно заполнив лист предпочтений.

Обучение мы начали, как и предполагалось, с обмена карточки на предмет, при этом обмен подкрепляется каждый раз стимулом. Всего в обучении данной системе шесть этапов. На заключительных этапах ребенок должен использовать карточки, для выражения просьбы, отвечать ими на вопрос  «Что ты хочешь?», реагировать на простые вопросы: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?» и др.

Основной принцип  работы с карточками PECS: коммуникация основывается на обмене картинок, которые показывают желаемой предмет, или желаемую активную деятельность ребенка.

Так как мы работали с тьютором первый этап прошел на удивление хорошо, позитивно. Тьютор исполняла роль то «Собеседника» (человека, предлагающего карточку), то «Помощника» (контролирующего обмен со стороны ребенка), а потом соответственно менялась ролями с педагогом, обучающим мальчика системе.

Первый этап:

Цель: обмен карточки на стимулы.

Стимулы при этом должны быть наиболее выбираемыми, стоящими в списке предпочтений на первых ролях.

Ребенок (помощник сзади него) сидит перед Собеседником, обменивает карточку на стимул. Если он пытается схватить стимул, помощник направляет руку ребенка к карточке, протягивает карточку Собеседнику. Как только картинка касается руки Собеседника, он берет карточку, называет картинку, дает стимул ребенку, хвалит, одобряет его. Одновременно ребенок с помощью Помощника возвращает картинку на место.

В течение дня должно быть как можно больше количества обменов ( с разными стимулами), не менее 20 – 40 раз. Затем увеличивается расстояние (этап №2).

Первейшая задача – передать карточку прямо в руки Собеседнику, постепенный отказ от помощи, затем увеличение расстояния от книги PECS до Собеседника, т. е. ребенок должен подойти к книге PECS, взять картинку, подойти к Собеседнику, отдать карточку, взять (получить) стимул. На этом этапе делается книга – PECS.

Лучше сделать страницы разноцветными, обозначить их разноцветными разделителями по темам, снабдить «липучками»  - дорожками. Возможны разные варианты.

В нашем случае мы использовали папку – регистратор со страницами из плотного картона, разделив темы цветными разделителями. Все стимулы фотографируются. Следует сказать, что книгой ребенок пользуется всегда и везде, т. к. если     используется только дома или в учреждении, то работу по этой методике и начинать бессмысленно.

На этом этапе картинки (стимулы) меняются, разнообразие необходимо, желательно, чтобы менялись и Помощники с Собеседниками.

Также ребенок учится привлекать внимание Собеседника различными знаками, приемами (потрепать по руке, зайти спереди, поймать взгляд).

Третий этап:

Цель: выбор между желаемым и нейтральным предметом.  На этом этапе ребенок должен подходить к своей книге, брать карточку с изображением желаемого стимула, приносить ее педагогу.

На этом этапе вводится важные шаги: отвлечение и повтор.

Ребенок выбирает картинку с желаемым предметом – получает предмет, педагог его хвалит. Выбирает нейтральный предмет – педагог использует цепочку «обратных шагов» - показывает – помогает – отвлекает – повторяет.

Мы отвлекали ребенка различными действиями: бросали карточку на пол, подбрасывали платок вверх, пытались показать движение, которое мальчик должен был повторить, хлопали альбомом PECS (отвлечь надо на 1-2 секунды).

Наш мальчик на удивление быстро научился выбирать не только из двух, но и из большего количества карточек. При этом (учитывая его нарушение слуха), устная инструкция давалась, но не отрабатывалась специально, а только визуально.

При необходимости  на этом этапе в помощь ребёнку  вводятся несколько размеров карточек («нужную» карточку делают большего размера, используют только цветные картинки, или наоборот – черно  белые, не используются пиктограммы, если ребенок их не понимает). У нашего малыша способность узнавать не зависела ни от  цвета, ни от размера, ни от способа представления этого предмета ,поэтому этот этап не потребовал особых усилий.

Четвертый этап:

Вводится карточка «Я хочу» ,которая лепится на полоске с липучками, а ребенок выбирает желаемую карточку и крепит ее справа от «Я хочу» и приносит ленту педагогу.

Усложнение: ребенок отлепляет карточку «Я хочу» с дорожки на книге, крепит на ленту, дополняя предложение картинкой с желаемым объектом и приносит педагогу.

Пятый этап:

Вводятся карточки: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» (карточка «Что ты слышишь?» в нашем случае не вводилась вплоть до шестого этапа. Мы предварительно составили таблицу звуков, на которые ребенок реагировал хотя бы ложно – положительной реакцией, но этого было недостаточно, чтобы ввести соответствующую карточку – вопрос).

На этом этапе наш мальчик уже умел кивать головой в знак согласия, и отрицательно качать головой, если предмет его не интересовал (следует сказать, что навыки подражания, самостоятельного использования жестов и имитации идут параллельно с использование методики PECS).

Наш мальчик часто использовал отрицательный жест (поворот головой), т. е. демонстрировал нежелание составлять предложение с карточкой «Я вижу», но стимулы всегда были под рукой.

Например, ребенок желал кататься на машине, она  и была стимулом, а описывали мы мяч или большой кубик.

Шестой этап:

Цель: комментирование.

Называние предмета обязательно ребенком, он уже умеет различать, видит предмет, о котором спрашивают, подбирает соответствующие карточки. Вводится пиктограммы, ориентиры цветов, форм, размеров, количество предметов.

Помощник на этом этапе предпочтителен, он  внимательно контролирует последовательность шагов, постепенно убирая помощь, используя систему «обратных  шагов». Помощь убирается постепенно, в обратном порядке. На этом этапе вводится система жетонов, поощрений за выполнение заданий. В конце, накопив определенное количество жетонов, ребенок обменивает их на стимулы. Естественно, это отдельный тренинг, необходимый и сложный для ребенка.

Некоторые особенности нашего общения с помощью карточек PECS:

  1. Мальчик сам убирал карточки в книгу после получения просимого, описания предмета, после занятий.
  2. Тьютор постоянно носила книгу за мальчиком, помещая ее на определенные места в помещениях сада, где в данный момент находился ребенок.
  3. Пока не было возможности обозначить страницы по темам, педагог, взаимодействующий с ребенком до четвертого этапа раскрывала книгу в случае затруднения поиска карточек, иногда помещала руку рядом с карточкой, но никогда не использовала указательных жестов.
  4. Часть карточек была взята с сайта, посвященного обучению аутистов, но в основном все карточки были фото, которые обрабатывались на компьютере, чтобы предметы на них были значимыми и реальными для ребенка. Даже игры, движения ребенка, которые были значимы для него тоже переносились на карточки.
  5. Мама мальчика получила ссылки на видео – уроки, соответствующие этапам обучения ее ребенка, также занятия (часть занятий) с ее ребенком записывалось с ее согласия на видео и передавалось ей с комментариями.

Не было возможности контролировать использование PECS дома, поэтому нам показалось, что этапы овладения методикой несколько затягиваются.

В итоге после 6 месяцев использования методики мальчик стал значительно спокойнее, почти перестал уходить, т. к. возможность предложить стимул появилась у воспитателей, тьютора. Несмотря на его гиперактивность увеличивалось время нахождения за столом во время занятий, истерики часто стали заменяться карточками или ожиданием.

Например, педагог помещал карточку «машина едет» и «объятия» на ленту, а ребенок шел одеваться, т. к. понимал, что мама на машине скоро приедет забрать его домой.

Или во время истерики предлагалась карточка «корабль», в который ребенок очень любит играть, и в большинстве случаев это срабатывало ,мы шли за кораблем.

Мы считаем, что цель оправдывает средства: в нашем случае добиться какого – либо взаимодействия с таким сложным ребенком уже большое достижение и такая замечательная и опробованная методика, как общение с помощью карточек PECS имеет право на существование, несмотря на сложность оснащения карточками (что, безусловно, ложится на плечи педагогов, как и решение спонтанных ситуаций в обучении методике каждого конкретного ребенка с нарушением коммуникации).

 

    

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативной коммуникации для детей со сложным дефектом

Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения. Одни люди совсем не могут говорить, речь других недостаточно...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Данная статья будет интересна педагогам и специалистам, работающих с детьми с ОВЗ....

Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"

Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ТМНР.

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация включает в себя обмен информацией и является составной частью практиче...

"Использование альтернативной коммуникации в работе педагога-психолога с детьми со статусом ОВЗ"

Карточки PECS как средство альтернативной коммуникации с детьми со статусом ОВЗ...