Фронтальное логопедическое занятие по лексико-грамматической теме «Дикие животные»: «В гостях у сказки. Игра-драматизация «Колобок»» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бурдыгина Татьяна Владимировна

Фронтальное логопедическое занятие по лексико-грамматической теме  «Дикие животные» представлено по направлению «Речевое развитие».

Тема занятия: «В гостях у сказки. Игра-драматизация «Колобок»».

      В работе использовались:

 - Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников, разработанная на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи. Под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

 - Рабочая программа «Театральная мастерская», разработанная на основе авторской программы  курса «Театр»  И.А. Генераловой Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна.

  Наряду с традиционными коррекционно-логопедическими технологиями по формированию звукопроизношения, развитию фонематических процессов, лексического, грамматического строя, устной связной речи применялись игровые, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие технологии, а также коррекционно-развивающие инновационные технологии:    арт-терапевтические техники ( сказкатерапия,  музыкотерапия, кинезиофитнес, логоритмические упражнения, пальцевый массаж). Наиболее активной и достаточно эффективной формой обучения послужила     театральная деятельность и фольклорный жанр.

    Благодаря этим перспективным средствам  коррекционно-развивающей работы  дети с удовольствием включились в занятие, активно взаимодействовали друг с другом и с учителем, с большим желанием участвовали в драматизации сказки, с интересом реагировали на нестандартные ситуации, проявляя самостоятельность и инициативу. Много и активно двигались.

    Большое внимание уделялось развитию мелкой и обшей моторики, артикуляции, дыхания, просодической стороны речи. Велась работа над выразительностью и интонацией голоса. При построении диалога обращалось внимание на правила речевого этикета. Составление словесных портретов героев способствовало обогащению словаря и формированию грамматического строя речи.

     Использованные игровые приёмы и методы помогают достижению положительной динамики и успеха у детей с речевыми нарушениями, повышает их мотивацию к обучению и самооценку, оптимизирует процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего детского организма.

     К тому же, устное народное творчество содержит в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Дети приобщаются к нашей   национальной культуре, русским народным традициям.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolobok.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Фронтальное логопедическое занятие по лексико-грамматической теме  «Дикие животные»: «В гостях у сказки. Игра-драматизация «Колобок»»

(подготовительная группа)

                        Автор: Бурдыгина Татьяна Владимировна,

                                        учитель-логопед первой квалификационной категории

                                             Болотное, 2020

Цель:  развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей  по теме «Дикие животные» с использованием театрального и фольклорного жанров.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и закреплять знания детей о диких животных;

- активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»;

- совершенствовать грамматический строй речи (практические навыки правильного словоизменения, словообразования, согласования в роде, числе, падеже, построения словосочетаний и предложений).  

   Коррекционно-развивающие: 

- развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

- развивать творческие, познавательные способности, воображение, инициативу;

- развивать связную диалогическую речь, интонационную выразительность;

- развивать артикуляцию, дыхание, просодику, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: 

-воспитывать умение работать в коллективе, формировать коммуникативные  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, вежливости, самостоятельности;

- воспитывать гуманное отношение к животным;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству и театру.

Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение, презентация, костюмы героев, атрибуты и декорации к сказке «Колобок», прищепки, мягкие игрушки, телефоны.

Методы и приёмы: наглядные (презентация, драматизация), словесные ( беседа, словесное рисование портретов героев сказки, дидактические игры и упражнения, диалог по телефону), практические (   артикуляционная, дыхательная, фонетическая, двигательная разминки, упражнение для глаз, пальчиковая гимнастика и массаж пальцев).  

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие                                 Слайд

(пальчиковая гимнастика «Колечки»)
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю. Всех я вас приветствую!

Здравствуй, говорю я вам! Рады добрым мы словам!

2.Вступительная беседа

Логопед: Слово «здравствуй» называют добрым. Как вы думаете, почему?

( Здравствуй - вежливое слово, от которого становится приятно, улучшается настроение, здороваемся – значит,  желаем здоровья).

 Мне хочется, чтобы и у вас было хорошее настроение, поэтому  приглашаю  побывать в гостях у сказки.

Вы любите сказки? (Да)

Все  дети любят сказки.
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
И если любишь сказки, они тебе расскажут о том, что, может, было, а может быть, и нет…

Чтобы попасть в сказку, выполним одно волшебное упражнение. Упражнение для глаз «Пальминг»                                                     Слайд

Логопед: Ладони растираем до горячего состояния, складываем домиком и плотно прижимаем к глазам, греем наши глазки. Без разрешения ладони не убираем.    

1,2,3,4,5 - сказку в гости будем ждать.                                                                             Сказка, сказочка, приди, чудесами удиви, настроение подними.                                                                        А теперь откроем глазки – вот и очутились в сказке!  

 Сказка — это ярмарка чудес!                                            Слайд  Фонограмма
Мир волшебный, разноцветный лес!
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят!

 Добро пожаловать в сказку!

3.Драматизация сказки «Колобок»                            Слайды   Презентация

Пальчиковая гимнастика «Тесто»                                                        Слайд  

Дыхательная гимнастика «Ах, как пахнет!»                 Слайд  Фонограмма                                                                             Каким  воздухом дышал Колобок в лесу?

(чистым, свежим, лесным)

Почувствуем аромат цветов, запах грибов, запах ягод, хвойный запах.                                                                                            

Логопед: Дети, вам понравилась сказка? (Да) Мне тоже понравилась! Какие вы молодцы, настоящие артисты! Очень хорошо сыграли свои роли. Поблагодарим наших артистов аплодисментами. Спасибо вам!

4.Игры и упражнения по лексико-грамматической теме «Дикие животные»

Приглашаю всех в сказочную картинную галерею, где мы станем художниками и создадим портреты наших героев.

 Дидактическая игра: « Отгадай загадку и нарисуй портрет»       Слайд

Логопед: Рисовать мы будем не карандашами и красками, а словесно. Отгадайте, чей портрет будет первым в нашей галерее.

Загадка

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.                                                          Слайд

Хвост пушистый, мех золотистый.

Логопед: Верно, это лиса. Какая она?                                                      Слайд

 ( Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая, проворная, коварная, льстивая).                                                                                                            А какой у неё голос?  ( Лиса тявкает.)

Артикуляционная гимнастика                                                                                          (лиса улыбается, облизывается, принюхивается)

Ребята, вам понравилось, как лисичка поступила с Колобком? ( Нет)

Давайте позвоним ей по телефону и скажем об этом.

Разговор по телефону с Лисой                                         Слайд  Фонограмма
- Здравствуй, Лиса!

- Здравствуйте!

- Как нехорошо ты поступила с Колобком!

- Простите меня, пожалуйста! Я больше так не буду!

- Хорошо, будем надеяться!

Логопед: Простим Лису?    (Да)

Загадка

 Кто зимой холодной                                                                                Слайд

Ходит по лесу  хмурый и голодный?

Логопед: Верно, это волк. Какой он?                               Слайд  Фонограмма

(Волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый, опасный.)

Артикуляционная гимнастика                                                                                (оскалить зубки, постучать зубами, наморщить нос, вой волка)

Загадка                                                                                Слайд

Он в берлоге спит зимой  под огромною сосной,

 А когда придёт весна, просыпается от сна.

Логопед: Верно, это  медведь.  Какой он?                           Слайд  Фонограмма

(Медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой, топтыжка, сладкоежка, короткохвостый.)

Артикуляционная гимнастика                                                                                 ( медведь лижет мёд, малину, рычит)

Логопед: Что объединяет этих животных? (Они - хищники)

Дидактические игры:  «Семья хищников», «Посчитай: 1-2-5»     Слайд

Массаж пальчиков (прищепки - зубки хищников)

Загадка

Комочек пуха, длинное ухо.                                                                   Слайд

 Прыгает ловко, любит капусту, морковку.

Логопед: Верно, это заяц. Какой он?                                                     Слайд

Заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.

Физминутка «Заячья зарядка»                                   Слайд  Фонограмма

Раз присядка, два присядка  (руки на поясе),

Это заячья зарядка (ушки на макушке).

А зайчата как проснутся (ладони в кулачке и потирают глаза),

Любят долго потянуться (потягиваются),

Обязательно зевнуть (зевают, прикрывают рот рукой),

Ловко хвостиком вильнуть.

А  зайчиха — спину выгнут (выгибаем спинку)

И легонечко подпрыгнуть (прыжок).

Ну, а  заяц длинноухий,

Прижимает свои уши,

То одно, то оба вместе (ушки на макушке).

Долго  прыгает на месте (прыжки).

Раз присядка, два присядка  (руки на поясе),

Это заячья зарядка (ушки на макушке).

Мы немножко поиграли и нисколько не устали.

Загадка                                                                                                  Слайд

Его съесть хотели все, но попал он в пасть к лисе.            

 Сдобный, маленький клубок. В сказке звался…

Логопед: Верно, Колобок. Какой  он?                                                 Слайд                 (круглый, маленький, сдобный, свежий, ароматный, вкусный, горячий, жёлтый, аппетитный)

Кто попросил испечь Колобка? (Дед) Он какой?  

Словесный портрет деда                                                                                        (старенький, мудрый, добрый, находчивый, настойчивый)

А кто испёк Колобка? (Бабка) Она какая?

Словесный портрет Бабки  (добрая, заботливая, старенькая, хозяюшка)                                                                                                                                 Логопед: Молодцы,  все портреты готовы!                                                                            Можно возвращаться героям к себе домой, в лес.                                              Дидактическая игра «У кого какое жилище?»                                                     

Стихотворение «Лесные звери»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Волку в логове  у ели.

Под кустами  зайчик спит,

Нагребая листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Логопед: Кто в каком доме живёт? Куда они отправятся?                   Слайд

( лиса - в нору, волк – в логово, медведь - в берлогу, заяц - под кустик)

Давайте попрощаемся с дикими животными.                                                    

Пальчиковая гимнастика                                                                Слайд

- До свидания, беленький зайчонок!

-  До свидания, серенький волчонок!

- До свидания, рыжая лисичка!

- До свидания, мишенька -топтыжка!                         

-  До новых встреч в гостях у сказки!

 Итог занятия

Ребята, вам понравилось? Сегодня все – молодцы! Я очень довольна вами. Хорошо составляли словесные портреты, правильно отгадывали загадки, давали  верные ответы на вопросы, много двигались, весело и с пользой провели время.  До новых встреч в гостях у сказки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Конспект Фронтального логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию для детей старшего возраста «Профессия людей, работающих в детском саду»

Цель: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Коррекционно-образовательные:- расширять представления детей  и уточнение представлений о профессиях людей...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»

Представлен конспект  фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние  животные"  дети осваивают форму дат...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...